Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Елена ЛИТВЯК

Осваиваем территорию!

Чтобы школа стала своей, а жизнь – общей

Начало

Сейчас, когда сентябрь уже позади, чувствуется, что школьная жизнь наладилась, вошла в привычное русло. События вытесняют друг друга, хорошее остается, дурное почти не помнится. И в суете повседневности мы начинаем забывать, каким трудным был первый месяц, особенно для самых маленьких школьников. Так случилось, что в моей жизни почти каждый год был учебным – сначала в школе, куда я ходила маленькой девочкой, потом – в единственной тогда в России начальной Монтессори-школе, где примерила на себя роль учителя, а теперь в маленькой деревенской школе в Подмосковье, где каждое утро встречаю первоклассников у двери. Вспоминая собственные детские ощущения и обдумывая учительскую практику, я все больше убеждаюсь в ценности именно этого первого месяца, который определяет все – атмосферу в классе, его интересы, его “особость” в большом школьном коллективе.

Разверните карту школы!

Сколько ребенку надо потратить душевных и физических сил, чтобы разобраться наконец, что же это за место такое – школа, почему в ней все устроено не так, как дома, чего хочет от него учитель… Не выдерживая школьного напряжения, малыши часто заболевают, у многих возникает “стресс первоклассника”, они довольно быстро начинают сопротивляться школьным требованиям, хотят играть больше, чем учиться. И я, зная об этих подводных камнях, попробовала обратить трудности первых дней в повод не для отчаяния, а для развития. Главным учебным предметом на это время стали не родной язык и математика, а школа.
Для начала превратим ее в продолжение пространства родного дома. Хотя наш кабинет и маленький, в нем поместились не только парты и доска, но и “читальный” диванчик, рядом шкаф с интересными, яркими книжками и игрушками, принесенными из дома ребятами.
Шаг второй – путешествие по школьным коридорам, чтобы узнать, куда какие двери ведут. Раз путешествие, значит, карта. Сначала создаем карту класса, каждый рисует несколько предметов из классного пространства, вырезает и наклеивает на общий лист. Учитель помогает неуверенным в себе, подбадривает, подсказывает, что и как. И через полчаса на стене красуется настоящая разноцветная карта, где обозначены все окна, парты, шкафы. С ее помощью можно будет заниматься математикой, тренировать пространственную ориентацию, прятать и искать клады.
На другой день неслышно, как индейцы (чтобы не мешать остальным детям), крадемся по школе и подписываем все двери. В нашем классе есть ребята, которые уже умеют читать. То, что они легко прочитывают слова на бумажных табличках – “учительская”, “класс”, “спортзал”, “раздевалка”, очень веселит остальных и вызывает желание быстрее научиться читать самим. А главное, школа со всеми своими закутками становится понятной, освоенной территорией.

Искусство расставлять школьную мебель

Первоклассники – серьезные люди, они намерены учиться с самого первого дня, их очень сердит и даже оскорбляет всякое промедление, им не нравится писать бесконечные палочки и крючочки, считать грибы и яблоки. Они жаждут серьезной работы, хотят знать буквально все и сразу. Поэтому наш кабинет наполнен всевозможными диковинными, красивыми вещами, инструментами, головоломками, которые дразнят воображение и интеллект, которые хочется потрогать, позаниматься с ними, спросить о них. Например, в классе стоит огромный глобус, и многие уже могут показать на нем Россию или, например, Африку. На полках – коллекции минералов и морских ракушек, настоящие лупы, рулетки, специальные дидактические материалы по родному языку и математике, придуманные сто лет назад великой Марией Монтессори. С их помощью можно научиться считать до десяти тысяч или совершенно самостоятельно выработать индивидуальный красивый почерк.
Зачем все это первоклашкам, которые должны считать до двадцати и знать алфавит? Затем, что ребенок – человек, интересующийся всем на свете, в большинстве случаев его интересы лежат за пределами обычных учебников, и взрослым приходится изрядно попотеть, чтобы удовлетворить его жажду познания. Затем, что ребенок, знающий больше, чем положено по программе, увереннее и свободнее чувствует себя в жизни. Затем, что важно, чтобы школа стала для малыша любимой и дорогой, чтобы безделье было самым страшным наказанием.
Но, конечно, вы понимаете, что мало просто поставить на полки красивые вещи, мало купить изящные, удобные рабочие столики. Надо еще и учебный процесс устроить как-то так, чтобы в нем нашлось место свободе выбора, школьной программе, творчеству, сотрудничеству, нежности, помощи, удивлению, искусству и многому-многому другому. А разве можно сделать что-то стоящее, если школьные парты стоят друг за другом и задают единственный стиль отношений: “один ученик – один учитель”? Понятно, что без работы парами или малыми группами тут не обойтись. Поэтому дети сидят лицом друг к другу, поэтому разрешено разговаривать, вставать, переходить с места на место, можно даже партами поменяться, если нужно для дела. Единственное условие, за соблюдением которого учитель следит строго, особенно на первых порах, – в классе нельзя кричать, перебивать друг друга и вообще мешать товарищам. Впрочем, при таком расположении рабочих мест ребята довольно быстро привыкают воспринимать соседа как сотрудника и собеседника и потихоньку учатся думать не только о себе.

Тим и “Надежда”

Но уклад, дух школы возникает не только из стройного порядка жизни, психологического комфорта и внешней красоты детского пространства. Требуется еще и внутренняя красота слов и поступков.
Но это почти невозможно объяснить маленьким школьникам! Зато можно показать. Поэтому не сходят у меня с уст “спасибо” и “пожалуйста”, и дети уже начинают называть друг друга не Катька и Ванька, а Ванечка, Фросенька, Трофимушка. В хитром воспитательском “вышивании” замечательно помогают два предмета, ставшие своеобразными символами нашего класса, воплощением нас самих – игрушечный парусник, подаренный родителями перед началом учения, и плюшевый мишка Тим. Еще первого сентября зашел разговор о том, что все мы – команда одного корабля, отправляющегося в плавание по морю знаний на долгих одиннадцать лет. И от того, как крепко мы будем держаться друг за друга, многое зависит. Ребята придумали кораблю имя – “Надежда”, сделали для него посреди кабинета маленькое, но почти настоящее море, полное ракушек, подарили друг другу подарки, чтобы ощутить, как это здорово – быть одной командой и принести кому-то радость просто так. А Тим повсюду сопровождает нашу пеструю компанию, и, когда кто-нибудь заболевает, он отправляется к нему домой, словно заменяя всех нас, которых сейчас рядом нет. Вместе с Тимом ребенок получает от класса письмо, полное новостей и самых добрых пожеланий. Вы бы видели, с каким удовольствием сочиняют ребята эти письма, какая оживленная завязывается переписка! И заболевший не чувствует себя одиноким и ненужным, торопится скорее в школу, где его ждут.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru