ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Ирина КОРСУНОВА,
замдиректора НОУ “Школа в адаптационной системе
обучения”
пос. Свердловский Московской области
Первые десять дней
О детях, которые только приходят в
школу,
и о книге, которая помогает сделать шаг им
навстречу
Какими приходят дети в первый класс?
Женька сидит за столом. Накладывает рукой в ложку
лапшу из супа, жует не спеша. Затем берет двумя
руками тарелку и пьет через край. Пятеро соседей
замерли. Где еще такое увидишь?
Катюша плачет. Саша и Костя залезли к ней в
шкафчик и съели конфеты. Конфет было бы не жалко.
Катя всегда всех угощает. Но на этот раз гостинец
принесла бабушка – папина мама. Родители в
разводе, и бабушке не разрешают видеться с
внучкой. Она приходит украдкой в школу, и ее
гостинец дороже всех.
И вот этим ребятам надо учиться. Читать и считать,
думать и доискиваться до сути, быть способным к
самостоятельному действию. А еще учиться
терпению и сопереживанию, взаимопомощи и
пониманию – тому, как жить в мире взрослых и
детей.
Много лет назад, когда мой первый класс сводил
меня с ума постоянными слезами, обидами и
драками, мне попала в руки книга Селестена Френе,
выдающегося французского педагога-гуманиста. В
его статье о нравственном и гражданском
воспитании я прочла о необычной школьной
стенгазете. Первая колонка отводилась для
критических отзывов, вторая – для похвальных, в
третьей дети должны были записывать просьбы и
пожелания, а в четвертой – сообщения о своих
делах. Перебираю старые странички.
– Я критикую Костю П. за то, что он пинал Сашу Н.
Леша.
– Я критикую Лешу за то, что он написал, что я,
Костя П., пинал Сашу. Я его не пинал, а не разрешал
ему и Вове выяснять отношения по-мужски. Потому
что хочу, чтобы никто не дрался и была дружба
между всеми. Костя.
– Я критикую попугаев за то, что они сами не
даются в руки. Рома.
– Я хвалю Сашу О. за то, что она, когда мы все
заблуждались, вывела нас на правильное решение.
Катя.
Мои ребята взрослели.
– Сегодня на уроке русского я была сначала в
позиции учитель–ученик, потому что на вопросы,
которые у меня возникали, сама и отвечала. А после
того как все сделала, я была в позиции учителя,
помогала Зине. Саша О.
– У меня есть проблема: хочу быть первым. Когда
человек говорит, встреваю в разговор и
высказываю свои мысли. Моя цель – поработать с
этой проблемой. Гоша М.
На страничке «Я критикую» только одна
размашистая строчка:
– Я критикую себя!!!
– Вы знаете, – скажет спустя несколько лет Настя,
– я ведь весь первый класс думала, что школа для
того, чтобы лежать на диване и смотреть
телевизор. Потому и ревела на уроках. И только во
втором классе поняла, что в школе надо учиться.
Книги бывают разные. Бывают книги-прохожие.
Попадают в руки только однажды. Не возвращаются.
Забываются. Теряются.
А бывают книги хранимые. Бережно и с любовью. Вот
совсем невзрачная. На серо-желтой бумаге, с
непропечатанными буквами, загнувшимися и
истонченными от частого использования уголками.
Ее издавали и переиздавали. Но я храню именно
свою, испещренную пометками всех цветов и
смыслов. «Введение в школьную жизнь. Галина
Цукерман. Наталья Поливанова».
Она написана для того, чтобы помочь ребенку
построить содержательный образ настоящей школы,
настоящего школьника. Курс “Введение...” задуман
как промежуточный между дошкольным и школьным
детством. Таково и самоощущение ребенка: он уже
не дошкольник, но еще и не ученик. Его наивные
внешние представления об учебе часто не
совпадают с реальностью. Ему еще только
предстоит выстроить новую систему отношений со
сверстниками, взрослыми, наконец, с самим собой.
– Я люблю смотреть телевизор, люблю, чтобы мне
покупали красивые игрушки. Без развлечений – я
никак! Мне никто не нравится в школе. Все плохие.
Только девочки хорошие – Даша и Полина. Еще два
мальчика очень нравятся. А Егор мне не нравится. Я
взял лошадку поиграть, а он ее тоже сразу взял.
Если бы он хорошо попросил, я бы ему сам дал. А он
сразу: «Дай! Дай!» Я ему и дал по губе. А он на меня
накинулся, как лев из кустов. Мы с ним не
помирились.
У Светы – Светланы Борисовны – это самый первый
первый класс. Хотя в школе она не новичок. С.Б. уже
несколько лет работает учителем естествознания
по программе Елены Викторовны Чудиновой, и у нее
присутствуют та педагогическая находчивость и
отвага, которые отличают стойких учителей
развивающего обучения, выстроивших и проживших
не одну проблемную ситуацию, бьющихся по ночам
над поиском «нескольких точек зрения»,
рефлектирующих «способы действия». Светлана
Борисовна не оставит без внимания ни один
детский вопрос. «Давай подумаем вместе» – хотя
проще ответить «не знаю». «Может быть, ты и прав,
но я думаю по-другому» – цивилизованный способ
решения конфликта. «Давай попробуем
договориться» – вместо «Делай, как я сказал».
Здесь сотрудничество – это не просто вежливое и
культурное общение людей. Нет, ребенок занимает в
нем активную позицию учащегося в противовес
пассивной позиции обучаемого. Но если подросток
способен учиться самостоятельно, с помощью книг,
то первоклассник может компенсировать
собственную неумелость только с помощью других
людей: учителей, родителей, одноклассников.
– А я сегодня учился задавать умные вопросы.
– А мне ты сможешь задать умный вопрос?
Задумывается.
– Как вы думаете, зачем нужны книжки?
– В книжках можно прочитать про то, чего еще не
знаешь. Например, про разные страны.
– Да, я видел такую книжку. Там была нарисована
Африка. И еще большая река. Вы не знаете, как она
называется?..
Порадую завтра Светочку. Ее урок прошел не зря.
Школьник, умеющий учиться, сам оценивает свои
достижения.
– Я сделал хорошо или плохо? – спрашивает малыш.
– Давай сначала вспомним, что нужно было сделать.
Ребенок вспомнил и огорчен: не все получилось,
как надо.
– Какая тебе нужна помощь? Кто может тебе помочь?
Сейчас самое главное – научить ребенка
определять степень своего умения или неумения;
дать ему понять, что оценка работы и оценка
самого себя не должны смешиваться. «Плохая
работа» – это не то же, что «я – плохой».
«А еще нас сегодня учила Виктория Вячеславовна. В
башне жила принцесса. Кто свое имя написал
правильно, мог поставить крестик на вершине
башенки. Это значит, ты спас принцессу».
Оказывается, отметку себе можно поставить за
разное: за «красиво», «интересно», «я старался»…
Создавая курс “Введение в школьную жизнь”,
взрослые подумали и о том, как важно в первые дни
школьной жизни сохранить эмоциональное
благополучие и душевный комфорт. В этом помогают
ритуалы знакомства и приветствия, игры, работа в
малых группах.
«Я подружился с ребятами. Одного мальчика зовут
Рустам. Он знает много игр. И мне нравится Даша,
она умеет свое имя письменными буквами писать».
«Я очень обрадовался, когда пошел в школу. Этот
детский сад мне надоел, потому что там дети
кричат, а в классе крика нет и спать не надо. В
школе я учусь. …Нас повели на компьютеры. Мы там
разные кнопочки нажимали. Это чтобы потом
научиться печатать. Фамилия у учителя была
Федорович».
«А Дима с Егором поссорились. Это плохо. Им ведь
еще долго учиться в одном классе».
Подходит к концу вторая учебная неделя. Многому
научились, хотя что-то не удалось.
«Я научился считать по-английски до пяти. А до
десяти – это очень трудно…
Я научился в школе знакомиться, задавать вопросы.
Английскому научился. Только пока еще пару слов
знаю, а остальные не могу произнести…
Чему учусь? Интернет мы сегодня учили...
Есть некоторые трудности, но я с ними
справляюсь…»
На белом листочке бумаги – синяя река, лодка с
большим белым парусом и две забавные фигурки. Это
Андрей и Егор, не ссорясь, вместе плывут на яхте.
Директор Наталья Ивановна улыбается. Ее девять
первоклашек теперь уже могут с гордостью
сказать: «Я – ученик!»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|