ПОВЕСТКА ДНЯ
Ирина МАЛЕЕВА
Учитель в России –больше чем учитель
Наверное, поэтому проблема, как найти
для него деньги, – больше чем проблема
Недавно в министерстве состоялось
заседание
пресс-клуба, которое провел министр образования
Владимир Филиппов. Это был своего рода отчет
перед учителями в канун профессионального
праздника.
Министр, как всегда, признал, что на
“восстановление” материальной базы школы и
повышение качества образования потребуется еще
немало времени и средств. Но финансирование
образования неуклонно увеличивается, и это есть
главный повод для оптимизма.
И тут пришли «предметные лобби»...
Одним из приоритетных направлений траты времени
и средств, по мнению министра, является
разработка новых образовательных стандартов,
которая с перерывами шла на протяжении целого
10-летия и особенно активизировалась в последние
два года. Владимир Филиппов откровенно
признался, что категорически недоволен
результатами нынешнего этапа.
Неужели и в министерстве наконец-то
засомневались в идее стандарта?
Как бы не так. Но ключевая задача создания
стандарта – разгрузка содержания образования,
по словам В. Филиппова, пока остается нерешенной.
А причиной тому – давление «предметных лобби»,
отстаивающих увеличение часов на те или иные
дисциплины. В. Филиппов рассказал, что
министерство буквально завалено письмами с
требованиями вернуть в школу в полном объеме
черчение, астрономию и даже ввести всеобщее
космическое образование. Поэтому найти разумный
компромисс по содержанию стандарта пока
невозможно.
...На первый взгляд история с «предметными лобби»
попросту смешна. А на самом деле – показательна.
Ведь лоббист – это облеченный властью человек,
представляющий интересы определенной группы
людей, имеющий возможность влиять на принятие
важных решений.
Но что это за группа людей, в чьих интересах
действуют «предметные лобби»? Школьники?
Учителя? Или «научное сообщество», авторы
учебников и пособий? А если так, то
образовательный стандарт будет плодом серии
чиновных компромиссов по схеме «мы вам – вы нам».
Где в этой схеме место ученикам и педагогам, не
очень понятно.
Но силы и средства все равно будем вкладывать!
Регионально-муниципальная
рокировка
Перемены коснутся не только содержания
образования, но и системы финансирования школ,
которые получат государственный статус. Это
означает, что в ближайшее время средства на
заработную плату педагогов и учебные расходы
будут выделяться из бюджетов субъектов
Федерации, а муниципалитеты будут отвечать
только за коммунальные расходы и ремонт.
В настоящее время министерство принимает самое
активное участие в подготовке нормативной базы
для этого нововведения, разрабатывая поправки в
Налоговый, Бюджетный, Гражданский кодексы, а
также в Законы “О местном самоуправлении” и “Об
образовании”.
Сегодня уже определена схема: ассигнования на
школьные нужды должны выделяться в виде целевых
субвенций, а в качестве финансового посредника
между общеобразовательным учреждением и
субъектом Федерации выступит казначейство.
Медленно, но верно.
...С одной стороны, предстоящая демуниципализация
школы и придание ей государственного статуса
позволят выровнять положение учителей в
пределах одного региона, избежать нецелевого
расходования средств в сфере образования. С
другой стороны, это может привести к уравниловке,
когда педагоги из больших городов лишатся своих
надбавок и льгот, хотя министр не исключил
возможности доплат из муниципальных бюджетов.
Зарплату платит губернатор?
Коснулся министр и проблемы учительских зарплат.
Отмена ЕТС с 1 октября 2003 года, по его мнению, факт
позитивный. Но введение отраслевой системы
оплаты труда может привести к расслоению среди
бюджетников. Ведь повышение зарплаты тем или
иным категориям работников (врачам, учителям,
военным, библиотекарям) будет зависеть от
решения губернаторов, а не от правительства
страны, как это происходило до сих пор...
Как это происходило до сих пор, мы все знаем.
Губернаторы судорожно искали деньги, которые
правительство волевым решением «выделяло» из
бюджетов регионов.
В новых же условиях федеральный центр окажется
вправе устанавливать лишь определенный минимум
оплаты труда, который будет носить
рекомендательный характер. Единственное, что
останется неизменным, так это помощь
федерального бюджета региональным в виде
трансфертов, то есть нецелевых субсидий,
расходуемых по усмотрению губернаторов. И здесь
таится известная опасность: скажем, деньги
выделяются на покрытие долгов по зарплате
учителям, а расходуются на строительство дорог.
И пока государство не создаст действенный
механизм выплаты и повышения зарплаты, опасения
министра насчет «расслоения бюджетников»
безосновательны. В богатых регионах как платили,
так и будут платить. Всем. А в бедных не станут
платить никому...
СМИ вам в помощь!
В качестве резюме В. Филиппов заявил, что одна из
главных задач средств массовой информации –
постоянно напоминать обществу о том, что учитель
в России – больше чем учитель, и потому
финансирование школы должно быть приоритетным.
Это, по мнению В.Филиппова, соответствует
реальному положению дел, особенно в свете
нарастания угрозы экстремизма и усиления в связи
с этим воспитательной роли школы.
С готовностью выполняем просьбу господина
министра.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|