ПОВЕСТКА ДНЯ
Помощь детям-сиротам:
пока одни рекомендации...
7 октября в Государственной думе РФ
состоялись парламентские слушания на тему: “О
мерах государственной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей”.
В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы,
члены Совета Федерации, представители
Правительства РФ, руководители министерств и
ведомств, представители законодательной и
исполнительной властей субъектов Федерации,
уполномоченный по правам ребенка в Москве,
представители религиозных и общественных
организаций.
В выступлениях участников достаточно
отчетливо проявлялись две тенденции, которые
можно определить словами “пропагандистская” и
“деловая”.
Определенно пропагандистским было выступление
первого заместителя Председателя Госдумы Любови
Слиски, открывшей слушания. “Людоедская
рыночная нравственность... Миллионы
беспризорных, их все больше и больше... Расцвели
пышным цветом сексуальные преступления против
детей – вот что самое страшное...” Почему самое
страшное – это именно сексуальные преступления,
непонятно (как будто прочие чем-то лучше!). Но
совершенно ясно: Любовь Слиска в настоящее время
выступает за поправки к Уголовному кодексу по
ужесточению наказаний за сексуальные
преступления.
Пропаганда и деловой анализ ситуации
перемешались в выступлении Веры Лекаревой,
председателя Комиссии Госдумы по вопросам
профилактики безнадзорности, беспризорности и
наркомании среди несовершеннолетних. Участники
вновь услышали про фантастические миллионы
беспризорных и сирот. “Учтенных сирот 700 тысяч.
По данным экспертов – до двух миллионов. При этом
растет скрытое социальное сиротство”. Каких
экспертов, как они подсчитывали, кого определяли
как “скрытого сироту”?
Вера Лекарева била в набат: “Внутрироссийское
усыновление катастрофически уменьшается,
уступая международному. Россия занимает второе
место среди стран, отдающих своих детей за
границу”.
Внимательный слушатель не мог не удивиться, ибо
тут же вслед за ней Галина Тростанецкая,
начальник управления социально-педагогической
поддержки и реабилитации детей Министерства
образования, подчеркнула, что в последние два
года внутрироссийское усыновление растет и
российские граждане усыновляли на 600 детей
больше, чем иностранные.
В деловой части выступления Вера Лекарева
отмечала, что для решения проблем детей-сирот
необходимы единые усилия регионов и ведомств,
так как “многие регионы давно нашли решения,
которые безуспешно ищет федеральный центр”.
Депутат Госдумы Владимир Лысенко сначала заявил,
что “ситуация постоянно и катастрофически
ухудшается”. Это такой необходимый запев. А
потом четко и по делу указал, какое изменение
законодательства он считает необходимым: по
существующим нормам выпускники детских домов
могут стоять в льготной очереди на жилье только
до 23 лет: “Очереди растягиваются на большее
время, и сироты остаются ни с чем”.
По результатам слушаний были приняты
“рекомендации” правительству и Думе:
рассмотреть вопрос о создании Государственного
комитета по защите прав детей в РФ при Президенте
РФ;
регулярно осуществлять мониторинг проблем
сиротства в России;
создать федеральный банк данных на детей-сирот,
на родителей, уклоняющихся от воспитания детей,
на потенциальных усыновителей, в том числе
иностранных граждан;
совершенствовать нормативно-правовую базу по
улучшению материальной поддержки семейных
детских домов и семей усыновителей;
при разработке федерального
бюджета предусмотреть для Фонда социального
страхования 23,0 млрд рублей на финансирование
санаторно-курортного лечения, оздоровительный
отдых, детско-юношеские спортивные школы;
рекомендовать разработать и принять федеральные
законы “Об уполномоченном по правам ребенка”,
“О детском налоге”, “Об усилении
ответственности родителей за жизнь, здоровье,
воспитание, образование детей”.
Мы попросили прокомментировать
“рекомендации” Думе и правительству Виктора
ВОРОНОВА, педагога из Самары, много лет
проработавшего в детском доме, одного из авторов
открытого письма президенту «Не нужно так
бороться с беспризорностью», опубликованного
нашей газетой.
Рассмотреть вопрос о создании
Государственного комитета по защите прав детей в
РФ при Президенте РФ.
У нас уже существует институт уполномоченных по
правам ребенка. Его глава фактически имеет ранг
министра, собственный аппарат, в его
распоряжении немалые средства и соответствующие
нормативные акты. Зачем же создавать дублирующую
структуру? Не лучше ли обеспечить нормальную
работу уже существующей?
Регулярно осуществлять мониторинг проблем
сиротства в России.
Зачем нужен мониторинг, то есть
долговременная программа наблюдений и оценки,
вообще не понятно. Что будем наблюдать и
оценивать? Ход решения этих самых проблем? Они
властью даже внятно не сформулированы и не
озвучены! А если государство хочет разобраться в
них – мониторинг вовсе не обязателен. Достаточно
обратиться к любому директору детдома.
...Но мониторинг – это любимая забава чиновников.
Ведь под разработку “механизма оценки
эффективности мониторинга” чуть ли не полсметы
можно отвести.
При разработке федерального бюджета
предусмотреть для Фонда социального страхования
23,0 млрд рублей на финансирование
санаторно-курортного лечения, оздоровительный
отдых, детско-юношеские спортивные школы.
Единственный пункт, реально нужный тем, кто
непосредственно сейчас работает с
детьми-сиротами. Но как раз его выполнение
вызывает сомнения – слишком велика сумма.
Совершенствовать нормативно-правовую базу
по улучшению материальной поддержки семейных
детских домов и семей усыновителей.
Рекомендовать разработать и принять федеральные
законы “Об уполномоченном по правам ребенка”,
“О детском налоге”, “Об усилении
ответственности родителей за жизнь, здоровье,
воспитание, образование детей”.
К этому бы добавить Федеральный закон «Об
ответственности государства за жизнь, здоровье,
воспитание, образование детей» и срочно его
принять.
На мой взгляд – сугубо практический, – ни одна из
рекомендаций ни на йоту не меняет нынешнего
положения детей-сирот.
Ни слова о главном – об обеспечении тех, кто
ежедневно и ежечасно работает с этими детьми в
детских домах и интернатах. Каждый учебный год в
детдоме начинается с головной боли директора:
где найти людей вместо уволившихся… Уволившихся
потому, что та зарплата, которую государство
считает достаточной, не обеспечивает и половины
прожиточного минимума. Государство словно
уверено, что детдома – явление временное, как и
сиротство. Вот отработаем систему приемных и
фостерных семей, и даже если появятся у нас
сироты, не нужны будут детдома и интернаты,
говорят чиновники.
В рамках программы “Дети России” был издан
увесистый том, где собраны все нормативные
документы и акты, регламентирующие работу
детского дома. Без хорошего юриста через эти
лабиринты законов, указов, инструкций и прочего
не продерешься.
А нужен один толковый закон! Пропишите в нем
минимально допустимые нормы обеспечения
ребенка, требования к сотрудникам и т.д., но без
ограничения норм максимальных! И только тогда
можно будет “инкубаторы” превратить в ДЕТСКИЕ
ДОМА, где будет хорошо и уютно и детям, и
сотрудникам.
У нас же нет даже типового проекта детдома!
Реально обоснованных нормативов помещений,
штатов, материального обеспечения! Все делается
в лучшем случае исходя из здравого смысла. А чаще
– исходя из местных возможностей. Чиновники (и мы
с этим каждый день сталкиваемся) свято верят, что
для ребенка достаточно иметь койку и еду.
А все остальное – приложится?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|