КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ГОДЫ ЖИЗНИ
О пользе юношеских клятв
К 75-летию Олега Ефремова
Оказывается, прошло уже два года, как
Олега Ефремова не стало: первого октября ему
исполнилось бы семьдесят пять. Два года не
пролетели, как один день, но все равно с трудом
верится, что прошло уже два. Потом так же быстро
пройдут еще два, и пять раз по два, и десять, и мало
останется тех, для кого обаяние Ефремова будет
живым, а не восстановленным на страницах книг,
теле- и просто экранах.
Пройдет сегодняшнее время, и настанет время
истории – время размышлений о том, что сделано и
как сделано, что упущено и почему. Впрочем,
скоропалительная «история», выносящая суждения,
не оглянувшись, конечно же существует, она
тянется, как шлейф, за каждым, кто делает дело,
затрагивающее общественное сознание.
Прошло два года – рискну сказать, что уже сейчас
есть нечто неотъемлемо принадлежащее Ефремову:
он верил в целительную силу правды как главного
строительного материала сценического искусства.
Наивными могут показаться факты, но их тем не
менее хочется привести в поддержку ранее
сказанного. Ну подумаешь, мальчишки-студенты
расписались кровью в верности делу, которому
хотели служить. Ну подумаешь, один из них, но уже с
другим, прошагал от Ярославля вниз по Волге,
чтобы посмотреть, чем люди живы. А так как
студенты готовились стать артистами, в их памяти
осталось то, мимо чего другие могли пройти.
Простор земли, ее воздух, ее закаты и рассветы, ее
люди, как и о чем они говорили у костров на
ночевках.
В суете дней клятвы и версты могли позабыться,
если бы то, ради чего они шагали и клялись, не
стало для Ефремова (да и некоторых других) делом
жизни. Конечно, можно было зажмуриться, заткнуть
уши, залезть под одеяло, чтобы не ощущать фальши,
которая лезла изо всех щелей, стремясь свести на
нет каждое не запланированное и не одобренное
сверху начинание. Ефремов рано понял, что может
попасть в ловушку и, поймав момент, в 1956 году
вместе со своими товарищами спектаклем «Вечно
живые» по пьесе В.Розова открыл «Современник».
Так началась для него борьба правды против лжи.
По всем направлениям – общественным,
эстетическим, человеческим.
Не смею утверждать, да и всякий, кто уважает
память Ефремова, вряд ли скажет, что все его
работы предугадывали ход жизни, судили о ней и о
прошлом с полнотой, доступной сегодня нам.
Ефремов был из лучших людей времени, и «энергия
заблуждения» обладала такой мощной
художественной волей – гражданской,
человеческой, что служила главному. Память
восставала против забвения даже тогда, когда в
финале «Большевиков» зал стоя подхватывал
«Интернационал», тихо звучащий со сцены: «Весь
мир насилья мы разрушим...»
Актеры знали, и зал знал, чем придется заплатить
за слепую веру, но играли истово, потому что само
понимание театра, его предназначения требовало
от них правды существования в предлагаемых
обстоятельствах. Как раз правда, царящая на
сцене, позволяла понять и не принять развитие
событий. Смертный приговор был подписан всем, кто
узаконил «красный террор», и зал, стыдясь,
скрывая от себя, чувствовал, что мог оказаться на
месте тех, кого теперь с гневом от себя отринул.
Последним спектаклем Ефремова в «Современнике»
была «Чайка». Безразличие, переходящее в застой,
постепенно охватывало страну. Стыдно делить ее
обитателей на тех, кто из ближних городов
автобусами приезжал в столицу, терпеливо стоя в
очереди за килограммом колбасы. Москвичи,
занимавшие те же очереди, с «пришельцами»
мирились. Понимали, что к чему, сами привыкли
стоять и ждать, но своей терпимостью немножко
гордились. Ефремова эта терпимость не умиляла –
злила. Театр, если он действительно был не
развлекаловкой, а театром «правды и страсти», не
смел себе позволить не видеть то, что видеть было
необходимо. «Чайка» была прямым вызовом всем, кто
не хотел замечать своей отдаленности не только
от общей жизни, но и друг от друга. Аркадина и Нина
Заречная были на одном, не на разных полюсах.
Положительного героя режиссер в «Чайке» не
нашел.
Критики, в большинстве, правда, про себя, за
интеллигенцию и за трезвость взгляда обиделись.
Публика аплодировала не так восторженно, как
всегда. То, что безошибочно разглядел и высказал
Ефремов, слушать не больно хотелось.
По совпадению, но почему-то думается – по более
высокой, скрытой в душе причине (помимо желания
поставить все пьесы Чехова, о чем режиссер не раз
говорил) последним спектаклем Олега Николаевича
были «Три сестры» (уже во МХАТе). С семидесятого
года прошло без малого тридцать лет. В стране все
менялось, ломалось, доламывалось, но не
собиралось в целое. Одно можно повторить: в
первой своей «Чайке» Ефремов оказался провидцем.
Второго доктора Бороздина из «Вечно живых»,
Лямина из «Назначения», бригадира Потапова из
«Заседания парткома» он уже не сыграл.
Прагматичное и сильно беспардонное время
развеяло не только иллюзии, но и покушалось на
созидающую правду и память.
Нередко художник брал верх над обстоятельствами,
и появлялся спектакль «Так победим!», но даже
такой мощный удар не попадал в цель. Ефремов
пошел дальше, он сыграл и поставил «Наедине со
всеми» – для меня один из наиредчайших
спектаклей, создатель которого безжалостно
препарирует внутренний мир героя и свой мир. Так
сыграть непросто было даже Ефремову.
А в «Трех сестрах» еще более непросто было
держаться предельной объективности, граничащей
с отчаянием.
Уже зная, что вряд ли доживет до премьеры, Олег
Ефремов в отпущенные ему часы работал над пьесой
«Сирано де Бержерак» – романтической пьесой,
герой которой, поэт Сирано, уходит из жизни, не
изменив себе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|