Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУСС Когда со всех сторон кричат “Потоп!”, стоит посмотреть, не начинается ли хотя бы дождь.
Мягко говоря, призывы учить учиться звучат довольно давно; полагаю, эта истина была не чужда и древним грекам. Правда, до сих пор никто не показал, как этому учиться независимо от содержания того самого материала, который всю жизнь предстоит обновлять. Конечно, если не считать такой “чистой” методологией умение пользоваться библиотечным каталогом или справочным сервисом Интернета. Если ограничиться этим, то профессор Зигмунт Бауман прав: полное и самое современное образование можно получить на очень краткосрочных курсах.
Но ведь и в самом деле жизнь со времен древних греков очень ускорилась. И динамизм западно-европейского мира только нарастает. В этих условиях умение изменяться самому и постоянно обновлять свои знания и навыки, конечно, приобретает особую ценность. Уж мы-то, живущие в стране, меняющей общественную формацию, устройство хозяйства и повседневной жизни, каждый день убеждаемся в этом.
Все же хорошо бы определить поточнее, что именно меняется и должно меняться.
Ответ профессора Баумана: все. Не только знания и навыки, но и способы овладения этими знаниями и навыками, и ценности, и нормы поведения, и представления об устройстве мира. Даже научные репутации теперь, по мнению Баумана, определяются не столько университетами, сколько телевидением и забываются столь же быстро, как и любые последние новости. (Я-то до сих пор полагала, что репутации определяются научным сообществом, а телевидение только рассказывает об этом обществу, которому чаще всего это не слишком интересно.) Александр Согомонов убежден, что более всего нашему соотечественнику не хватает опять-таки не позитивных знаний, а умения нестандартно мыслить, принимать нестандартные решения и самому выстраивать собственную биографию. И наша система образования сможет соответствовать этим потребностям, лишь изменившись самым радикальным образом: отказавшись от всяких там образовательных стандартов, дипломов и государственной опеки.
Но разве лишилась всяких оснований банальная истина, что самое сложное в науке учиться – умение задавать содержательные вопросы? И что без этого умения невозможно также научиться принимать решения – то есть правильно и быстро обрабатывать информацию для принятия решений. Вне содержания, то есть самого материала каждого предмета, такое, по-моему, практически невозможно. Именно фундаментальное образование типа университетского эту науку в себе содержит.
Я бы не хотела, чтобы во всех стремительных изменениях нашего и всего западно-европейского мира пропали старые добрые принципы классического образования. Да-да, того еще, от древних греков. Я хотела бы, чтобы мои дети и мои внуки получили именно такое классическое университетское образование – не важно, насколько оно останется модным. И чтобы сами они ощутили ту глубокую личную связь с Учителем, которая полна чувств и даже страсти. Как свидетельствует Михаил Цфасман, именно это глубокое и неспешное университетское образование помогает выжить российским математикам и оказывается достаточным для того, чтобы у человека было несколько вариантов создания собственной биографии.
А краткосрочные курсы и самообучение по Интернету тоже пусть будут. Для всех желающих.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru