КРУГИ ИСТОРИИ
Владимир БАХМУТ,
историк-краевед
И лишь когда он говорил о войне, на
уроке стояла тишина
Несносному учителю – от благодарного
ученика
Хочу нарушить одну традицию. Обычно
принято вспоминать только любимых учителей.
Дистанция лет заслоняет школьную прозу, не
всегда приятную учебную повседневность – и в
памяти остается только хорошее и волнующее...
Я же хочу вспомнить о нашем строгом, «вредном»
учителе – в том общепринятом среди школяров
понятии, в каком они испокон веку поделили своих
преподавателей на «добрых» и «вредных», «плохих»
и «хороших», «любимых» и «нелюбимых».
Сколько помню, наша школьная традиция относила
учителя русского и литературы Митрофана
Захаровича Капустянова неизменно к разряду
последних.
Между учителями и учениками всегда идет то
тайная, то явная «война» – один требует от
подопечных побольше, другие хотят сделать
поменьше. В общем, это неопасная, но утомительная,
трудная и длительная война или игра, как хотите,
она идет всегда и везде и называется учебным
процессом, учебой, школой. В этом процессе всегда
известную роль играет элемент принуждения,
нажима со стороны воспитателя на школяра; и
счастлив тот учитель, который нажим и
принуждение сводит до минимума, заменяет его
другими, более эффективными средствами и
методами воспитания и обучения своих подопечных.
Но это уж как у кого получается...
Митрофан Захарович был обыкновенным сельским
учителем. Этих других средств и методов у него
было небогато, и он, что называется, «на всю
катушку» использовал свое право принуждать и
заставлять учеников выполнять свои святые, хоть
и не всегда приятные обязанности. Он был очень
строгим и требовательным учителем, а значит,
«вредным», «въедливым» – такова ученическая
логика, и от нее никуда не денешься!
...Он приходил, вернее, прибегал в класс сразу
после звонка, сделав последнюю торопливую
затяжку перед самой дверью, – он много курил, – с
набухшим, невероятно толстым портфелем под
рукой. Портфель этот не закрывается от наших
тетрадей – никто никогда не видел его закрытым...
В классе, конечно, стоит ровный, жужжащий гул. Как
ни странно, но строгого, серьезного Митрофана
Захаровича мы не особенно боялись...
Может, интуитивно чувствовали его доброту сквозь
броню неприступности и суховатой деловитости?
Я уже сказал, что учитель не баловал нас
разнообразием форм и методов обучения. Все шло по
одному, давно заведенному классическому порядку
– опрос и беглая проверка домашних заданий,
объяснение и закрепление, если время останется.
Впрочем, на последнее его никогда не хватало.
Итак, опрос. Самая ответственная и напряженная
часть урока. Пальцы заложены между листами
грамматики Бархударова – вдруг вызовет?
Уроки мы готовили плохо. То один столбом застывал
у доски, то другой, получив разнос от учителя,
садился с очередным приобретением – двойкой в
дневнике.
Он сердится и раздражается по любому поводу: за
долгие годы своего учительства он, видимо, так и
не смог привыкнуть к шалостям на уроках, к плохо
выученным заданиям и другим ученическим
пренебрежениям.
В это время он заводился, как говорится, с
пол-оборота. Стоило кому-нибудь возразить,
надерзить, схитрить или сказать неправду – как
на голову бедняка обрушивается гневная
филиппика! Голос учителя повышается до высоких
модуляций, сам распаляется, начинает горячиться,
спорить со строптивым учеником – и все это к
великому удовольствию остальной «публики».
Время-то идет!
Наконец тетради и домашние задания проверены, по
классу проносится вздох облегчения: начинается
«безопасная» часть урока – объяснение нового
материала.
И здесь надо сказать правду, Митрофан Захарович
не был златоустом, артистом, вдохновенным
импровизатором. Манера его рассказа была
деловита, суховата. Постоянная напряженная
атмосфера в классе, вечная «холодная война» с
башибузуками и лентяями приучила его к
сдержанности.
Но добросовестность и дотошность его были
исключительными. Урок – это прежде всего работа.
И учитель работает! Желтые от табака пальцы
становятся белыми, черная, трудно различимая от
блеска и отражения доска покрывается несколько
раз рядами ровных строчек и предложений.
Некоторые забияки, обрадованные тем, что на этот
раз пронесло, выражают избыток чувств, шумят, не
слушают. Это вынуждает нашего строгого учителя
прерываться, снова и снова повторять суровые
нотации.
Звенит звонок, а объяснение не закончено. Вы
думаете, Митрофан Захарович оканчивает, обрывает
его? Ничуть не бывало!
Проговорив свое знаменитое: звонок звенит для
учителя, а не для вас, он продолжает что-то писать
и говорить дальше!
«Митрофан Захарович, или вы не слышите? Звонок
же», – стонут и галдят нетерпеливые. А он все
пишет и пишет свои длиннейшие периоды, спешит
досказать недосказанное, записать домашнее
задание, не замечая, что давно все демонстративно
бросили писать и слушать и класс все больше
напоминает начинающий извергаться вулкан...
Если я, став учителем, что и перенял у своего
наставника – так прежде всего этот горький опыт.
Остро почувствовав в свое время ущемление
свободы, возвел в закон для себя такое правило:
звонок звенит для всех – и для учителя, и для
учеников.
На уроках литературы атмосфера несколько другая.
Тут у учителя был сильнейший союзник. Могучая
сила художественного слова брала в полон даже
самые неприкаянные детские души.
Но и на литературных уроках случались свои
казусы, и здесь Митрофану Захаровичу приходилось
публично стыдить и обличать неучей и лентяев.
Безнадежно испорченные отношения на уроках
русского языка переносились на почву литературы.
Более того, кажущаяся легкость предмета давала
больше независимости и самоуверенности забиякам
и задирам, и Митрофану Захаровичу иной раз с
большим трудом удавалось потушить пожар
страстей...
Только в одном случае на его уроках стояла
абсолютная тишина – когда он рассказывал про
войну. Обычно это случалось где-то в середине
года, в зимние или осенние неприветливые дни,
именно тогда учителя обступали воспоминания и он
давал послабление себе и своим ученикам.
А рассказать Митрофану Захаровичу было что: он
партизанил в лесах Белоруссии, и в его памяти
сохранились бесчисленные и захватывающие
истории о подвигах товарищей.
Но скромность и тут не изменяла ему. Лишь много
лет спустя я случайно узнал, что учитель наш
командовал крупным партизанским отрядом, имеет
награды и отличия... А нам он больше рассказывал о
своих боевых товарищах и бесчисленных
похождениях и скитаниях в белорусских лесах.
Мы слушали, конечно, раскрыв рты, позабыв о своих
распрях и обидах... И странное дело! – наше
внимание, благоговейная тишина, казалось,
преображали учителя. Сдержанная манера ему
изменяла – он увлекался, оживлялся, говорил
свободно и, смею уверить, увлекательно и красиво.
Он находил яркие краски и нужные слова. Сюжетов
же старому партизану было не занимать...
Но так продолжалось недолго. Словно удовлетворив
какую-то сокровенную потребность, Митрофан
Захарович снова становился таким, как был всегда
– деловитым, требовательным до жесткости
учителем, – и вновь начиналась незримая, упорная
и затяжная война «мышей» и «кота». Вряд ли мы
тогда знали, а если знали, то полностью отдавали
себе отчет в том, что, воюя с нашей ленью,
выкорчевывая все плохое и недостойное в наших
характерах и душах, учитель воевал не против нас,
а за нас. Это понимание пришло гораздо позже...
Но получая двойки у Митрофана Захаровича,
возмущаясь его беспощадной требовательностью и
язвительной манерой высмеивать всех и вся за
малейшие грехи и недостатки и в свою очередь сами
высмеивая и критикуя его, разумеется, между
собой, мы не могли, не погрешив против истины,
отнять у него одного – справедливости. Он никого
не отличал среди нас, у него не было любимчиков, к
которым бы благоволил или ради которых
поступился бы своим авторитетом, покривил душой.
Наоборот! Отличников при случае он честил с таким
же пристрастием, как и закоренелых двоечников.
Все мы были равны перед его справедливым гневом.
Таков он был, наш строгий учитель, таким он
остался в памяти своих учеников, да и в моей тоже.
Но в отличие от других своих соклассников мне
выпала счастливая возможность наблюдать
Митрофана Захаровича с другой стороны, другими,
так сказать, глазами. После университета я снова
пришел в свою родную, милую колтуновскую школу.
Ничто, казалось, не изменилось в ней. Не изменился
и Митрофан Захарович, прежними остались его
привычки. Все такой же, как и встарь: серый костюм,
тот же знаменитый, никогда не закрывающийся от
тетрадей портфель. Все так же жадные, как перед
боем, затяжки перед уроком.
Только морщины еще больше избороздили лицо, да и
на уроках теперь надевал он старые, перевязанные
веревочкой роговые очки. Тетради сделали свое
дело...
И ученики по-прежнему считали его вредным и
въедливым учителем, и он с таким же ожесточением
и энергией, как когда-то с нами, воевал с новым
поколением школяров! Все, одним словом, осталось
по-прежнему.
Но теперь я узнал и увидел то, чего раньше не мог
видеть и знать.
Я увидел, как он готовится к урокам; как до
поздней ночи склоняется над тетрадями, придвинув
поближе лампочку от неуверенного, вечно
мигающего, слабосильного света, получаемого от
движка колхозной фермы.
Услышал на педсоветах его суждения о своих
учениках и воспитанниках. За глаза он о них
отзывался куда теплее и лучше, чем можно было
предполагать.
Узнал, что ему крепко достается за излишнюю
строгость и требовательность, что из-за своей
репутации строгого и въедливого учителя
приходится выслушивать не всегда справедливые
выговоры и замечания ему, опытному и старому
учителю.
По-прежнему, стало быть, учительский хлеб
доставался нелегко. Но по-прежнему был он верен
себе: говорил прямо и откровенно то, что считал
нужным говорить, и если надо, спорил с директором
и завучем.
И в острых ситуациях, в минуты борьбы и спора, я
вновь, как и встарь, теперь уже добровольно
становился его учеником.
Я был благодарен ему за постоянство и
последовательность, за новые жизненные уроки
гражданственности и неподкупной честности и
требовательности к себе, людям и своему делу.
Митрофан Захарович в жизни был таким же, как и на
уроках. И это, в конце концов, было самое главное.
Да, он был обыкновенным сельским учителем. Многие
его коллеги были способнее и талантливее, чем он
в смысле подачи материала, ведения урока. У
многих из них отношения с учениками складывались
куда легче и безболезненнее. Но сегодня я пишу и с
благодарностью вспоминаю именно о нем, ибо при
всех своих мнимых и действительных недостатках
он был настоящим учителем, воспитательское слово
которого никогда не расходилось с делом, с
собственным убеждением, с собственной жизнью.
Сдержанный и суховатый, он редко и скупо хвалил
воспитанников, но для него высшим мерилом при
всех обстоятельствах была наша истинная, а не
мнимая ценность.
И все его ученики, выросши и став взрослыми,
правильно оценили его роль в своем воспитании и
обучении. Оценили и переоценили то, что не совсем
было ясно и понятно в детстве. Легковесная,
навеянная традицией школьной жизни репутация
вредного, въедливого учителя рассыпалась, как
рассыпались многие другие детские иллюзии и
заблуждения.
Осталось же основное, серьезно проверенное
жизнью и временем – остался учитель.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|