Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Александр СОГОМОНОВ,
кандидат исторических наук

Вкус к нестандартности

Сегодня принадлежать к среднему классу – значит иметь мужество и интеллектуальные средства, чтобы строить собственную биографию

Сравнивая разные общества, мы довольно часто судим об их зрелости по тому, насколько развит в них средний класс. В известном смысле он выступает метафорой современного общества вообще. И не беда, что чаще всего эта середина не имеет четко очерченных границ, социально и культурно неоднородна. Для самоидентификации людей магия среднего класса оказывается настолько притягательной, что использование его как угодно и когда угодно не противоречит здравому смыслу, особенно в стране, где поколениями люди хотели быть с большинством, жить, чувствовать и поступать, как все.
Но очевидно, что средний класс – это совершенно иной феномен в сравнении с желанием нашего соотечественника ничем не выделяться и ориентироваться во всем на всех.
Для классического индустриального общества средний класс представлял собой чистое выражение этоса (образа жизни) нормальности: следование социотипическим образцам и почтительное отношение к разделяемым в обществе ценностям жизненного и делового успеха.
И если самоощущение “Я – средний класс” все же необходимо было подтвердить конкретными достижениями, выраженными собственностью–доходами–статусом, то это, собственно, и составляло “среднеклассовую” нормальность жизненного пути.
В условиях постиндустриального общества революционно трансформируется понятие средний класс. Жизненные достижения человека становятся значимыми не только и не столько по своим результатам, а по тому, насколько в том или ином биографическом проекте самореализовалась личность. Соответственно и границы среднего класса определяются скорее пределами свободы жизненного выбора человека, а в трудовой деятельности или в досуге – уже не важно.
Установка на непохожесть в известном смысле представляет новый этос среднего класса как социальной группы.
Россия, как и другие развитые страны западного мира, переживает переход к глобальному обществу “высокой” современности. Но у нее этот цивилизационный переход сопровождается сломом старой тоталитарной политической системы и планового способа организации хозяйства. Поэтому установка на нестандартность жизненного пути человека приходит в противоречие с практической сложностью реализовать принцип свободы выбора. Бедность социальных условий порождает бедность социального выбора.
Уже этого культурного конфликта возможностей и притязаний достаточно, чтобы понять: в сегодняшнем российском обществе средний класс еще не может жить и чувствовать себя по-новому, но в то же время и не способен реализовать себя, то есть осознать себя как класс через результаты своих жизненных достижений: положение – деньги – успех – слава.
Средний класс остается у нас привлекательной утопией. Однако социальное самоощущение многих может определить вектор динамики российского общества: новый средний класс в постсоветской России воспитывается вкусом к нестандартности жизненного пути человека и политической лояльностью курсу социальных изменений.
Исторически средний класс выкристаллизовался на обломках старорежимной сословной иерархии благодаря революции в системе образования и педагогической философии современного общества. Современная система образования – главный гарант сохранения и воспроизводства пространства социальной срединности. Поэтому ценности и нормы среднего класса не только отражают, но и формируют культурные тенденции в системе образования.
И как только средний класс перерастает в новый средний класс и начинает практиковать принцип биографической нестандартности, то и образовательная система стремится не отстать от духа времени, радикально пересматривая философию универсальности образовательных целей и педагогических технологий.
Нестандартность как принцип построения системы образования скорее, чем любые другие реформы, будет способствовать формированию в России нового среднего класса. Эта гипотеза основана на понимании кардинально изменившейся роли образования в воспроизводстве современного общества и его культуры.
Образовательная повестка на ХХI век подчинена логике формирования личности, ориентированной на возможности, шансы, риски и индивидуальную ответственность человека за собственную биографию.
Новый средний класс общества “высокой” модернизации признает за образовательными институтами как право на дидактический поиск, так и право на педагогическую ошибку – не из склонности к самопожертвованию, а из-за недоверия к прежним образовательным стандартам и педагогическим универсалиям. Он возвращает нас к идее древнегреческой пайдейи и предлагает подчас совершенно противоположные векторы образования, и особенно самообразования. Опыт, который человек извлекает в процессе обучения, определен им, и только им самим.
А главное, новый средний класс берется сам определять для себя образовательные цели, задачи и педагогические средства и тем самым существенно принижает фактор власти (и прежде всего вмешательства государства в образовательный процесс).
Разгосударствление образования становится своего рода навязчивой идеологией нового среднего класса, которая наталкивается на консервативную систему “дипломов”, “сертификатов”, “единых государственных стандартов” и всего того, что пока еще обеспечивает человеку доступ в социальную систему, но уже не гарантирует свободы, достатка и мобильности. Образовательная деятельность превращается в предпринимательскую, что завершает процесс создания подлинно свободного и высококонкурентного рынка образовательных услуг.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru