Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ОБРАЗ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Он успел стать связным

Прерванный фильм Сергея Бодрова

Сергей Бодров-младший

Все это время многие люди надеялись на то, что есть хоть какой-то шанс на спасение в Северной Осетии участников съемочной группы нового фильма – «Связной», с Сергеем Бодровым-младшим в качестве режиссера, сценариста, а также исполнителя одной из ролей. Но специалисты почти сразу заявили, что искать кого-либо, кто остался в живых под нагроможденными глыбами льда стометровой высоты, – дело безнадежное.
О Сергее Бодрове-младшем многие теперь будут вспоминать как о брате, уже без кавычек и не с прописной буквы, то есть как о человеке, лично знакомом и дорогом, как о своем ближайшем родственнике. Он интуитивно нашел на экране редкостный доверительный контакт с кинокамерой (про такое говорят, что камера любит актера), а через нее – со зрителями. Так что воспринимался миллионами не только в качестве «своего парня» (это было бы по отношению к исполнителю излишней фамильярностью!), но и идеального героя, на которого все хотели бы и даже могли быть похожими. Потому что персонажи Бодрова не казались сошедшими с заоблачных высей, пусть в первом «Брате» и посещало при просмотре странное ощущение, что Данила Багров, существуя здесь и сейчас, тем не менее словно явился посланником из неведомых пределов, будучи связным между двумя мирами, или сталкером в человеческом Чистилище.
Можно сказать, что ситуация в «Брате» представляла собой как бы вывернутый наизнанку сюжет «Замка» Франца Кафки, перед этим экранизированный режиссером Алексеем Балабановым. Вместо «маленьких людей», стремящихся непременно попасть в почти ирреальный Замок, действует в обычной реальности герой, который может быть принят за некоего ангела-истребителя, призванного местью-воздаянием покарать погрязших в пороках и преступлениях, а главное – в неверии и лжи, обитателей новоявленного вовсе не Иерусалима, а Содома. И вслед за Петербургом должен прийти черед не менее ненавистной Москве (получается, что она – Гоморра), и уже потом – злокозненной Америке, подобной «геенне огненной». Ведь Данила из «Брата» – будто библейский пророк Даниил, единственный, кто был способен разгадывать сны царя Навуходоносора, совершившего немало греховных деяний.
Однако последующие ленты с участием Сергея Бодрова-младшего – «Восток–Запад», «Сестры» (Бодров знаменательно появился в собственном режиссерском дебюте как бы в облике Данилы Багрова, готового прийти на помощь не только всем братьям, но и сестрам) – не уводили куда-то в сторону от действительности. Хотя и не лишали актерский имидж (не важно, что сам он не считал себя настоящим актером) черт своеобразной легендарности, непонятно откуда возникающей харизматичности. Аура личности героя непредсказуема и неуловима, она флюидами исходит от человека, запечатленного на экране. Она возникает на пленке во время сеанса, но обладает способностью раздвигать границы времени и пространства, существуя невидимо иодновременно ощутимо.
Вот и сам обладатель этой экранной харизмы ушел в горние (а не просто горные) сферы, исчез без следа, предсказав собственную смерть в неосуществленном последнем фильме «Связной», где это слово понималось во вполне земном значении. И дебютировав всего лишь шесть лет назад в «Кавказском пленнике», Сергей Бодров-младший теперь замкнул своего рода фатальный круг, навсегда оставшись «кавказским пленником», сгинув по русской классической традиции именно на Кавказе, где в молодом возрасте сложили свои буйные головы наши гении и таланты, начиная с Лермонтова. Бодрову было чуть больше, чем творцу «Демона», но только 30!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru