ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Философ и “Магги”
В августе 1917 года в Сергиев Посад из
Петрограда переехал философ Василий Васильевич
Розанов. В январе 1919 года он скончался. Розанов
прожил здесь меньше полутора лет. Но очень уж
значительными были эти месяцы – и для Василия
Васильевича, и для Сергиева Посада.
Февральские события семнадцатого года
застали Розанова в Петрограде, в более-менее
респектабельной квартире на Шпалерной улице. Его
дочь Татьяна вспоминала о тех исторических
событиях: “Пулеметы установили на крышах домов и
стреляли вниз по городовым, забирали их тоже на
крышах, картечь падала вдоль улицы, кто стрелял,
нельзя было разобрать, обвиняли полицейских,
искали их на чердаках домов, стаскивали вниз и
расправлялись жестоко. Однажды к нам ворвались в
квартиру трое солдат, уверяя, что из наших окон
стреляют. А когда они ушли, была обнаружена
пропажа с письменного стола у отца уникальных
золотых часов”.
Розанов был в отчаянии. Розанов искушал судьбу.
Звонил, к примеру, Милюкову и отчитывал его по
телефону:
– Что ж ты, братец Милюков, задумал, с ума, что ли,
сошел? Это дело курсисток бунтовать, а не твое.
Опомнись, братец!
Домашние, заслышав эту речь, подскакивали к
Розанову, волокли его от аппарата прямо за одежду
и кричали:
– Что же ты с собой, что с нами делаешь? Мы все
можем погибнуть!
Розанов спустя несколько месяцев и сам
встревожился. Он писал: “Душа так потрясена
совершившимся, так полна испуга за Россию и за
все, чем она жила до сих пор, что отходит в сторону
все личное, все памятки и “зазнобки души” перед
великим, страшным и тоскливым”.
Он списался со священником Павлом Флоренским,
жившим рядом с Троицей, чтобы тот подобрал для
его семейства более-менее подходящее жилье. И
ближе к сентябрю Розановы перебрались в Сергиев
Посад, где арендовали дом другого батюшки –
просторный, двухэтажный, но сырой и не сказать
чтобы очень уютный.
Впрочем, поначалу некоторая видимость домашнего
уюта все-таки сопровождала розановский быт.
Писатель Сергей Николаевич Дурылин вспоминал:
“Я был на именинах у Василия Васильевича
Розанова в Посаде.
Мы пришли утром, после обедни, с Флоренским. В
нижней столовой накрыт был стол. Стояли шкапы,
набитые книгами. Фолианты из Возрождения. Платон
по-гречески. Еще была скатерть на столе, еще был
кофе – настоящий, черный, со сливками, еще были
сухарики, печенье в сухарнице, еще было все… Мы
тихо сидели и беседовали с Варварой Дмитриевной
(супругой философа. – Авт.). Василия Васильевича
все не было. В.Дм. кипятила кофе (медный
“тумпаковый” кофейник) на синих зубчиках
горящего спирта и беспокоилась, что нет
именинника… Наконец пришел Вас. Вас. Он был
свежий, с морозца, маленький, сухонький, потирал
посиневшие ручки с жилками…”
Но не заставила себя ждать и вторая революция. О
том, чтоб сохранить прежнюю жизнь, более не было и
речи.
Переезд Василия Васильевича в Сергиев Посад был,
что и говорить, паническим. Он приговаривал:
– Время такое, что надо скорей складывать
чемодан и – куда глаза глядят.
Но тот переезд вовсе не был ни осознанным шагом к
затворничеству, ни простым проявлением трусости.
В чем в чем, а вот в последнем Розанова обвинить
никак было нельзя. Он мог ходить по улицам и
громко восклицать:
– Покажите мне какого-нибудь настоящего
большевика, мне очень интересно.
А на Первомай 1918 года Василий Васильевич устроил
еще более безумный и отважный хепенинг – явился
в здание Московского Совета на Тверской и начал
приставать к сотрудникам:
– Покажите мне главу большевиков – Ленина или
Троцкого. Ужасно интересуюсь. Я – монархист
Розанов.
Так что затворническим тот период тоже не был.
Философ очень часто навещал Москву, чтоб
встретиться с приятелями – Бердяевым,
Гершензоном, Сергеем Булгаковым. А однажды
признался с достоинством:
– Я ездил поцеловать руку у Владимира Ивановича
Герье. Ведь он мой профессор.
Не оставлял Розанов и писательство. Уже в ноябре
1917 года он издает первый выпуск “Апокалипсиса
нашего времени” – систематические (раз в месяц)
наблюдения и раздумия. Концепцию своего нового
труда Розанов обозначил так: “Заглавие, не
требующее объяснений, ввиду событий, носящих не
мнимо апокалипсический характер, но
действительно апокалипсический характер. Нет
сомнения, что глубокий фундамент всего теперь
происходящего заключается в том, что в
европейском (в том числе и русском) человечестве
образовались колоссальные пустоты от былого
христианства; и в эти пустоты проваливается все:
троны, классы, сословия, труд, богатства. Все
потрясены. Все гибнут, всё гибнет. Но все это
проваливается в пустоту души, которая лишилась
древнего содержания”.
Розанов бросил вызов сразу двум достаточно
серьезным институтам – православию и
большевизму. Естественно, что от Василия
Васильевича отвернулись старые друзья (которые
видели в православии спасение от революционных
напастей), а для строителей нового мира он был
всего-навсего брюзжащим старичком (масштабные
репрессии еще в обычай не вошли). Правда,
попадались иные оценки. К примеру, Александр
Бенуа писал: “Кто в те гнуснейшие времена был еще
способен заниматься не одними материальными и
пищевыми вопросами и не был окончательно
деморализован ужасами революционного опыта –
ждали с нетерпением очередного выпуска этой
хроники дней и размышлений”.
Но между тем “пищевые вопросы” все более
волновали философа Розанова. Они находили
отражение свое и в “Апокалипсисе”: “В Посаде
мера картофеля (августа 12-го 1918 года) – 50 рублей.
Услышав от старушки Еловой, что в гор.
Александрове, близ Посада, мера – 6 руб., спешу на
вокзал справиться, когда в Александров отходят
поезды. Отвечает мастеровой с бляхой:
– В три.
Я:
– Это по старому или по новому времени?
Часы по приказанию большевиков переведены в
Сергиеве на два часа вперед.
– Конечно, по новому. Теперь все по-новому. –
Помолчав: – Старое теперь все в могиле”.
Неудивительно, ведь “Апокалипсис” писался
совсем не как былые короба “Опавших листьев” –
не “в подъезде театра”, не “на извозчике”, не
“в купальне”, не “за нумизматикой” (свою
коллекцию монет в семнадцатом году Розанов
передал на хранение в Государственный банк, а с
собой в Сергиев Посад взял только три любимые
монетки), а в постоянном поиске какого-либо
пропитания.
Особой бытовой практичностью философ,
разумеется, не отличался. Сергей Дурылин
вспоминал: “Однажды в холодную осень 1918 г. вижу,
он, в плаще, худой, старый, тащится по грязи по
базарной площади Посада. В обеих руках у него
банки.
– Что это вы несете, В.В.?
– Я спасен, – был ответ. – Купил “Магги” на зиму
для всего семейства. Будем сыты.
Обе банки были с кубиками сушеного бульона
“Магги”. Я с ужасом глядел на него. Он истратил
на бульон все деньги, а “Магги” был никуда не
годен – и вдобавок подделкой”.
В письмах философа мудрые умозаключения все чаще
уступали место жалобам на жизнь. “Творожка
хочется, пирожка хочется”, – плакался он в
письме к Дмитрию Мережковскому. А в другом
послании вздыхал: “Господи, неужели мы никогда
не разговеемся больше душистой русской Пасхой”.
Розанов признавался: «Теперь только о еде и
думаю. Припоминаю, как ночью, кончая занятия “в
счастливые дни Нов. Вр. (газеты “Новое время”. –
Авт.), откидывал салфетку и отрезывал у-зень-кую
серединку пирога с капустою, и, не удержась, через
1/2, 1 час – еще и еще. Ах, как вкусно было. То же,
если с говядиной пирог холодный ночью – я
достану “из форточки” молока и, налив 1/2, 1/3
стакана, отрежу еще пирожка и – СКУШАЮ.
Господи, как сладко даже вспомнить. Увы, теперь
“сладко” только воспоминания, и пуста еда».
Он все чаще приговаривал: “Безумно хочу
сметаны!”, “Безумно хочу щуки!”, “Безумно
хочется тепла!”. С теплом тоже были проблемы.
Зато уж если Розанов дорвется до него, всем
становилось жутко. Дурылин вспоминал: “Василий
Васильевич влезал в топящийся камин с ногами, с
руками, с головой, с трясущейся сивой бороденкой.
Делалось страшно: вот-вот загорится бороденка, и
весь он, сухонькой, пахнущий махоркой, сгорит… А
он, ежась от нестерпимого холода, заливаемый
летейскими волнами, лез дальше и дальше в огонь.
– В.В., вы сгорите!
Приходилось хватать его за сюртучок, за что
попало, тащить из огня…
– Безумно люблю камин! – отзывался он, подаваясь
назад, с удивлением, что его тащат оттуда”.
В отношении еды он не был столь эгоистичным:
«Сегодня сыт: а знаете, милого творожку я съел
чуть, – не более раз 4-х за зиму. Хотя покупал, но –
детям и жене. Они так жадно накидывались и
поспешно съедали, что жаль было спросить: “Дайте
и мне”. А – ужасно хотелось».
Погубила Розанова как раз страсть к теплу. В
ледяной ноябрьский день 1918 года он отправился
погреться в баню. На обратном пути голова
закружилась, Василий Васильевич без сознания
упал в сугроб, начал в нем замерзать. Случайные
прохожие каким-то чудом его опознали, отнесли
домой.
Приключение окончилось параличом всей левой
части тела. Розанов лежал, укрытый горой теплого
тряпья, тихонечко покуривал, иной раз
приговаривал:
– Сметанки хочется. Каждому человеку в жизни
хочется сметанки.
Розанов скончался 23 января 1919 года. С исповедью,
причастием, соборованием. Похоронен он был здесь
же, в Сергиевом Посаде, в Черниговском скиту.
Новая эпоха примирила и соединила бунтаря, чуть
ли не богоборца Розанова и одну из крупнейших
православных святынь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|