ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Когда-то давно, когда только начинала
выходить полоса “Зрительный класс”, мы думали:
как здорово, что в газете нашлось место для
материалов о такой замечательной области
педагогики, совершенно для нас непривычной, –
педагогике кино, видео и фотографии. А то часто
учителя и родители в один голос сетуют, что дети
слишком много времени сидят перед телевизором,
но лишь некоторые всерьез воспринимают
киноэкран как дидактический, обучающий материал.
Наверное, поэтому полоса “Зрительный класс”
выходит в свет не так часто, как хотелось бы. И
все-таки кое-что уже сделано. Мы писали о школьных
кинофестивалях, о преподавании школьных
дисциплин при помощи кино, о детских попытках
снимать свое кино. Сегодня разговор
продолжается. Разговор о том, что, может быть,
самый главный смысл кинопедагогики – в
воспитании настоящего, думающего и тонко
чувствующего зрителя, видящего в кинопродукции
не возможность пустого развлечения, а один из
путей открытия мира и себя самого. Чтобы это
понимание пришло к человеку годам хотя бы к
восемнадцати, надо начинать сначала, с первых
школьных дней. О двух таких школьных курсах,
воспитывающих грамотных зрителей, рассказывают
Лариса Баженова и Ольга Калмановская, постоянные
авторы полосы; о том, как с помощью кино можно
интересно преподавать химию, пишет заведующий
лабораторией медиаобразования Российской
академии образования кандидат педагогических
наук Алексей Журин. Поле для разговора открыто
для всех. Если вы используете кино или фотографию
в своей повседневной педагогической практике,
пишите нам, мы с удовольствием расскажем о ваших
идеях.
Ольга КАЛМАНОВСКАЯ,
учитель-исследователь
Что ты видишь на экране?
О школьном спецкурсе для любого
возраста
Шаг первый. Определение
“Как вам кажется, что такое культура
кинозрителя?” – с этого вопроса, обращенного к
ученикам, мы начинаем наше общение. В первый
момент я встречаю молчание, недоумение и даже
раздражение детей, потому что обычно на первом
занятии учитель сам рассказывает о том, что собой
представляет его предмет, почему он так назван,
как он будет изучаться, какие ожидаются
результаты и какие требования будут
предъявляться к обучающимся.
Но при совместном выяснении понятия
психологическая культура кинозрителя мы уже
осуществляем основные его принципы.
Первый из них – ребенок обладает огромным опытом
по освоению самых различных сторон жизни.
Поэтому важной задачей становится актуализация
этого опыта прежде всего для самих детей, ибо их
непосредственной реакцией является отрицание
каких-либо существующих представлений: “Я не
знаю, это так сложно…”
И мы начинаем постепенно разбираться в
содержании каждого понятия, входящего в название
курса.
Кто такой кинозритель?
На этот вопрос быстро находится ответ: “Это тот,
кто смотрит, “зрит” кино”.
Что такое культура?
На раскрытие этого сложного понятия может уйти
не один урок, и конечно, к нему мы будем
возвращаться еще не раз, пополняя свое
представление. Для начала достаточно обратиться
к словарю и выяснить, что по-латыни cultura
обозначает возделывание, обрабатывание.
Разобравшись в двух первоначальных понятиях, мы
продолжаем раскрывать содержание более емкого
словосочетания – культура кинозрителя.
“Это понимание фильма, желаний автора, реакция
на фильм”.
– Нужно ли мне понимать фильм или достаточно
того, что я его посмотрел?
– Для чего я хочу понять его?
С помощью уточняющих вопросов мы вместе
выстраиваем взгляд на процесс общения с фильмом.
При этом на доску заносится все, что говорят дети,
создается зрительная схема процесса.
Так мы осуществляем еще один важный принцип: опыт
ребенка, его изменения постоянно фиксируются
учителем на доске. Мыслительные процессы
приобретают ощутимую зрительную форму.
Посмотрим, как на первой встрече дети изобразили
процесс общения зрителя с экраном.
Общество – автор – фильм – я – новый я –
общество.
А вот схема, созданная ими же через год обучения.
Я (зритель) – мои ожидания до просмотра фильма –
фильм – автор – личный опыт – переживания,
ценности, взгляд на мир, представление о себе,
переживание архетипов – художественный опыт,
представление об искусстве, способ его освоения
– взгляд на мир, на человека, на самого себя –
художественные ценности.
Сначала ученики обозначают лишь основные
компоненты процесса общения зрителя с фильмом,
но без содержательной наполненности. Из
возможных контекстов отмечается один –
общественный, но также без уточнения: что
означает влияние общества на автора? каким
образом оно влияет на него? как это отражается в
фильме?
Связи между составляющими исключительно
однонаправленны: общество влияет на автора, тот,
в свою очередь, через фильм воздействует на
зрителя. При этом ребенок замечает изменения,
происходящие в нем после просмотра фильма:
появляется непонятный “новый я”. Однако в
общении с экраном ученик видит себя лишь
объектом воздействия.
Для меня важно обернуть ситуацию на самих детей.
Шаг второй. Почему?
– Какой ваш любимый фильм? Почему?
– Что вы имеете в виду, когда говорите: “Мне
нравится этот фильм?”
– Как вы предпочитаете смотреть фильм (в
кинотеатре, по видео, по ТВ; один, вместе с кем-то)?
– Постоянны ли вы в выборе фильмов? Что вы
смотрели несколько лет назад?
Таким образом, мы вплотную подходим к проблеме
мотивации: что стоит за выбранным мною фильмом?
Каждый отдельный зритель может отметить лишь
одну причину своего выбора, но в группе
становится ощутима полифункциональность
киноискусства. Не пугайтесь трудного слова. Речь
о способности фильма реализовать множество
смыслов: узнать новое о мире, о себе, пережить
эмоции, недоступные в реальной жизни, отвлечься
от проблем, приобщиться к красоте, к незнакомым
сферам жизни, разобраться в волнующих
проблемах…
Названные мотивы – это то, что мы осознаем, но
если после встречи с фильмом нас что-то тревожит
и мы не понимаем, что именно, то, значит, есть
неосознанное, непознанное в самом себе.
Шаг третий. От понимания фильма к
пониманию себя
Наша индивидуальная модель общения с
кино определена характером нашего личностного
развития. Научившись раскрывать и развивать эту
логику, мы овладеем способом собственного
развития.
По мере раскрытия ребенком природы кино,
механизмов и способов общения с ним расширяются
его представления о себе.
Мы вместе, педагог и класс, находимся в
исследовательской позиции по отношению к
собственной деятельности и совместно
выстраиваем ее. “Лишь овладев сутью
деятельности, то есть определив ее
мотивационно-целевой характер, условия ее
организации, требования к личностным качествам
субъекта, ребенок сможет, развивая эту
деятельность, совершенствовать самого себя”.
Теперь пора составить план занятий.
Ребята делятся своими предположениями о том,
каким образом можно достичь цели, как понять
фильм и собственное эмоциональное состояние.
С точки зрения детей, зритель может разобраться в
фильме, размышляя, вспоминая о нем, общаясь с
другими людьми – как реальными, так и
воображаемыми, работая над точной формой
высказывания, читая книги, посещая специальные
курсы.
В связи с этим ставится вопрос:
– Какими личными качествами, способностями, с
вашей точки зрения, вы должны обладать, чтобы
реализовать эти способы?
Ученики называют любовь к фильму, упрямство,
целеустремленность, терпение, старание. Редко
упоминаются вроде бы необходимые качества:
впечатлительность, зрительная память, внимание,
общительность.
Таким образом, мы теперь решили, что в нашем курсе
мы будем развивать аудиовизуальное восприятие,
то есть учиться слышать, видеть,
интерпретировать увиденное, разгадывать замысел
автора.
Кроме того, найдется место для познавательной
деятельности, для самопознания. Мы должны
научиться принимать и осознавать свое
эмоциональное состояние, свои личностные
проблемы, которые стоят за нашими ощущениями, и
занимать по отношению к ним конструктивную
позицию. И наконец, важно понять, как меняются
наши интересы в процессе взаимодействия с
экраном. Получается, мы создаем собственную
концепцию мира, человека и своего “я”.
Конечно, большое место занимает творческая
деятельность: создание ребятами собственных
текстов (рецензий, исследований, фильмов).
Схемы не заменят живого общения с искусством.
Поэтому мы смотрим много фильмов, вместе читаем
книги, пишем сами.
Для описания исследовательской позиции я
когда-то давно позаимствовала художественный
образ у С.Юрского из его первой книжки об
актерском мастерстве “Кто держит паузу”:
“Пауза – это не перерыв в тексте, когда актер
молча что-нибудь делает. Пауза – это мгновения
свободного хода действия, его саморазвитие.
Паузой проверяется контакт и берется толчок к
кульминации. Умение держать паузу – одна из
высоких ступеней мастерства”.
Мы учимся вместе с детьми, и проблемы, разрывы в
деятельности, возникающие сегодня, определяют
содержание завтрашних уроков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|