Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 
 

Когда-то давно, когда только начинала выходить полоса “Зрительный класс”, мы думали: как здорово, что в газете нашлось место для материалов о такой замечательной области педагогики, совершенно для нас непривычной, – педагогике кино, видео и фотографии. А то часто учителя и родители в один голос сетуют, что дети слишком много времени сидят перед телевизором, но лишь некоторые всерьез воспринимают киноэкран как дидактический, обучающий материал. Наверное, поэтому полоса “Зрительный класс” выходит в свет не так часто, как хотелось бы. И все-таки кое-что уже сделано. Мы писали о школьных кинофестивалях, о преподавании школьных дисциплин при помощи кино, о детских попытках снимать свое кино. Сегодня разговор продолжается. Разговор о том, что, может быть, самый главный смысл кинопедагогики – в воспитании настоящего, думающего и тонко чувствующего зрителя, видящего в кинопродукции не возможность пустого развлечения, а один из путей открытия мира и себя самого. Чтобы это понимание пришло к человеку годам хотя бы к восемнадцати, надо начинать сначала, с первых школьных дней. О двух таких школьных курсах, воспитывающих грамотных зрителей, рассказывают Лариса Баженова и Ольга Калмановская, постоянные авторы полосы; о том, как с помощью кино можно интересно преподавать химию, пишет заведующий лабораторией медиаобразования Российской академии образования кандидат педагогических наук Алексей Журин. Поле для разговора открыто для всех. Если вы используете кино или фотографию в своей повседневной педагогической практике, пишите нам, мы с удовольствием расскажем о ваших идеях.

Ольга КАЛМАНОВСКАЯ,
учитель-исследователь

Что ты видишь на экране?

О школьном спецкурсе для любого возраста

Шаг первый. Определение

“Как вам кажется, что такое культура кинозрителя?” – с этого вопроса, обращенного к ученикам, мы начинаем наше общение. В первый момент я встречаю молчание, недоумение и даже раздражение детей, потому что обычно на первом занятии учитель сам рассказывает о том, что собой представляет его предмет, почему он так назван, как он будет изучаться, какие ожидаются результаты и какие требования будут предъявляться к обучающимся.
Но при совместном выяснении понятия психологическая культура кинозрителя мы уже осуществляем основные его принципы.
Первый из них – ребенок обладает огромным опытом по освоению самых различных сторон жизни. Поэтому важной задачей становится актуализация этого опыта прежде всего для самих детей, ибо их непосредственной реакцией является отрицание каких-либо существующих представлений: “Я не знаю, это так сложно…”
И мы начинаем постепенно разбираться в содержании каждого понятия, входящего в название курса.
Кто такой кинозритель?
На этот вопрос быстро находится ответ: “Это тот, кто смотрит, “зрит” кино”.
Что такое культура?
На раскрытие этого сложного понятия может уйти не один урок, и конечно, к нему мы будем возвращаться еще не раз, пополняя свое представление. Для начала достаточно обратиться к словарю и выяснить, что по-латыни cultura обозначает возделывание, обрабатывание.
Разобравшись в двух первоначальных понятиях, мы продолжаем раскрывать содержание более емкого словосочетания – культура кинозрителя.
“Это понимание фильма, желаний автора, реакция на фильм”.
– Нужно ли мне понимать фильм или достаточно того, что я его посмотрел?
– Для чего я хочу понять его?
С помощью уточняющих вопросов мы вместе выстраиваем взгляд на процесс общения с фильмом.
При этом на доску заносится все, что говорят дети, создается зрительная схема процесса.
Так мы осуществляем еще один важный принцип: опыт ребенка, его изменения постоянно фиксируются учителем на доске. Мыслительные процессы приобретают ощутимую зрительную форму.

Посмотрим, как на первой встрече дети изобразили процесс общения зрителя с экраном.
Общество – автор – фильм – я – новый я – общество.
А вот схема, созданная ими же через год обучения.
Я (зритель) – мои ожидания до просмотра фильма – фильм – автор – личный опыт – переживания, ценности, взгляд на мир, представление о себе, переживание архетипов – художественный опыт, представление об искусстве, способ его освоения – взгляд на мир, на человека, на самого себя – художественные ценности.
Сначала ученики обозначают лишь основные компоненты процесса общения зрителя с фильмом, но без содержательной наполненности. Из возможных контекстов отмечается один – общественный, но также без уточнения: что означает влияние общества на автора? каким образом оно влияет на него? как это отражается в фильме?
Связи между составляющими исключительно однонаправленны: общество влияет на автора, тот, в свою очередь, через фильм воздействует на зрителя. При этом ребенок замечает изменения, происходящие в нем после просмотра фильма: появляется непонятный “новый я”. Однако в общении с экраном ученик видит себя лишь объектом воздействия.
Для меня важно обернуть ситуацию на самих детей.

Шаг второй. Почему?

– Какой ваш любимый фильм? Почему?
– Что вы имеете в виду, когда говорите: “Мне нравится этот фильм?”
– Как вы предпочитаете смотреть фильм (в кинотеатре, по видео, по ТВ; один, вместе с кем-то)?
– Постоянны ли вы в выборе фильмов? Что вы смотрели несколько лет назад?
Таким образом, мы вплотную подходим к проблеме мотивации: что стоит за выбранным мною фильмом?
Каждый отдельный зритель может отметить лишь одну причину своего выбора, но в группе становится ощутима полифункциональность киноискусства. Не пугайтесь трудного слова. Речь о способности фильма реализовать множество смыслов: узнать новое о мире, о себе, пережить эмоции, недоступные в реальной жизни, отвлечься от проблем, приобщиться к красоте, к незнакомым сферам жизни, разобраться в волнующих проблемах…
Названные мотивы – это то, что мы осознаем, но если после встречи с фильмом нас что-то тревожит и мы не понимаем, что именно, то, значит, есть неосознанное, непознанное в самом себе.

Шаг третий. От понимания фильма к пониманию себя

Наша индивидуальная модель общения с кино определена характером нашего личностного развития. Научившись раскрывать и развивать эту логику, мы овладеем способом собственного развития.
По мере раскрытия ребенком природы кино, механизмов и способов общения с ним расширяются его представления о себе.
Мы вместе, педагог и класс, находимся в исследовательской позиции по отношению к собственной деятельности и совместно выстраиваем ее. “Лишь овладев сутью деятельности, то есть определив ее мотивационно-целевой характер, условия ее организации, требования к личностным качествам субъекта, ребенок сможет, развивая эту деятельность, совершенствовать самого себя”.
Теперь пора составить план занятий.
Ребята делятся своими предположениями о том, каким образом можно достичь цели, как понять фильм и собственное эмоциональное состояние.
С точки зрения детей, зритель может разобраться в фильме, размышляя, вспоминая о нем, общаясь с другими людьми – как реальными, так и воображаемыми, работая над точной формой высказывания, читая книги, посещая специальные курсы.
В связи с этим ставится вопрос:
– Какими личными качествами, способностями, с вашей точки зрения, вы должны обладать, чтобы реализовать эти способы?
Ученики называют любовь к фильму, упрямство, целеустремленность, терпение, старание. Редко упоминаются вроде бы необходимые качества: впечатлительность, зрительная память, внимание, общительность.
Таким образом, мы теперь решили, что в нашем курсе мы будем развивать аудиовизуальное восприятие, то есть учиться слышать, видеть, интерпретировать увиденное, разгадывать замысел автора.
Кроме того, найдется место для познавательной деятельности, для самопознания. Мы должны научиться принимать и осознавать свое эмоциональное состояние, свои личностные проблемы, которые стоят за нашими ощущениями, и занимать по отношению к ним конструктивную позицию. И наконец, важно понять, как меняются наши интересы в процессе взаимодействия с экраном. Получается, мы создаем собственную концепцию мира, человека и своего “я”.
Конечно, большое место занимает творческая деятельность: создание ребятами собственных текстов (рецензий, исследований, фильмов).
Схемы не заменят живого общения с искусством. Поэтому мы смотрим много фильмов, вместе читаем книги, пишем сами.
Для описания исследовательской позиции я когда-то давно позаимствовала художественный образ у С.Юрского из его первой книжки об актерском мастерстве “Кто держит паузу”: “Пауза – это не перерыв в тексте, когда актер молча что-нибудь делает. Пауза – это мгновения свободного хода действия, его саморазвитие. Паузой проверяется контакт и берется толчок к кульминации. Умение держать паузу – одна из высоких ступеней мастерства”.
Мы учимся вместе с детьми, и проблемы, разрывы в деятельности, возникающие сегодня, определяют содержание завтрашних уроков.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru