Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Первая тетрадь. Политика образования


ТО-ТО И ОНО! 

Александр АДАМСКИЙ

Президент одобрит, а школа выдержит?

Образовательные чиновники стараются сделать все, чтобы их планы поддержала верховная власть. Тогда на мнение простых граждан можно будет вообще не обращать внимания

9 октября, в первый день Всероссийской переписи населения, Президент России В.Путин, отвечая на вопросы переписчика, назвал себя работником по найму.
Конечно, ведь это мы с вами выбрали себе работника, наняли его, и теперь он на нас работает. Президентом России.
Теперь это не редкость – наемный труд в таком же почете, как и свободный. И нередко наниматели делают своим работникам замечания, если им кажется, что те принимают неверные решения.
Может, это и не так, но в любом случае обмен мнениями между нанимателем и работником полезен. Правда?
Вот, например, за четыре дня до начала Всероссийской переписи населения, в Международный день учителя, в Кремле состоялась встреча Президента России В.Путина и представителей российского учительства, лауреатов конкурса «Учитель года».
По сообщениям в печати складывается впечатление, что учителям удалось донести до нанятого ими президента общую картину в системе, даже учитывая тщательность подготовки подобных мероприятий.
И про автономию школ, точнее неавтономию, и про перегрузку учеников, и о проблеме сельских школ, и про учебники. Интеллигентно ни словом не обмолвились (или про это не написали СМИ) про деньги – как зарплатные, так и вообще школьные, но ведь праздник.
В общем, свою миссию посланцев педагогического сообщества учителя года, судя по сообщениям в прессе, выполнили.
А что же президент?

Почти по каждому из предложенных вопросов ответы были, во-первых, запрограммированы, а во-вторых, неудовлетворительны, с нашей, конечно, точки зрения.
Итак, по порядку.
«Владимир Путин призвал как можно быстрее разгрузить школьников. Вопрос о перегрузке школьников затронула на встрече с президентом в Кремле преподаватель из Москвы. Перегрузка запредельная как в старших, так и в младших классах, заметил в ответ на это Путин. Вице-премьер Валентина Матвиенко сообщила, что сейчас разрабатываются стандарты, чтобы разгрузить школьников. В этой связи планируется введение профильных предметов в школе и более углубленное их изучение. Владимир Путин призвал сделать это как можно быстрее, чтобы разгрузить школьников». РИА «Новости».
Но ведь принятие стандартов и введение профильных предметов не имеют отношения к разгрузке школьников! Перегрузка связана с существующим в школьной практике подходом к обучению: механическое освоение большого количества раздутых программ по учебным предметам. Но стандартизация объема программ и самого набора предметов не приведет к разгрузке, потому что сохранится сам принцип обучения и он все равно завоюет себе тот объем, который имеется.
Тем более что по-прежнему сохраняется система оплаты труда учителя, прямо пропорциональная нагрузке на ученика.
Поэтому либо учителю платить мало, либо общая нагрузка – учителя и ученика – должна быть большая. Поскольку наш президент – экономист с ученой степенью, то этот принцип ему было бы легко понять. Но ему никто ничего не объяснил, и президент ответил неверно. Неверно с нашей точки зрения, конечно. Но в любом случае наша рекомендация сводится к тому, чтобы президент отозвал свой призыв «…сделать это как можно быстрее, чтобы разгрузить школьников». Сделаете как можно быстрее – и нагрузка возрастет.
«Говоря о малоукомплектованных школах, Президент РФ указал, что они очень дорого обходятся как регионам, так и федеральному правительству. Нередко, указал он, в них учится по три-четыре ребенка, и все они дети преподавателей. “А тратить деньги нужно по полной программе”, – указал он. По его словам, получается очень дорого и качество подготовки учеников страдает. “Где можно сохранять такие школы, необходимо это делать, однако есть случаи, когда необходимо переходить к большим школам”, – сказал он. Путин указал, что эта проблема постоянно обсуждается, находится во внимании региональных властей». РИА «Новости».
Все факты соответствуют действительности, но выводы неверны. Из сказанного не следует, что сельские школы надо закрывать.
Этого нельзя делать ни в коем случае.
Закрыть сельскую школу – это все равно что престарелых родителей сдать в богадельню из-за недостатка оборотных средств в домашнем производстве. Экономически, конечно, выгодно.
Сельская школа – это институт воспроизводства культуры и уклада сельской жизни. В лучших образцах ее семейных традиций, социальных отношений и привязанности к природе. Сельская школа – в последнюю очередь учебное учреждение, но это не значит, что там качество образования должно быть низкое. Это значит, что финансирование сельской школы – это финансирование развития сельской жизни. И мало туда поставить компьютеры, необходимо вложение огромных средств для технологического решения проблемы изолированности села.
В Красноярском крае мне рассказывали полушутя про то, как в краевой администрации получили письмо учителей отдаленного села, в котором те благодарили президента за поставленные в их школу компьютеры и спрашивали, не является ли эта поставка весомым аргументом в пользу того, чтобы в их село провели электричество.
И мы без шуток заявляем – является! Как и создание других технологических условий нормального информационного обеспечения села. Еще со времен «Прощания с Матёрой» все культурные люди понимают, что жертвовать укладом ради технического прогресса или экономической выгоды – непростительно.
«Владимир Путин вспомнил, как ему сказал один из губернаторов: «Мне легче собрать учеников всех малокомплектных школ, находящихся в моем регионе, и отправить их учиться в Лондон на учебу», – читаем на одном из информационных сайтов.
А отправить в лондонский дом престарелых всех пенсионеров своего региона вам не легче, чем платить им пенсию, да еще и обеспечивать инфраструктурой: больницами и собесами?
Может быть, для власти вообще выгоднее отправить часть населения в соседние и дальние страны, особенно стариков и детей, чтобы не мешали государству заниматься важными и серьезными делами?
Как чиновники до сих пор не поймут, что это не для них школы, а для людей. Если сами люди решат, что им выгоднее, чтобы губернатор посылал их детей в Англию, – вот тогда пусть и посылает.
Если люди сами решат, что им лучше возить детей в большую районную школу, – вот тогда и надо переходить к этому.
В качестве совета хочется заметить, что президенту нет необходимости решать – закрывать сельскую школу на селе или нет. Это в принципе не его задача. Мы его наняли, чтобы исполнять решения граждан, а не наоборот – чтобы граждане исполняли решения своего президента.
А то ведь так скоро граждане станут нерадивыми исполнителями, и к ним надо будет применять радикальные меры воспитательного характера.
…Президент ничего не решил еще. Последнее время его высказывания о школе носят предельно общий, абстрактный характер. Ни слова на встрече с учителями не было сказано о прошлогодних решениях Госсовета про образование. Все говорит о том, что президент потерял инициативу в образовательной политике и сдался на милость чиновникам от школы.
И теперь просто повторяет слово в слово позицию правящей в образовании бюрократии.
...В конце встречи с учителями года президент сфотографировался с ними на память.
Наверное, это единственное, что ему удалось сделать самостоятельно на этой встрече.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru