Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 
 

Когда-то давно, когда только начинала выходить полоса “Зрительный класс”, мы думали: как здорово, что в газете нашлось место для материалов о такой замечательной области педагогики, совершенно для нас непривычной, – педагогике кино, видео и фотографии. А то часто учителя и родители в один голос сетуют, что дети слишком много времени сидят перед телевизором, но лишь некоторые всерьез воспринимают киноэкран как дидактический, обучающий материал. Наверное, поэтому полоса “Зрительный класс” выходит в свет не так часто, как хотелось бы. И все-таки кое-что уже сделано. Мы писали о школьных кинофестивалях, о преподавании школьных дисциплин при помощи кино, о детских попытках снимать свое кино. Сегодня разговор продолжается. Разговор о том, что, может быть, самый главный смысл кинопедагогики – в воспитании настоящего, думающего и тонко чувствующего зрителя, видящего в кинопродукции не возможность пустого развлечения, а один из путей открытия мира и себя самого. Чтобы это понимание пришло к человеку годам хотя бы к восемнадцати, надо начинать сначала, с первых школьных дней. О двух таких школьных курсах, воспитывающих грамотных зрителей, рассказывают Лариса Баженова и Ольга Калмановская, постоянные авторы полосы; о том, как с помощью кино можно интересно преподавать химию, пишет заведующий лабораторией медиаобразования Российской академии образования кандидат педагогических наук Алексей Журин. Поле для разговора открыто для всех. Если вы используете кино или фотографию в своей повседневной педагогической практике, пишите нам, мы с удовольствием расскажем о ваших идеях.

Лариса БАЖЕНОВА,
заведующая Лабораторией экранных искусств,
Российская академия образования

Уроки киноазбуки

Шестилетние дети с огромным удовольствием смотрят телевизор. И часто они понимают то, что происходит в фильме, совершенно по-своему, хотя смеются там, где смешно, замирают, если на экране показывают что-то страшное или опасное для героев. Стоит побеседовать с ними более подробно, и окажется, что фильм понят не совсем так, как задумывал режиссер. Вероятно, это происходит потому, что экранный язык имеет свою специфику, которую трудно понять малышам. Разобраться в этом поможет взрослый, если посчитает приобщение детей к экранной культуре таким же важным, как знакомство с хорошей музыкой, литературой и живописью. И если в сетке часов найдется время для просмотра мультиков и детских фильмов прямо в классе, ему поможет программа “Основы экранной культуры”, разработанная кандидатом педагогических наук, заведующей Лабораторией экранных искусств РАО Ларисой Баженовой специально для начальной школы.

Искусство смотреть мультфильмы

Как ребенок воспринимает аудиовизуальный ряд? Первое, что приходится ему делать, – идентифицировать образ с экрана с живым образом реальной действительности. Какие-то образы ему знакомы, какие-то нет. Все привычное – понятно, непривычное удивляет и очень интересует. Всему, что видит, ребенок тут же присваивает эпитеты: “хороший”, “плохой”, “красивый”, “злой”. Хорошему, доброму герою он сочувствует, плохому – нет. Но проблема в том, что младшие школьники с трудом выстраивают причинно-следственные связи и в более-менее сложных сюжетах могут даже перепутать, кто хороший, а кто плохой.
На занятиях с первым классом смотрели мультфильм “Старая игрушка” В.Ливанова. В фильме нет речи героев, и детям приходится проделывать сложную работу – выстраивать смысловые ряды, основываясь на изображении и музыке. История довольно обыкновенна: девочке подарили новую игрушку, и она забыла старого верного друга, плюшевого медведя, в песочнице под дождем. Во время просмотра дети внимательно следили за ходом событий, видно было, что они сопереживают героям. Однако во время обсуждения выяснилось, что многие сцены, важные для понимания, дети интерпретировали по-своему, не обратили внимания на многие существенные детали, и смысл картины сильно исказился. Что делать в подобной ситуации учителю? Отказаться от использования фильмов на уроках в начальной школе, потому что это слишком нерационально с точки зрения получения результата? Или все-таки ввести в ежедневную практику, специально учить экранной грамотности, принимая во внимание возрастные особенности учеников? Хорошо, если учитель выберет второй путь и создаст ситуации, побуждающие детей к собственным размышлениям. Например, предложит рассказать о происходивших событиях от лица того или иного персонажа, описать чувства, которые испытывали герои, попытаться объяснить, почему они поступили именно так. Другой хороший ход – предложить детям посмотреть, прочитать или послушать произведения искусства других жанров, в которых высказывается сходная мысль. Так, например, после того как первоклассники посмотрели “Старую игрушку”, в классе был прочитан рассказ Виктора Драгунского “Друг детства”, похожий по теме и нравственной проблематике, что позволило им уже более адекватно воспринимать идею фильма.
Во время последующих просмотров других картин учитель предлагал детям задания, развивающие у них внимание к визуальному ряду фильма – подробное рассматривание на стоп-кадре, словесное описание, рисование героев. Постепенно такое внимательное рассматривание станет привычным, что позволит углубиться дальше и научиться выстраивать смысловые цепочки между несколькими отдельными кадрами.

Маленькие тайны профессионалов

На этом этапе уже имеет смысл знакомить детей со специальными терминами (кадр, план, монтаж и другие), что не только обогащает словарный запас, но и существенно облегчает процесс обсуждения фильма. Дети семи лет легко усваивают понятие “кадр” в его фотографическом значении – как часть пространства, ограниченного рамкой камеры. Чуть позже они понимают и особенности кинематографического кадра, узнав, что кадр длится от включения до выключения камеры, с удовольствием считают, сколько кадров в предложенном им фрагменте фильма. Разговор с детьми о монтаже, естественно, возникает после освоения понятия “кадр”. Они часто сами спрашивают: “Что надо сделать, чтобы из кадров получился целый фильм?” Многие даже пробуют рисовать мультфильмы на бумаге, изображая серии последовательных картинок, и сами приходят к мысли о необходимости общей идеи, связывающей кадры воедино. После таких игр-упражнений вполне понятными становятся логические цепочки кадров, выстроенные в тех или иных детских фильмах, причинно-следственные связи между событиями. Но опыт показывает, что фильмы с нелинейным, параллельным монтажом практически не воспринимаются учениками младших классов. Именно тогда, когда надо понять, что действие перенеслось в другое место или даже в другое время, детское восприятие дает сбой. Чем сложнее форма монтажа, тем больше трудностей возникает у маленького зрителя. Впрочем, неразвитым восприятие может оказаться и у взрослого человека, если его не знакомили специально с основами экранного языка. Поэтому так важно, чтобы язык кино стал для детей своим, чтобы они были не пассивными потребителями визуального информационного потока, а внимательными и вдумчивыми зрителями.
Приобщение младших школьников к киноискусству предполагает, что они освоят и такие выразительные средства, как цвет, звук. Разговаривая с детьми о музыке в фильме, учителю приходится учитывать тот музыкальный опыт, который уже сложился у них к этому времени. Ребята, как правило, знают многие песенки из мультфильмов, и для совершенствования восприятия важно обращать внимание детей на то, какую роль играет музыка в фильме, как с ее помощью можно передать эмоциональное состояние героев. Постепенно внимание детей обращается не только на песенки, но и на музыкальные темы, сопровождающие действия героев. Ребята выясняют, какую роль играет та или иная мелодия: предвосхищает событие, создает настроение. А ученики третьих-четвертых классов уже могут выделить музыкальные темы, связанные с конкретным героем, своеобразные “музыкальные портреты” персонажей фильма.
Поскольку звук в фильме представлен не только музыкой, важно привлечь внимание детей ко всей звуковой среде фильма – речи героев, природным звукам, шумам. Например, прослушивание фонограммы без изображения побуждает детей придумывать возможный зрительный ряд в зависимости от звуков, а задание на озвучивание “немого” отрывка помогает им более внимательно относиться к визуальному ряду – содержанию и настроению кадра, пластике, мимике героев.
Цвет в кадре самым непосредственным образом влияет на его атмосферу, на те чувства, которые возникают у зрителя. Рисуя картинки к фильму или придумывая собственные рисованные фильмы, дети быстро приходят к пониманию назначения цвета в кинематографе: радостные, веселые события происходят на фоне светлых, нежных или ярких тонов, грустные или трагические – на фоне темных, тусклых. Выполняя разные творческие задания, ребята учатся сами передавать при помощи цвета не только содержание сцены, но и ее настроение.

Автора! Автора!

Творческая деятельность детей в процессе таких киноуроков имеет огромное значение, но совершенно иной смысл, чем творчество учеников киношкол или воспитанников фото- и киностудий. Занимающиеся в студиях и кружках школьники ориентированы на создание собственного конкретного продукта, который впоследствии может быть показан на фестивалях разных уровней. Во время уроков экранной культуры детское творчество помогает пониманию, развитию собственного мышления. Поэтому здесь важен прежде всего не результат, а процесс, в который вовлечены все участники, а не только наиболее способные. Поэтому и проблема авторства, детской гордости не стоит так остро, как в самодеятельном клубном творчестве. На всех этапах работы участвуют все в том или ином качестве.
Среди творческих заданий особой популярностью у детей и педагогов пользуется прием раскадровки, позволяющий ощутить себя в роли режиссера и оператора одновременно. Серия последовательных кадров-картинок позволяет отобразить содержание, эмоциональный фон событий, поупражняться в “монтажном мышлении”, когда всего в нескольких картинках надо передать суть происходящего. Дети с огромным удовольствием рисуют такие фильмы к прочитанным сказкам или придумывают сюжеты сами. Другое интересное для младших школьников задание – создание фотофильма, когда из серии фотографий надо составить целостный сюжет. Например, по материалам семейного фотоальбома составить своеобразную историю семьи. Поставленный в позицию автора, ребенок во многом по-новому смотрит на события из домашней жизни, стремится узнать подробнее, что было до него. Другой вариант фотофильма – когда фотографии делают сами ребята (во время школьного праздника, путешествия) и потом последовательно восстанавливают цепочку событий. Можно наклеить фотографии на широкую бумажную ленту, имитирующую пленку, а можно попытаться отснять фотофильм на видео, чтобы его можно было демонстрировать на экране, как настоящее кино. Можно предложить попробовать снимать короткометражные фильмы любительской кинокамерой, которые сейчас есть во многих школах. Как это делать с малышами из начальных классов – разговор особый. Об этом в другой раз.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru