ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Зигмунт БАУМАН,
профессор социологии,
Великобритания
Цена университета?
Узнайте на рынке!
Никогда прежде жизнь не была так
изменчива. Теперь умение извлекать информацию и
делать из нее необходимые выводы, а также умение
менять способы извлечения информации в
соответствии с обстоятельствами становится
намного важнее самого содержания этой
информации
Когда грек говорит об “образовании
ребенка”, речь идет прежде всего и по
преимуществу о моральном воспитании. Весьма
значима в этом отношении семантическая эволюция
(начатая в эллинистическом периоде), которая
привела слово “педагог” к его современному
значению “воспитатель”: дело в том, что этот
скромный раб играл в воспитании ребенка более
важную роль, чем школьный учитель; последний – не
более чем ремесленник, занимающийся узким
сектором понимания; напротив, педагог находится
рядом с ребенком в течение всего дня, посвящает
его в хорошие манеры и в добродетель, учит его
держать себя по отношению к окружающему миру (а
это важнее, чем умение читать)... У нас решающий
фактор воспитания – школа, у греков –
общественное окружение подрастающего ребенка:
семья, домашние, знакомые... Та же преобладающая
забота обнаруживается и на высших уровнях
образования. Отсюда идея, что любое высшее
образование включает глубокую, цельную и личную
связь между учителем и учеником, где элемент
чувства, чтобы не сказать страсти, играет
значительную роль...
А.Марру.
История воспитания в античности (Греция).
Перевод с французского
О нашем времени, которое пытаются
обозначить множеством терминов типа поздней
модернити, рефлексивной модернити или
постмодернити, можно сказать, что оно поднимает
до уровня нормы определенное состояние
диссонанса с унаследованными и внутренне
присущими людям качествами, состояние,
представляющееся патологическим с точки зрения
природы человека.
Любая позиция, отталкиваясь от которой можно
было бы предпринять логичные действия при выборе
жизненных стратегий: работы, профессии,
партнеров, моделей поведения и этикета,
представлений о здоровье и болезнях, достойных
ценностей и испытанных путей их обретения, – все
такие позиции, позволявшие некогда стабильно
ориентироваться в мире, кажутся теперь
неустойчивыми. Мы вынуждены как бы играть
одновременно во множество игр, причем в каждой из
них правила меняются непосредственно по ходу
дела. Наше время исполнено разрушением рамок и
ликвидацией образцов, наугад и без
предварительного уведомления.
При таких обстоятельствах обучение, дающее
знания о том, как нарушать общепринятый порядок,
как избавиться от привычек и предотвратить
привыкание, как преобразовать разрозненные
элементы опыта в доселе неведомые образцы,
относясь в то же время к любому из них как к
приемлемому лишь до особого уведомления, – такое
обучение обретает высшую ценность и быстро
становится центральным элементом незаменимого
снаряжения для жизни, отнюдь не искажая
образовательного процесса и не отклоняясь от его
истинной цели.
Я полагаю, что непреодолимое ощущение кризиса, в
большей или меньшей степени распространившееся
среди философов, теоретиков и практиков
образования, – это нынешнее воплощение “жизни
на распутье”, порождающей лихорадочный поиск
нового самоопределения. Оно проистекает из
отрицания авторитетов, полифонии
провозглашаемых ценностей и связанной с этим
фрагментацией жизни. Мир, в котором люди
выстраивают свои жизненные стратегии,
стимулирует развитие той разновидности
обучения, к которой унаследованные нами
образовательные учреждения даже не знают, как
подойти.
Нынешний кризис в системе образования – это
прежде всего кризис унаследованных институтов и
философий, предназначенных для реальности иного
рода. Необходим пересмотр установленных ими
концептуальных рамок, а это наиболее трудный и
опасный из всех вызовов, которые могут быть
брошены человеческой мысли. Не имея возможности
выработать иные рамки, философской ортодоксии
остается лишь отойти в сторону и махнуть рукой на
нарастающую массу новых явлений, объявляя их
аномалиями и отклонениями.
Поражены этим кризисом все устоявшиеся
образовательные институты сверху донизу. Особую
форму он принимает на уровне университетов.
На исключительное право наделять авторитетом
людей, активно проявивших себя в поисках нового
знания и его распространении, на право, некогда
дарованное государством исключительно
университетам, претендуют, и не без успеха,
другие учреждения. Репутации все чаще
приобретаются и теряются за пределами
университетских стен. В формировании иерархий
влияния известность заменила славу, публичная
известность вытеснила научные дипломы. Сегодня
оценка средствами массовой информации, а не
традиционные университетские стандарты
признания научных заслуг определяют иерархию
влияния, столь же непрочную и преходящую, как и
“новостная ценность” того или иного сообщения.
Монопольная или даже привилегированная роль
университетов в создании и отборе ценностей
сходит сегодня на нет. Университеты вынуждены
конкурировать на якобы равных условиях со
многими другими организациями, значительно
более искушенными в проталкивании собственных
идей и гораздо лучше понимающими желания и
страхи современной клиентуры.
Институты всех уровней обучения, обладающие
законным статусом, обнаруживают, что некогда
неоспоримое право определять критерии
профессиональных навыков и компетентности
быстро ускользает из их рук. Сегодня все –
студенты, учителя и учителя учителей – имеют
равный доступ к видеомониторам, подключенным к
Интернету, когда последние достижения научной
мысли, должным образом переработанные,
адаптированные к требованиям учебных программ,
легкие для использования, продаются в каждом
магазине компьютерных игр, а последние модели
обучающих игрушек попадают в распоряжение
человека в зависимости от наличия у него скорее
денег, чем ученой степени. Реальное влияние и
авторитет учителей опирались прежде на
коллективно принадлежавшее им право на
исключительный контроль над источниками знаний
и безраздельное право формировать “логику
обучения”. Теперь претензия академического
сообщества на то, чтобы быть единственным и
естественным прибежищем всех тех, кто привержен
высшему знанию, становится все более пустым
звуком в ушах любого человека, за исключением
того, кто ее провозглашает.
Постоянная и непрерывная технологическая
революция превращает обретенные знания и
усвоенные привычки из блага в обузу и быстро
сокращает срок жизни полезных навыков.
Краткосрочная профессиональная подготовка на
рабочем месте, а также гибкие курсы и быстро
обновляемые наборы материалов для
самоподготовки, которые предлагают на рынке без
посредничества университетов, становятся более
привлекательными. Задачи профессиональной
подготовки постепенно, но неуклонно уходят от
университетов.
В такой ситуации очевидная стратегия состоит в
принятии новых правил и игре по этим правилам. На
практике это означает подчинение суровым
требованиям рынка и измерение общественной
полезности создаваемого университетами
продукта наличием стабильного спроса,
рассмотрение университетов, создающих ноу-хау,
как поставщиков некоего товара, которому
приходится бороться за место на переполненных
полках супермаркетов, – товара, теряющегося
среди прочих, качество которых проверяется
объемами продаж.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|