КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Он успел стать связным
Прерванный фильм Сергея Бодрова
Все это время многие люди надеялись на
то, что есть хоть какой-то шанс на спасение в
Северной Осетии участников съемочной группы
нового фильма – «Связной», с Сергеем
Бодровым-младшим в качестве режиссера,
сценариста, а также исполнителя одной из ролей.
Но специалисты почти сразу заявили, что искать
кого-либо, кто остался в живых под
нагроможденными глыбами льда стометровой
высоты, – дело безнадежное.
О Сергее Бодрове-младшем многие теперь будут
вспоминать как о брате, уже без кавычек и не с
прописной буквы, то есть как о человеке, лично
знакомом и дорогом, как о своем ближайшем
родственнике. Он интуитивно нашел на экране
редкостный доверительный контакт с кинокамерой
(про такое говорят, что камера любит актера), а
через нее – со зрителями. Так что воспринимался
миллионами не только в качестве «своего парня»
(это было бы по отношению к исполнителю излишней
фамильярностью!), но и идеального героя, на
которого все хотели бы и даже могли быть
похожими. Потому что персонажи Бодрова не
казались сошедшими с заоблачных высей, пусть в
первом «Брате» и посещало при просмотре странное
ощущение, что Данила Багров, существуя здесь и
сейчас, тем не менее словно явился посланником из
неведомых пределов, будучи связным между двумя
мирами, или сталкером в человеческом Чистилище.
Можно сказать, что ситуация в «Брате»
представляла собой как бы вывернутый наизнанку
сюжет «Замка» Франца Кафки, перед этим
экранизированный режиссером Алексеем
Балабановым. Вместо «маленьких людей»,
стремящихся непременно попасть в почти
ирреальный Замок, действует в обычной реальности
герой, который может быть принят за некоего
ангела-истребителя, призванного
местью-воздаянием покарать погрязших в пороках и
преступлениях, а главное – в неверии и лжи,
обитателей новоявленного вовсе не Иерусалима, а
Содома. И вслед за Петербургом должен прийти
черед не менее ненавистной Москве (получается,
что она – Гоморра), и уже потом – злокозненной
Америке, подобной «геенне огненной». Ведь Данила
из «Брата» – будто библейский пророк Даниил,
единственный, кто был способен разгадывать сны
царя Навуходоносора, совершившего немало
греховных деяний.
Однако последующие ленты с участием Сергея
Бодрова-младшего – «Восток–Запад», «Сестры»
(Бодров знаменательно появился в собственном
режиссерском дебюте как бы в облике Данилы
Багрова, готового прийти на помощь не только всем
братьям, но и сестрам) – не уводили куда-то в
сторону от действительности. Хотя и не лишали
актерский имидж (не важно, что сам он не считал
себя настоящим актером) черт своеобразной
легендарности, непонятно откуда возникающей
харизматичности. Аура личности героя
непредсказуема и неуловима, она флюидами исходит
от человека, запечатленного на экране. Она
возникает на пленке во время сеанса, но обладает
способностью раздвигать границы времени и
пространства, существуя невидимо иодновременно
ощутимо.
Вот и сам обладатель этой экранной харизмы ушел в
горние (а не просто горные) сферы, исчез без следа,
предсказав собственную смерть в
неосуществленном последнем фильме «Связной»,
где это слово понималось во вполне земном
значении. И дебютировав всего лишь шесть лет
назад в «Кавказском пленнике», Сергей
Бодров-младший теперь замкнул своего рода
фатальный круг, навсегда оставшись «кавказским
пленником», сгинув по русской классической
традиции именно на Кавказе, где в молодом
возрасте сложили свои буйные головы наши гении и
таланты, начиная с Лермонтова. Бодрову было чуть
больше, чем творцу «Демона», но только 30!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|