Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ 
 

Администрация Таллинна объявила о начале программы бесплатного лечения наркоманов метадоном. Решено, что с октября нынешнего года они смогут пройти лечение под наблюдением специалистов центральной больницы. На эту программу из городского бюджета выделено полмиллиона крон.
Метадон поможет наркоману удовлетворить свое влечение к наркотикам, – считает вице-мэр Таллинна Цахкна. – Он перестанет ощущать острую потребность любыми способами, включая кражу, добывать деньги на дозу героина.
Но сотрудник Гражданской комиссии по правам человека Александр Иванов не разделяет бодрой уверенности
вице-мэра и явно сомневается в победе над наркоманией такой ценой.
Заинтересованная часть специалистов продолжает утверждать: метадон может помочь полному излечению от наркомании. Однако правозащитник Иванов отмечает, что “переломаться” от героина намного проще, чем от метадона. “Героиновая ломка длится всего несколько дней, а метадоновая – несколько недель, – говорит он. – При этом наркоман испытывает такие нечеловеческие страдания, что самостоятельно сойти с метадона никогда не сможет”.
Что метадон менее токсичен, чем героин, – тоже миф. Употребление метадона может привести к остановке дыхания. Организм полностью лишается кальция, человек испытывает ломящие боли в костях, они становятся хрупкими. 60% принимающих метадон не способны к сексу. У 75% женщин полностью прекращаются менструальные циклы.
По мнению Александра Иванова, замена опиатов на легальный метадон – очень сомнительный способ борьбы с преступностью, наркомафией и СПИДом. “Разрешенный” наркотик не приносит эйфории и наслаждения. Поэтому, проходя метадоновый курс, больные все равно ищут “кайф” и соответственно деньги на него. Половина бросают лечение и возвращаются к прошлому. Вот правозащитники и опасаются, что практика лечения метадоном выйдет за рамки лечения безнадежных героиновых наркоманов.
Недаром вся история борьбы с наркозависимостью связана с распространением новых наркотических средств. Для лечения опиумной наркомании придумали морфий. Зависимость от морфия лечили героином. Врачи по недомыслию уверяли, что он дает хороший эффект и не вызывает привыкания. Теперь каждый из нас знает, какая это была чудовищная ошибка.
От метадоновых программ отказались Швейцария, Швеция, Нидерланды, Австралия. В США они также признаны неэффективными. Мы же, похоже, не верим чужому опыту и готовы набить себе шишки сами.

Если вы опоздали и ваш ребенок
уже попал в сети наркоторговцев, а в вашем городе или поселке нет специализированных клиник и центров, звоните по федеральным телефонам доверия:

“Российской нарколинии”:
(095) 280-61-01.

Российского благотворительного фонда “Нет алкоголизму
и наркомании” (НАН) для подростков и их родителей:
(095) 126-04-51, 421-55-55.

Горячая линия по ВИЧ/СПИД:
(095) 250-63-41 (понедельник – пятница с 15.00 до 21.00).

Помощь окажут также:
Научный центр наркологии:
(095) 241-06-03, 358-07-98.

Орден спасения (Фонд помощи пострадавшим от наркомании):
(095) 441-00-34.

Реабилитационный центр “Страна живых”: (095) 463-28-08, 465-11-19.

Если же вам нужна экстренная медицинская помощь, немедленно звоните по 03.

 


ШАГ НАВСТРЕЧУ 

Ольга СОМОВА
г. Калининград

Даже не пробуй!

Так называлась первая Всероссийская антинаркотическая акция

На аэродроме нас встретили плакатами с надписью: “Даже не пробуй!”. Сразу стало ясно: это за нами. Шел уже четвертый день акции, но для журналистов, приехавших освещать это мероприятие, все только начиналось...
Вообще-то акция задумывалась куда скромнее. Олег Газманов, президент Национального благотворительного фонда поддержки культуры, решил провести на своей родине благотворительный концерт в пользу детского сада для ВИЧ-инфицированных детей и городской инфекционной больницы, но вскоре понял, что одним концертом дело не ограничится. Городская мэрия такую волну по городам и весям погнала, что в результате к акции местного масштаба подключились ведущие российские специалисты по профилактике и лечению наркомании и СПИДа, Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, ИД “Нарконет”, MV Capital Group, нефтяная компания “Лукойл”. Происходящее в Калининграде стало темой номер один во всех средствах массовой информации.
Кроме многочисленных серьезных мероприятий – лекций, семинаров, конференций – в программе были и несерьезные. Целую неделю на городских площадках под транспарантами “Даже не пробуй!” отрывались роллеры, скейтбордисты, брейкеры, байкеры... Дети (от 3 до 13) бились за первое место в конкурсе рисунков. Изрисовали весь асфальт (мелом) и заборы (красками). В самой гуще народных масс работали волонтеры из местного центра СПИД “Дельта-К” и ребята из детской молодежной организации скаутов “Медведь”. Я тоже проявила активность: раздала желающим серию цветных плакатов “ПС”. Они разошлись в одно мгновение.
А потом меня и еще четверых журналистов повезли в загородный детский дом, где и дом, и школа, и сад, и картофельные поля на сотни гектаров... А еще – коровы, гуси...
Пять лет назад городская мэрия вплотную занялась уличными детьми. Теми, кто слонялся по подворотням и вокзалам, нюхал пакетики с клеем. Детей отловили и отвезли в загородный лагерь. Отдохнуть, набраться сил. Назойливо втянули в одну из краеведческих программ. Все лето беспризорники что-то азартно копали, искали и собирали в окрестностях лагеря. Но наступила осень, и спасители детских душ задумались: а дальше-то что делать? Не на улицу же детей отправлять... Тут как раз под Калининградом освободилась территория военной части. Чем не приют для обездоленных?
От заборов, охраны и строгого контроля, а также от всех прочих сопутствующих атрибутов зоны отказались сразу. Несмотря на настойчивые советы со стороны, позиция педагогов приюта оказалась однозначной: дети здесь будут жить добровольно, а то какой же это дом, если он обнесен колючей проволокой?!
Стали дальше думать: как бы так сделать, чтобы детский приют не был похож на классический детдом, выпускники которого ни малейшего представления о жизни за его пределами не имеют? Придумали. Потихоньку освоили окрестные поля. Когда картофельная эпопея детдомовского масштаба только начиналась, о приюте прослышали в Германии и Дании. Помощь из-за границы подоспела вовремя. Самая разная. Один датский господин несколько лет подряд приезжал к детям, привозил элитные семена картофеля, самолично сажал и урожай вместе с ребятами собирал...
Кроме сельскохозяйственной специализации подростки освоили множество смежных профессий: ни в спальном корпусе, ни в школе нет ни одного гвоздя, прибитого не их руками! Ремонт в помещениях делают самостоятельно.
В приюте дети могут находиться до 18 лет. А недавно выпускники приюта получили возможность продолжать учебу в городе. Администрация заключила договора с профтехучилищами. Но директор все равно недовольна, ей хочется, чтобы ребята получили профессию (пекаря, плотника, столяра...) еще до окончания школы.
Неужели, спросите вы, недавние беспризорники так легко променяли привычную свободу на неволю приютскую? Что правда, то правда – поначалу не всем здесь понравилось. Некоторых беглецов приходилось возвращать по пять-шесть раз. Но за последние пару лет уже не было ни одного случая побега. Наоборот, узнает ребенок подробности местной жизни и сам приходит: возьмите...
Дети попадают сюда разными путями. С вокзалов, улиц, из семей, где родителям не до них. Случается такое и во вполне благополучных внешне семьях. Семиклассница Катя оказалась здесь не по своей воле. Сказали: или в приют, или в колонию, выбирай. И даже срок назначили – полгода. Уж как плакала Катя, когда ее привезли. Но прошло полгода, потом еще полгода и еще...
– Пока школу не закончу, отсюда никуда не уеду, – говорит она теперь.
Этим летом датчане пригласили детей к себе на отдых. В местной прессе тут же появилась статья под хлестким заголовком “Бывшие бомжики едут в Данию”. Дети к директору:
– Валентина Николаевна, мы не бомжики! Зачем нас так обзывают?!
...Им сказали, что будут гости из Москвы. Мальчишки, завидев нас, смущенно зашептались. Преподаватель физкультуры пояснил:
– Они гадают, которая из вас жена президента?
...Сидим в беседке, болтаем. Думали, устанем от восторгов о красивой жизни в Дании. Вопреки ожиданиям слышим:
– Сельское хозяйство у них, конечно, посильнее нашего, – со знанием дела басит 12-летний паренек. – Но жить там я бы не стал. Как почему? Да у нас интереснее в сто раз!..
Под конец самое главное и самое долгожданное событие акции – концерт! Стадион “Балтика”, десять тысяч зрителей. И открывала концерт Людмила Путина, в приезд которой уже мало кто верил. И президент, как водится, всем собравшимся передал горячий и пламенный привет.
Почему первая российская антинаркотическая акция прошла именно в Калининграде? Да потому, что здесь десять лет назад был выявлен первый инфицированный СПИДом. А сегодня наконец наметилась устойчивая тенденция к снижению наркомании и ВИЧ-инфекций. “Мы понимали, что на человека, принимающего наркотики, подобная акция вряд ли сможет повлиять, – подытожили организаторы. – Но мы думали о других, о тех, кого пока не коснулась эта зараза”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru