КРУГИ ИСТОРИИ
Конкурс исторических научных работ
старшеклассников, ежегодно проводимый обществом
"Мемориал", о котором мы уже писали, дал
возможность учителям взглянуть на себя глазами
учеников: одна из работ последнего конкурса была
посвящена советскому учителю.
Елена УШМАКИНА, Евгений ЧЕРНИКОВ,
ученики 9 класса средней школы № 1,
город Пугачев, Самарская область
Когда дорога к правде уходит из-под
ног
Драма школы и педагога в годы
советской власти
Тема нашего исследования возникла
случайно. Она родилась из наших словесных дуэлей
с учителями, реплик одноклассников об учителях.
История судеб учителей основана на устных и
письменных воспоминаниях, частной переписке, на
документах. Наша работа – дневник “героя нашего
времени”, учителя.
Случайно возникшая тема открыла нам истинный
масштаб личности советского учителя, драматизм
его судьбы и привела к серьезным размышлениям о
проблеме учителя и власти, об их трагическом
взаимодействии.
“Мы наш, мы новый мир построим”
Советская власть в построении нового
мира огромное место отводила учителю. Воспитание
нового человека – это только часть грандиозного
плана строительства нового мира, задуманного
партией большевиков. “Каждый учитель должен у
нас быть поставлен на такую высоту, на которой он
никогда не стоял и не стоит, и не может стоять в
буржуазном обществе. Это – истина, не требующая
доказательств”.
Ленинская формулировка определила и закрепила
характер взаимоотношений власти и учителя на
долгие десятилетия ХХ века. Кто учитель:
исполнитель или равная фигура в этом
взаимодействии власти с ним? Как характер
взаимоотношений с партией отпечатывался на его
работе?
В поисках ответов на эти вопросы мы разыскивали
старых учителей, расспрашивая и записывая их
воспоминания.
Герой первого нашего рассказа – Ксения
Степановна Тюкалина.
Голод 1921 года выкосил Пугачевский уезд Самарской
губернии. Даже по официальному признанию голод
принял небывалые размеры. Ксения Степановна,
обходя ближайшие села, подбирала брошенных
детей, определяла их в детдома, которых было
создано лишь в Пугачеве 26! Она стала работать в
одном из этих детдомов, в котором были собраны
только дети коммунистов, погибших на фронтах
Гражданской войны или умерших во время голода.
“Впервые увидела их – кожа да кости. В болячках и
вшах. Не смеялись. Маленькие старики. Разучились
есть. Я с головой ушла в работу... Продукты питания
для детей присылало благотворительное
американское общество АРА. Они привозили рис,
сахар, какао. Сначала дети бросались на эту еду. И
если не доследишь за детьми, то некоторые
погибали от переедания. Но русские дети не были
приучены к сладкой американской каше и какао.
Ребята постарше нашли выход: они относили
монашкам в монастырь свою сладкую кашу в обмен на
соленую капусту, огурцы, помидоры...”
Мы читали ее воспоминания, расспрашивали старых
учителей, которые общались с ней, из этих
рассказов вырисовывался образ человека не
сомневающегося, твердого, увлеченного
возможностью участия в живом деле. Она жадно
вдыхала воздух революции и не задавала вопросов.
Для нее правда истории и правда революции –
синонимы, потому и нет вопросов. Почему голод
принял такие масштабы в Пугачевском уезде?
Почему создали специальные детдома только для
детей красных командиров и советских
партработников? Как же быть тогда с лозунгами
революции о равенстве и справедливости?..
Семь лет Ксения Степановна проработала в
детдоме. В 1927 году вступила в партию большевиков.
“Партия выдвинула меня на новую работу –
красным финансистом в сберкассу”. Это был
очередной фронт...
Учитель – фигура трагическая...
Педсоветы, профсоюзные собрания,
методические объединения, открытые партийные
собрания, инспекторские проверки гороно, районо
– вот система контроля “недреманного ока”
партии. Советская система фильтровала кадры
учителей и с помощью характеристик. Всесильная
власть характеристик – это историческая примета
30–70-х годов.
Екатерина Евдокимовна Толмачева,
учительница истории, на наши вопросы, чем
советская власть поддерживала учителя, как
оплачивала немереную его работу, ответила с
щедринской, как она сказала, горестью:
“Приходится констатировать: ничем, никак”. И
стала рассказывать о детях, а не об оплате. О
детях, и только потом о зарплате, быте. Мы
подметили эту особенность в рассказах всех
учителей, с кем нам пришлось беседовать.
“В 50-м году после учительского института
работала директором семилетней школы. Зарплата
– 600 руб. Демисезонное пальто на все сезоны, пара
убогих комбинашек и туфли-полуботинки, резиновые
ботики с каблуками без туфель. Какое убожество
быта, одежды и отсутствие требовательности к
этому. Все шло как должное. И это в расцвет эпохи,
когда “учитель должен стоять на такой высоте, на
какой он не стоял никогда”. Ожидалось ли? Нет! Я
думала, что это уже есть...”
В районо нам дали справку о зарплате учителя, а в
журнале “Преподавание истории в школе”
напечатаны таблицы – что и сколько стоит.
Сопоставляли цифры таблиц и удивлялись, как
можно было жить на эти деньги, если семья учителя
из четырех человек и только один работающий...
Рассказывает учительница литературы
Н.П.Назарова, 52 года педагогического стажа:
“Власть всегда держала учителя на голодном
пайке, интеллектуальном и материальном. Зато
взваливала непомерную ношу – работу. Работа
учителя плюс общественные обязанности. Чего
стоит только одна обязанность – подписка на
заем. Мы, учителя, обязаны подписаться на две
зарплаты. Ходили по домам, уговаривали. Я,
учительница литературы и русского языка,
упрашиваю, умоляю подписаться на заем. Кого?
Толижину, в доме которой запредельная нищета. А
утром на урок, где говорю о милосердии. Для
Толижиной и я – власть. Олицетворение советской
власти.
А к кому приходили мальчики после Афганистана? В
школу, к учителю. Страшное мне поведал один мой
бывший выпускник. Я должна была выслушать
исповедь; что я могу ему сказать? Как мы готовили
этих мальчиков? На “Малой земле” да на
“Целине”. Что-то важное им не сказали о жизни, о
человеке. Правды не сказали.
Власть поставила нас в тупиковую ситуацию.
“Я – другое дерево”
В начале 70-х годов контроль за
настроениями и работой учителя стал поистине
тотальным: политзанятия, школа для молодых
педагогов, профсоюзные собрания и собрания
трудового коллектива, горкомовские проверки.
И все же просмотрели учителя литературы Людмилу
Борисовну Магон.
Выпускница Саратовского университета,
талантливая ученица Юлиана Григорьевича Оксмана
и Раисы Азарьевны Резник, она жила и работала
преподавателем в городе Марксе Саратовской
области. Все свои силы и возможности
сосредоточила она на одном-единственном: дать
нравственную поддержку добросовестному и
честному убеждению. “Нравственная поддержка...
честному убеждению” – ее факультатив для
десятиклассников. Размышления Юлиана
Григорьевича Оксмана, проза А.И.Солженицына и
статья Г.Померанца “Нравственный облик
исторической личности” – основа фундамента, на
котором строилась работа ее факультатива по
современной прозе, ее преподавание литературы,
деятельность книгоноши. Жить по совести – ее
ответ 70-м годам.
В конце ноября 1968 года в Саратовском
университете читали лекции Раиса Давыдовна
Орлова и Лев Зиновьевич Копелев. Людмила
Борисовна приглашает их почитать лекции в Марксе
провинциальным учителям. Лев Зиновьевич –
товарищ Солженицына, первый его читатель, и она
была настойчива, убеждала учителей и отцов
города, доставала машину. Ездила со школьниками в
Рязань в надежде встретиться с Александром
Исаевичем.
Ее стали планомерно выживать из Маркса.
Ее, о которой Раиса Азарьевна Резник писала:
“Люся – работник редкой породы, потому что умеет
быть хлебом, лекарством и праздником для
учеников”.
В конце 1970 года решением горкома КПСС г. Маркса
Л.Б.Магон была отстранена от работы. Ее не сумели
устроить на преподавательскую работу ни в
Саратове, ни в Риге. Нашлось место экскурсовода в
Тарханах – лермонтовском музее. Но вскоре она
вынуждена была вернуться в Маркс: тяжело
заболела мама. Единственно возможная для нее
работа в городе – воспитателя в спецшколе
(бывшая колония для несовершеннолетних).
“Людмила Борисовна ломала стереотипы Зоны. Все
– книги из Зоны, а она – Диккенса и Я.Корчака – в
Зону. Они конфеты, шоколад – из Зоны, а она – в
Зону. Дети для служащих Зоны – “мусор”,
“помойка”, а она детей к себе в дом. Зона,
уничтожая личность, тиражировала себе подобных.
Людмила Борисовна выхаживала, растила душу
мальчишек. Зона не могла простить гуманного
отношения к детям Людмиле Борисовне. Что есть
Зона? В расширенном смысле – это Система. Чем
держится авторитет власти? Насилием,
нивелированием личности, уничтожением личности.
Что делает Зона-Система с отступником?”
(Р.Орлова, Л.Копелев. “Мы жили в Москве”).
И.А.Шварц вспоминает: “Дети в ней души не чаяли, с
начальством часто возникали инциденты. Ее группы
довольно часто расформировывали, передавали
другим педагогам, препятствуя ее сближению с
ребятами. Наверное, будь у начальства хоть
мало-мальский достаточный повод, ее бы
уволили...”
Выдавливая Людмилу Борисовну из колонии,
начальство било по самому уязвимому – детям.
Отряд расформировали, разбросали. “О любви к ней
ребят говорит еще один кошмарный случай, –
писала И.Шварц Копелевым. – Одного мальчика 10–11
лет перевели насильственно из ее группы в другую.
Мальчонка плакал (колонист!), умоляя начальство
вернуть его к Людмиле Борисовне, взбунтовался,
был посажен в карцер и там повесился”.
Уход из тюрьмы был предрешен. 19 марта 1974 года
Людмила Борисовна Магон скончалась от
кровоизлияния в мозг.
...В учебнике истории о настоящем учителе нет ни
строчки. О трагическом взаимодействии учителя и
власти тоже ни слова. Работая с архивными
материалами, документами, мемуарами, мы открыли
неведомый мир – мир учителей. И были потрясены их
кропотливой черновой работой, увидели личность
учителя, драматизм и красота которой всегда были
скрыты от нас, почувствовали силу нравственного
сопротивления власти.
Наше исследование – это попытка разрушить
стереотипы восприятия советского учителя...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|