КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Станислав БЕНЕДИКТОВ,
народный художник России
Черно-белый автопортрет
Монография о Давиде Боровском
Книгу о творчестве Давида Боровского на
полках книжной лавки Союза театральных деятелей
находишь сразу.
Лишенная продажной яркости, простая мягкая,
серого цвета обложка не содержит привычной
рекламной информации.
Нет на ней фамилии художника, тисненной золотым
шрифтом, нет и имен авторов книги.
Лишь небольшая вклейка с графическим эскизом к
таганковскому «Гамлету», по которому человек
театра, как по фирменному знаку, узнает имя
мастера.
Элегантность и аскетизм внешнего вида
монографии (как это ни покажется удивительным,
первой в жизни художника) есть суть его
характера, суть стиля мудрой простоты и строгого
самоограничения.
Качествами этого стиля отмечены все его работы –
макеты и эскизы к театральным постановкам,
экспозиции авторских разделов на различных
выставках, начиная с «Итогов сезона» и
заканчивая «Пражской Квадриеннале».
Боровский, автор макета книги, создает по форме
не столько академическую монографию, сколько
своеобразный дневник жизни театрального
художника.
Появление на свет этого альбома мне
представляется важным событием театральной
жизни. Издание монографии в наше время – большая
редкость, но не меньшей редкостью являются и
глубина исследования, и качество литературного
языка, заключенные в ней.
Это бесспорно важное событие в жизни Боровского.
Систематизирован большой отрезок жизни в театре.
Приведены в порядок и восстановлены заново
утраченные рисунки и эскизы. Собраны и уже
останутся во времени вместе разошедшиеся по
музеям и коллекциям работы мастера, содержащие в
себе огромное количество пластических находок и
театральных идей.
Выход альбома – событие для цеха сценографов,
ведь в книге, в ее графическом решении Боровский
приоткрывает новые грани своего мастерства.
Конструктивная ясность и композиционная
точность, свойственные художнику в создании
сценического пространства, естественно перешли
и в решение пространства книги.
В ее центре Боровский поместил блок эскизов к
постановкам в театре и кино 1956–2000 годов, а также
эскизы спектаклей Театра на Таганке 1968–1998 годов.
Обрамляют композиционный центр тексты Аллы
Михайловой и Риммы Кречетовой.
По краям страниц расположились рисунки,
создающие для текстов каждого из авторов
своеобразный аккомпанемент.
На сцене Боровский играет с предметами,
фактурами, светом, пространством.
В альбоме элементами игры стали острые линии
дорожных рисунков, растушевки пятен театральных
эскизов, их расположение и сочетание со шрифтом.
В результате этой игры возникли особые ритмы
восприятия каждого из текстов.
В быстрых набросках легкие линии деревьев,
тонкая вязь линий черепичной крыши оттенены
черными провалами окон.
Прямые линии стола и гибкие контуры растений
вступили в конфликт с вертикалями темных
кипарисов.
В столкновении линий и пятен возник летящий
пейзаж Флоренции.
Вот остро увиденная конструкция стены старого
дома. Мелкий ритм оконных переплетов вписан в
решетку крепежных балок, вот музыкант, сидящий
рядом с футляром своего контрабаса.
Для художника все перечисленное – одинаково
важные объекты жизни, вступившие между собой в
пластический диалог.
Острая условность изображения наполнена
подлинной правдой.
Вся эта зорко наблюдаемая жизнь, естественно и
просто выраженная в рисунках, лишенная мелочной
бытовой подробности, перетекает в эскизы
декораций и костюмов, становится основой
различных сценических пространств.
В театре Боровский любит работать с простыми
фактурами, окружающими человека: деревом,
металлом, бумагой. В руках мастера эти фактуры
проявляют свои замечательные свойства и
обретают новую жизнь.
В книге господствует строгая графика. Художник
полностью отказался от соблазнов цветных
репродукций. Карандаш и белый цвет бумаги
становятся в его руках послушными средствами
выразительности.
Во всех своих рисунках художник сохраняет
цельность общего видения жизни, выделяя в них
каждый раз ясную и простую пластическую идею. Он
бережно относится к чистоте листа и ценит его
пустое поле ничуть не меньше, нежели пустое
пространство сцены. Подчас едва тронутое легкой
линией или вовсе оставленное чисто-белым, это
пространство становится важным элементом
композиции.
Боровский добивается большого разнообразия в
выражении целой гаммы мыслей и чувств. Его
сдержанная манера несет в себе мощный заряд
эмоциональности, которая проявляет себя
по-своему в эскизах к спектаклям «Гамлет»,
«Иванов», «Владимир Высоцкий» и многим другим.
Лирические рисунки на полях и наполненные
драматизмом театральные эскизы соседствуют на
страницах, дополняют друг друга и делают
творческий портрет Давида Боровского более
объемным.
Емкой и мудрой простоте стиля художника
полностью соответствует манера изложения своих
мыслей Аллы Михайловой. Та же, что и у художника,
отточенность мысли, наполненность смыслом
каждой фразы и полное отсутствие
комплиментарности.
В честном и вдохновенном изложении мыслей
проявлено глубинное понимание законов и правил,
по которым строит свои работы мастер. Во всем
абсолютно ясное осознание роли, которую
Боровский играет в нашем искусстве.
Римма Кречетова, естественно, во многом по-своему
видит особенности театрального метода
художника. Ее тексты, похожие подчас на белые
стихи, ценны еще и тем, что в них есть острый
анализ и точное описание оперных постановок
Боровского и Любимова за рубежом, а их
большинство из нас не могли видеть.
В соединении усилий талантливых людей – Аллы
Михайловой и Риммы Кречетовой, в сочетании
глубины содержания их текстов с
выразительностью графики Давида Боровского
получилась замечательная и очень нужная книга,
своеобразный дневник не только жизни
выдающегося театрального художника, но и
времени, в котором мы жили и продолжаем жить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|