Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Все о городе Сергиев Посад

Сергиев Посад, пожалуй, самый популярный подмосковный город. Никто конечно же не приводил подобную статистику, но вряд ли число посещающих город (не по делам, а по велению души) здесь меньше, чем, к примеру, в Серпухове или же Можайске.
Причина понятна – в Сергиевом Посаде находится Лавра. Именно она является тем притягательным магнитом, к которому стремятся граждане Российской Федерации и прочих близких и далеких стран.
При этом посещающие город делятся, условно говоря, на три основных типа. Первый – паломники. Они заранее настраивают себя на общение с великими святынями Троице-Сергиевского монастыря, встают чуть свет, садятся в электричку, затем поднимаются на горку, подают милостыню, входят в монастырь, обходят храмы, ставят свечи, совершают прочие религиозные обряды, разговаривают со священниками на заранее известную обоим собеседникам тематику, после чего идут на станцию и уезжают.
Они проделали все то, что было нужно, и с чувством выполненного долга возвращаются к своим мирским обязанностям.
Второй тип – экскурсант. Это человек досужий, но организованный. Хотя бы внутренне. Перед ним также стоит вполне определенная задача – познакомиться с местными достопримечательностями, отмеченными в цветном путеводителе. Если разрешат, то и сфотографироваться на их фоне. Отвлечь батюшку каким-нибудь немыслимым и неожиданным вопросом – к примеру, едят ли монахи сыр с плесенью и существуют ли династии святых. После чего обедают в ближайшем к Лавре ресторане и спокойно возвращаются домой. Они также выполнили все, что намечали.
Третий тип – путешественник. От первых двух он отличается полным отсутствием задачи. Он не знает, что хочет увидеть, что сделать, куда посмотреть, где поесть. Фотоаппарат он вероятнее всего с собой берет, но вряд ли фотографируется сам, скорее щедро тратит пленку на увиденное и – желательно – отсутствующее в цветном путеводителе. И он конечно же не ограничится одной лишь Лаврой, а начнет бродить по улочкам Посада, примечая всякие красоты или же, наоборот, нелепицы.
Этот человек не может что-то не успеть или забыть, после чего корить себя за это. Ведь ничего заранее не запланировано, планы строятся прямо на ходу.
Именно для него и предназначен наш “Любимый город”.

Книги

Весь Сергиев Посад – 2002
Сергиев Посад: 2001.
“Муниципальная библиотека им. А.С.Горловского”

Библиотека создана в 1938 году. Тогда она занимала небольшую комнату в одном из помещений закрытой Троице-Сергиевой лавры и имела маленький книжный фонд, который начал комплектоваться из личных библиотек москвичей. Называлась она тогда библиотекой п/я № и развивалась вместе с предприятием – Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ). Менялись ее помещения, а вместе с ними и названия. С 1970 г. это библиотека профкома ЗОМЗа. В том же году библиотека переехала в новое, специально оборудованное помещение – первый этаж жилого дома на центральной улице города, где находится и по сей день… В марте 1996 г. глава администрации Сергиевопосадского района В.Д.Гончаров принял решение: в целях сохранения библиотеки профкома ЗОМЗа в качестве культурного центра и принимая во внимание просьбу руководства и профсоюзного комитета завода включить библиотеку профкома ЗОМЗа в состав муниципальных учреждений культуры как самостоятельную муниципальную библиотеку.
“Весь Сергиев Посад” – ежегодное рекламно-справочное издание, подобное которому выпускается во многих городах. Приятно то, что авторы этого справочника не ограничились дежурной исторической справкой, а сочли нужным сообщать о прошлом весьма большого числа городских объектов.

Г. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра и храмы района
Сергиев Посад: 2002

“Пещерное отделение Гефсиманского скита (Черниговский скит).
Знаменитые пещеры располагались на противоположном скиту берегу залива Корбушинского пруда в еловом Исаковском лесу. Пустынники здесь жили с 1845–1847 гг., а создание пещер связано с именем юродивого Филиппушки (в монашестве Филарет, в схиме Филипп). Перейдя в братство Гефсиманского скита и поселившись в лесу, он принялся копать “погребок” – небольшую подземную квадратную яму, которую впоследствии начал расширять, делать от нее подземные коридоры и в них – отдельные пещерки для келий; большая пещера была местом собрания на общую молитву. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний поддержали начинание Филиппушки. В 1849–1851 гг. средняя пещера была превращена в благоустроенную часовню, представлявшую собой частично заглубленный в землю бревенчатый сруб, освещавшийся окнами, прорубленными в его верхней, выступавшей на поверхность части, которая завершалась фигурной кровлей и деревянным крестом. Отходившие от сруба подземные ходы были превращены в обложенные кирпичом сводчатые подземные коридоры с такими же сводчатыми пещерками по сторонам”.
Справочник содержит историческую и современную информацию о православных памятниках всего Сергиевопосадского района. Помимо обязательных для подобного издания сведений здесь можно найти немало весьма любопытных историй.

Мнения

“Несмотря на дурное настроение, я во всех деталях осмотрел знаменитую лавру. Она, в общем, не имеет внушительного вида, свойственного нашим древним готическим монастырям. Конечно, люди стекаются к обители не для того, чтобы любоваться архитектурными красотами. Но, с другой стороны, наличие последних не умаляет их святости и не лишает заслуг набожных пилигримов.
На плоской и незначительной возвышенности стоит город, окруженный мощными зубчатыми стенами. Это и есть монастырь. Подобно Москве, его позолоченные главы и шпили горят на солнце и издалека манят паломников. По гребню стен идет крытая галерея. Я обошел по ней вокруг всего монастыря, сделав около полумили. Всего в лавре девять церквей, небольших по размерам и теряющихся в общей массе построек, разбросанных без всякого плана. Все православные церкви похожи одна на другую. Живопись неизменно византийского стиля, то есть неестественная, безжизненная и поэтому однообразная”.
Адольф де Кюстин, путешественник, 1839 год

“Трудно представить себе что-либо более ослепительное, чем этот огромный монастырь, величиной с целый город, в такое время дня, когда косые лучи солнца отражаются в позолоченных шпилях и маковках.
На подступах к Троицкому вы проезжаете по довольно обширному посаду, возникшему вокруг монастыря, он насчитывает тысячу домов и шесть церквей.
Местность вокруг монастыря холмистая, что придает ей еще более живописный вид, чем это свойственно русским городам, обычно расположенным на равнинах; сам монастырь возвышается над всем; он окружен высокой и толстой крепостной стеной с восемью сторожевыми башнями.
Это живое средневековье – совсем как Эгморт, как Авиньон”.
Александр Дюма, писатель, 1858 год

“При туристском обходе Лавры беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от нее. Есть, однако, и более тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной”.
Павел Флоренский, философ, 1921 год

Летопись

1345– основание обители.
1355– в монастыре принимается общежитейский устав, регламентирующий многие стороны жизни и быта.
1392– скончался отец Сергий, основатель обители.
1422– Преподобный Сергий Радонежский канонизирован.
1550– окончание строительства современной монастырской стены.
1744– монастырю присваивается почетный статус Лавры.
1782– образована новая территориальная единица – посад под названием Сергиевский. Впоследствии он делается городом Сергиевским Посадом.
1845– через Сергиевский Посад прокладывается шоссейная дорога.
1865– начало железнодорожного сообщения с Москвой.
1919– Сергиевский Посад переименован в Сергиев.
1919– закрытие Лавры.
1930– Сергиев переименован в Загорск.
1946– новое открытие Лавры.
1991– Загорск становится Сергиевым Посадом.

Прогулка

маршрут 1 – “Вокруг монастыря”, маршрут 2 – “По главной улице” и маршрут 3 – “Паутина дорог”.

Музеи

Сергиевопосадский государственный историко-художественный музей-заповедник Лавра

Троице-Сергиев монастырь представляет из себя весьма типичную для наших дней конструкцию. Суть ее сводится к тому, что в одном пространстве (изначально создававшемся в культовых, а вовсе не в музейных целях, но затем переданного музею, а потому снова служителям культа) существуют два мира. Первый – это суровые батюшки в рясах, свечи перед иконами, колокольный звон, лежбища нищих и торговля освященными культовыми предметами. Второй – это дипломированные историки, музейные сотрудники, научные конференции, входные билеты, войлочные тапочки из сундука, требование не прикасаться к экспонатам, экскурсовод с указкой и торговля научно-популярной краеведческой литературой и значками. На словах эти миры в меру своей интеллигентности готовы демонстрировать свою лояльность. На деле же – друг другу здорово мешают, даже раздражают. Музейщики священников – своей бездуховностью, иной раз доходящей до воинствующего атеизма, а священники музейщиков – своим пренебрежением к научным методам хранения предметов, представляющих историческую ценность. При этом обе стороны считают себя настоящими хозяевами территории.
Но у этого музея есть отличие. Дело в том, что опыт сосуществования здесь исчисляется все-таки не годами, как в большинстве подобных случаев, а десятилетиями – ведь Лавра была вновь открыта сразу же после войны, в 1946 году. У музея и монастыря несколько больший опыт сосуществования, а значит, оно и осуществляется более мирно.
Сам музей – один из старейших в нашем государстве. Он был учрежден особенным декретом в 1920 году. Концепция его звучала так: “Музей ставит себе задачей – распространение в массах знания в области древнерусского искусства во всех его проявлениях, а также выяснение его роли и места в общей культуре”.
Глава вновь созданной организации весьма ответственно отнесся к своей новой функции. Михаил Пришвин по этому поводу иронизировал: “Т.Дунин, директор музея искусств в Сергиеве, вечером, уходя домой, захватывает с собой самую толстую книгу и всю ночь читает, стараясь догнать мир в отношении культурности. Он читает всю ночь напролет какую-нибудь загадочную книгу, например, о древнерусской старине, и старается понять это явление с точки зрения экономического материализма. Мало-помалу он так наторел в этом, что за ночь мог перевести на марксизм довольно толстую книгу”.
Кстати, весьма своеобразно выглядит первоначальная структура этого музея. Он состоял из следующих отделов:
1. Архитектурных памятников.
2. Архитектурный (всяческие чертежи, эскизы, платы и так далее).
3. Живописи XIV–ХIX веков.
4. Показательная иконописная мастерская.
5. Древней книги.
6. Искусства XIV–XV веков.
7. Древлехранилище (предметы ремесел того же периода).
8. “Царский быт” (воссозданный в жилых интерьерах XVIII – XIX столетий).
9. “Быт высшего духовенства” (жилые покои того же периода).
10. Отдел фондов.
11. Филиал в Вифанском скиту (церковь и покои митрополита Платона).
12. Филиал в Гефсиманском скиту (церковь и покои митрополита Филарета).
В наши дни подобное “штатное расписание” выглядит странно, но тем не менее в результате была собрана весьма достойная коллекция, одна из интереснейших в России.
КСТАТИ, особая Комиссия по охране памятников Троице-Сергиевой лавры была учреждена еще раньше музея – в 1918 году.

Художественно-педагогический музей игрушки Проспект Красной Армии, 123

Это также один из старейших музеев России. Дата его рождения – 1918 год. Но история его возникновения совсем иная.
Музей начал свое существование как частная коллекция, принадлежавшая Николаю Дмитриевичу Бартраму. Это был увлеченнейший собиратель игрушки – в первую очередь кустарной, а не сделанной фабричным способом. Собирателя в первую очередь интересовали мастера из Богородского и Сергиева Посада. Кроме того, здесь было несколько работ самого Николая Дмитриевича.
Дальнейшая история музея в большой степени типична. Она пополнялась уже не на деньги создателя, а силами государства. При этом одним из вернейших источников были экспроприированные коллекции менее угодных новой власти собирателей. В 1924 году под музей отвели большой дворец в центре Москвы (ныне в нем расположен Музей Пушкина). А перед войной власти вдруг изменили отношение к этому непонятному с точки зрения идеологии учреждению культуры и Музей игрушки был сослан в Загорск.
КСТАТИ, музей расположен в здании бывшего городского мужского училища, построенном в конце XIX века.

ИНТЕРНЕТ

http://www.zagorsk.ru
Самые древние церкви Сергиева Посада – это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, внизу, на Подоле, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы.
Исторические судьбы двух подольных церквей тесно связаны друг с другом. Обе они неоднократно меняли свой статус в зависимости от исторических условий.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг – чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря.
Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преп. Сергия. В 1547 г. боярин Иван Хабаров финансировал строительство каменной монастырской Введенской церкви. Тогда же на средства Троицкого монастыря и “христолюбцев” (добровольных жертвователей) была сооружена и Пятницкая церковь.
После польско-литовской осады 1608–1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, “уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны”. В 1611 г. “поделали и освятили” Пятницкую церковь, а в 1621 г. – Введенскую, причем восстановленный Пятницкий подольный монастырь стал женским. В описи 1641 г. значится: “У Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевы нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц...”
Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен, а подольные церкви с Великого поста 1679 г. стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь”.
Информационно-новостной сайт Сергиева Посада довольно точно отражает многогранную жизнь города. Достаточно взглянуть на список разделов. Среди них: “Православие”, “Туризм”, “Паломникам”, “Матрешки”. И разумеется, большой раздел посвящен прошлому. Его единственный, пожалуй, недостаток – практически полное пренебрежение светской историей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru