ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Осваиваем территорию!
Чтобы школа стала своей, а жизнь –
общей
Начало
Сейчас, когда сентябрь уже позади,
чувствуется, что школьная жизнь наладилась,
вошла в привычное русло. События вытесняют друг
друга, хорошее остается, дурное почти не
помнится. И в суете повседневности мы начинаем
забывать, каким трудным был первый месяц,
особенно для самых маленьких школьников. Так
случилось, что в моей жизни почти каждый год был
учебным – сначала в школе, куда я ходила
маленькой девочкой, потом – в единственной тогда
в России начальной Монтессори-школе, где
примерила на себя роль учителя, а теперь в
маленькой деревенской школе в Подмосковье, где
каждое утро встречаю первоклассников у двери.
Вспоминая собственные детские ощущения и
обдумывая учительскую практику, я все больше
убеждаюсь в ценности именно этого первого
месяца, который определяет все – атмосферу в
классе, его интересы, его “особость” в большом
школьном коллективе.
Разверните карту школы!
Сколько ребенку надо потратить душевных
и физических сил, чтобы разобраться наконец, что
же это за место такое – школа, почему в ней все
устроено не так, как дома, чего хочет от него
учитель… Не выдерживая школьного напряжения,
малыши часто заболевают, у многих возникает
“стресс первоклассника”, они довольно быстро
начинают сопротивляться школьным требованиям,
хотят играть больше, чем учиться. И я, зная об этих
подводных камнях, попробовала обратить
трудности первых дней в повод не для отчаяния, а
для развития. Главным учебным предметом на это
время стали не родной язык и математика, а школа.
Для начала превратим ее в продолжение
пространства родного дома. Хотя наш кабинет и
маленький, в нем поместились не только парты и
доска, но и “читальный” диванчик, рядом шкаф с
интересными, яркими книжками и игрушками,
принесенными из дома ребятами.
Шаг второй – путешествие по школьным коридорам,
чтобы узнать, куда какие двери ведут. Раз
путешествие, значит, карта. Сначала создаем карту
класса, каждый рисует несколько предметов из
классного пространства, вырезает и наклеивает на
общий лист. Учитель помогает неуверенным в себе,
подбадривает, подсказывает, что и как. И через
полчаса на стене красуется настоящая
разноцветная карта, где обозначены все окна,
парты, шкафы. С ее помощью можно будет заниматься
математикой, тренировать пространственную
ориентацию, прятать и искать клады.
На другой день неслышно, как индейцы (чтобы не
мешать остальным детям), крадемся по школе и
подписываем все двери. В нашем классе есть
ребята, которые уже умеют читать. То, что они
легко прочитывают слова на бумажных табличках –
“учительская”, “класс”, “спортзал”,
“раздевалка”, очень веселит остальных и
вызывает желание быстрее научиться читать самим.
А главное, школа со всеми своими закутками
становится понятной, освоенной территорией.
Искусство расставлять школьную мебель
Первоклассники – серьезные люди, они
намерены учиться с самого первого дня, их очень
сердит и даже оскорбляет всякое промедление, им
не нравится писать бесконечные палочки и
крючочки, считать грибы и яблоки. Они жаждут
серьезной работы, хотят знать буквально все и
сразу. Поэтому наш кабинет наполнен
всевозможными диковинными, красивыми вещами,
инструментами, головоломками, которые дразнят
воображение и интеллект, которые хочется
потрогать, позаниматься с ними, спросить о них.
Например, в классе стоит огромный глобус, и
многие уже могут показать на нем Россию или,
например, Африку. На полках – коллекции
минералов и морских ракушек, настоящие лупы,
рулетки, специальные дидактические материалы по
родному языку и математике, придуманные сто лет
назад великой Марией Монтессори. С их помощью
можно научиться считать до десяти тысяч или
совершенно самостоятельно выработать
индивидуальный красивый почерк.
Зачем все это первоклашкам, которые должны
считать до двадцати и знать алфавит? Затем, что
ребенок – человек, интересующийся всем на свете,
в большинстве случаев его интересы лежат за
пределами обычных учебников, и взрослым
приходится изрядно попотеть, чтобы
удовлетворить его жажду познания. Затем, что
ребенок, знающий больше, чем положено по
программе, увереннее и свободнее чувствует себя
в жизни. Затем, что важно, чтобы школа стала для
малыша любимой и дорогой, чтобы безделье было
самым страшным наказанием.
Но, конечно, вы понимаете, что мало просто
поставить на полки красивые вещи, мало купить
изящные, удобные рабочие столики. Надо еще и
учебный процесс устроить как-то так, чтобы в нем
нашлось место свободе выбора, школьной
программе, творчеству, сотрудничеству, нежности,
помощи, удивлению, искусству и многому-многому
другому. А разве можно сделать что-то стоящее,
если школьные парты стоят друг за другом и задают
единственный стиль отношений: “один ученик –
один учитель”? Понятно, что без работы парами или
малыми группами тут не обойтись. Поэтому дети
сидят лицом друг к другу, поэтому разрешено
разговаривать, вставать, переходить с места на
место, можно даже партами поменяться, если нужно
для дела. Единственное условие, за соблюдением
которого учитель следит строго, особенно на
первых порах, – в классе нельзя кричать,
перебивать друг друга и вообще мешать товарищам.
Впрочем, при таком расположении рабочих мест
ребята довольно быстро привыкают воспринимать
соседа как сотрудника и собеседника и потихоньку
учатся думать не только о себе.
Тим и “Надежда”
Но уклад, дух школы возникает не только
из стройного порядка жизни, психологического
комфорта и внешней красоты детского
пространства. Требуется еще и внутренняя красота
слов и поступков.
Но это почти невозможно объяснить маленьким
школьникам! Зато можно показать. Поэтому не
сходят у меня с уст “спасибо” и “пожалуйста”, и
дети уже начинают называть друг друга не Катька и
Ванька, а Ванечка, Фросенька, Трофимушка. В хитром
воспитательском “вышивании” замечательно
помогают два предмета, ставшие своеобразными
символами нашего класса, воплощением нас самих –
игрушечный парусник, подаренный родителями
перед началом учения, и плюшевый мишка Тим. Еще
первого сентября зашел разговор о том, что все мы
– команда одного корабля, отправляющегося в
плавание по морю знаний на долгих одиннадцать
лет. И от того, как крепко мы будем держаться друг
за друга, многое зависит. Ребята придумали
кораблю имя – “Надежда”, сделали для него
посреди кабинета маленькое, но почти настоящее
море, полное ракушек, подарили друг другу
подарки, чтобы ощутить, как это здорово – быть
одной командой и принести кому-то радость просто
так. А Тим повсюду сопровождает нашу пеструю
компанию, и, когда кто-нибудь заболевает, он
отправляется к нему домой, словно заменяя всех
нас, которых сейчас рядом нет. Вместе с Тимом
ребенок получает от класса письмо, полное
новостей и самых добрых пожеланий. Вы бы видели, с
каким удовольствием сочиняют ребята эти письма,
какая оживленная завязывается переписка! И
заболевший не чувствует себя одиноким и
ненужным, торопится скорее в школу, где его ждут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|