ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Александр СОГОМОНОВ,
кандидат исторических наук
Вкус к нестандартности
Сегодня принадлежать к среднему
классу – значит иметь мужество и
интеллектуальные средства, чтобы строить
собственную биографию
Сравнивая разные общества, мы довольно
часто судим об их зрелости по тому, насколько
развит в них средний класс. В известном смысле он
выступает метафорой современного общества
вообще. И не беда, что чаще всего эта середина не
имеет четко очерченных границ, социально и
культурно неоднородна. Для самоидентификации
людей магия среднего класса оказывается
настолько притягательной, что использование его
как угодно и когда угодно не противоречит
здравому смыслу, особенно в стране, где
поколениями люди хотели быть с большинством,
жить, чувствовать и поступать, как все.
Но очевидно, что средний класс – это совершенно
иной феномен в сравнении с желанием нашего
соотечественника ничем не выделяться и
ориентироваться во всем на всех.
Для классического индустриального общества
средний класс представлял собой чистое
выражение этоса (образа жизни) нормальности:
следование социотипическим образцам и
почтительное отношение к разделяемым в обществе
ценностям жизненного и делового успеха.
И если самоощущение “Я – средний класс” все же
необходимо было подтвердить конкретными
достижениями, выраженными
собственностью–доходами–статусом, то это,
собственно, и составляло “среднеклассовую”
нормальность жизненного пути.
В условиях постиндустриального общества
революционно трансформируется понятие средний
класс. Жизненные достижения человека становятся
значимыми не только и не столько по своим
результатам, а по тому, насколько в том или ином
биографическом проекте самореализовалась
личность. Соответственно и границы среднего
класса определяются скорее пределами свободы
жизненного выбора человека, а в трудовой
деятельности или в досуге – уже не важно.
Установка на непохожесть в известном смысле
представляет новый этос среднего класса как
социальной группы.
Россия, как и другие развитые страны западного
мира, переживает переход к глобальному обществу
“высокой” современности. Но у нее этот
цивилизационный переход сопровождается сломом
старой тоталитарной политической системы и
планового способа организации хозяйства.
Поэтому установка на нестандартность жизненного
пути человека приходит в противоречие с
практической сложностью реализовать принцип
свободы выбора. Бедность социальных условий
порождает бедность социального выбора.
Уже этого культурного конфликта возможностей и
притязаний достаточно, чтобы понять: в
сегодняшнем российском обществе средний класс
еще не может жить и чувствовать себя по-новому, но
в то же время и не способен реализовать себя, то
есть осознать себя как класс через результаты
своих жизненных достижений: положение – деньги
– успех – слава.
Средний класс остается у нас привлекательной
утопией. Однако социальное самоощущение многих
может определить вектор динамики российского
общества: новый средний класс в постсоветской
России воспитывается вкусом к нестандартности
жизненного пути человека и политической
лояльностью курсу социальных изменений.
Исторически средний класс выкристаллизовался на
обломках старорежимной сословной иерархии
благодаря революции в системе образования и
педагогической философии современного общества.
Современная система образования – главный
гарант сохранения и воспроизводства
пространства социальной срединности. Поэтому
ценности и нормы среднего класса не только
отражают, но и формируют культурные тенденции в
системе образования.
И как только средний класс перерастает в новый
средний класс и начинает практиковать принцип
биографической нестандартности, то и
образовательная система стремится не отстать от
духа времени, радикально пересматривая
философию универсальности образовательных
целей и педагогических технологий.
Нестандартность как принцип построения системы
образования скорее, чем любые другие реформы,
будет способствовать формированию в России
нового среднего класса. Эта гипотеза основана на
понимании кардинально изменившейся роли
образования в воспроизводстве современного
общества и его культуры.
Образовательная повестка на ХХI век подчинена
логике формирования личности, ориентированной
на возможности, шансы, риски и индивидуальную
ответственность человека за собственную
биографию.
Новый средний класс общества “высокой”
модернизации признает за образовательными
институтами как право на дидактический поиск,
так и право на педагогическую ошибку – не из
склонности к самопожертвованию, а из-за
недоверия к прежним образовательным стандартам
и педагогическим универсалиям. Он возвращает нас
к идее древнегреческой пайдейи и предлагает
подчас совершенно противоположные векторы
образования, и особенно самообразования. Опыт,
который человек извлекает в процессе обучения,
определен им, и только им самим.
А главное, новый средний класс берется сам
определять для себя образовательные цели, задачи
и педагогические средства и тем самым
существенно принижает фактор власти (и прежде
всего вмешательства государства в
образовательный процесс).
Разгосударствление образования становится
своего рода навязчивой идеологией нового
среднего класса, которая наталкивается на
консервативную систему “дипломов”,
“сертификатов”, “единых государственных
стандартов” и всего того, что пока еще
обеспечивает человеку доступ в социальную
систему, но уже не гарантирует свободы, достатка
и мобильности. Образовательная деятельность
превращается в предпринимательскую, что
завершает процесс создания подлинно свободного
и высококонкурентного рынка образовательных
услуг.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|