ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Начало октября – подходящее время для
разговоров о смысле учительского труда. Не
только потому, что все поздравляют нас с
профессиональным праздником – Днем учителя, но и
потому, что прошедший сентябрь уже принес нам
свои первые уроки, есть над чем подумать. То ли мы
делаем, так ли, для того ли, о чем мечтаем?
“...Но самых трудных ребят отдают
мне”
Почти в каждой школе есть совершенно
особенные учительницы. Проработав в школе много
лет, они повидали столько всяких экспериментов,
решительных преобразований, что в конце концов
перестали обращать внимание на руководящие
указания. Возможно, они даже перестали обращать
внимание на педагогические премудрости и умные
речи. Но именно у них на уроке задерживаются
самые отъявленные прогульщики и двоечники.
Смотришь, совершенно разбойничьего вида молодой
человек бережно несет такой учительнице стопку
тетрадей в кабинет и улыбается, довольный, что-то
рассказывает, а она слушает, кивает. И не пробуйте
поведать ей, что за бездельник и лоботряс ваш
ученик, она не поверит: мальчик замечательный,
просто у него переходный возраст, трудности в
семье – да мало ли что. Все равно он
замечательный, хотя и не учит математику, не
читает книг… Наивная? Возможно. Как ребенок. Или
мудрая, как много переживший человек. Своим
терпением, мудростью, любовью и пониманием эти
учителя достигают порой большего, чем энергичные
знатоки новейших методик и стандартов.
Нелли Гайковна БарсегЯн – учитель словесности.
Дело не в том, что она заслуженный учитель с
многолетним стажем, опытом. Она тот человек,
слушая которого понимаешь нечто важное. А бывает,
просто веришь на слово. Ей легко верить. Вот мы
сидим в учительской, в кабинете на перемене, и она
рассказывает.
Когда помнишь свои неудачи
Учителю особенно важно помнить свое
детство. Хорошо, если ребенок любим и счастлив в
семье. Но так бывает не всегда. Значит, счастливое
детство должны дать школа, педагог. Обязательно
счастливое, светлое, чтобы было на что опереться
в будущем, чтобы потом своих детей смог любить и
баловать сегодняшний подросток. Чтобы мог потом
верить людям. Атмосфера доверия и абсолютного
приятия – непременное условие нормальных
взаимоотношений взрослого и ребенка. Может, есть
какие-то безупречные люди, не совершавшие ошибок,
они, наверное, могут ругать, стыдить этих грубых,
лживых детей. А я так хорошо помню свои
собственные неудачи, обиды, так хорошо понимаю
своих учеников, когда они опять не сделали
упражнение (а у них любовь), обманули, надерзили.
Когда помнишь собственные грехи – и ребят
понимаешь, прощаешь.
В общем, я благодарна своей семье, родителям. Они
меня многому научили. Мой дед до революции был
священником в Нагорном Карабахе. У него было
восемь сыновей. Жили небогато, но дружно, весело.
Дети были главным сокровищем, счастьем,
дарованным от Бога. В каждом ребенке родители
видели целый мир, с каждым из восьмерых много
разговаривали, обсуждали все проблемы.
И пусть они пишут с ошибками...
У меня никогда не бывает чувства, что я
все знаю, мне не бывает легко. Всегда трудно.
Каждый день иду на урок и не знаю, получится ли
сегодня разрушить стену между мной и детьми,
станем ли мы хоть ненадолго одним целым. Когда
получается, я счастлива. А вот сейчас у меня
десятый класс и чувствую: «не беру» я их. Не
слушают, не читают. Просто отчаяние охватывает.
Что делать?
Всегда много читаю вслух на уроке. Не
рассказываю, не объясняю, а именно читаю. Как
можно рассказать о Достоевском, Толстом? Я не
настолько уверена в себе. Есть строчки, которые
надо прочесть и помолчать. А мое понимание, мой
восторг – все это в голосе, интонации. Пусть
звучат слова автора – не мои.
В девятом классе – «Герой нашего времени».
Всегда читаю письмо Веры к Печорину. И всегда
такая тишина. Молчим, даже не смотрим друг на
друга. Каждый о своем молчит.
Я никогда не выдаю блестящих результатов. Ни по
каким стандартам мои ученики не заработают
высших баллов. Но самых трудных подростков в
школе отдают мне. И пусть они говорят коряво,
пишут с ошибками. Для меня важно, что думают,
чувствуют. И знаете, тонко чувствуют. Иногда и
отличник не поймет того, что они понимают. Я
одного недавно спрашиваю: «Что ты у меня на уроке
делаешь? На парте ни книги, ни тетради». А он
отвечает: «Я у вас на уроке думаю много».
Не торопите детей!
Я не от предмета иду (чему надо научить?
чем овладеть?) – я от ребенка иду (какие у него
проблемы? что ему сегодня нужно для счастья?). Вот
девочка сидит. Умница, но эгоистка страшная.
Всегда одна, ничему не рада. Я не осуждаю ее, не
раздражаюсь. Ей и так трудно. И она как-то сказала:
«Меня никто так не знает и не бережет, как вы».
Конечно, трудно всех принимать. Случается,
начинаешь испытывать к какому-то ребенку просто
неприязнь. Я в таких случаях вспоминаю все
положительное, доброе, что есть в этом ребенке.
Начинаю почаще хвалить (даже в слабой работе
можно обнаружить удачную фразу), специально
больше общаюсь, разговариваю. Вдруг замечаю:
что-то изменилось. И во мне, и в ребенке.
Я стараюсь дать ребенку возможность работать
так, как он хочет. Алена. Ничего не делает –
только стихи пишет. Отлично! Я ей в стихах ошибки
исправлю, она перепишет – вот и грамотность, а
правила потом когда-нибудь. Зато она начала чужие
стихи читать. Ее брат совсем не может писать –
плохая мелкая моторика. Я ему разрешаю все работы
на компьютере делать. А с Сережей последние два
года веду переписку. Он мне пишет письма о своей
жизни, я ему отвечаю, задаю вопросы, советую, что
почитать, специально повторяю слова, в которых он
делает ошибки. У него даже тетради нет. Только
наши письма. Я предпочитаю выждать. Пусть ребенок
просто сидит, слушает. Со временем он и писать
начнет, и говорить, и читать. Я сама лишь недавно
полюбила оперу. Муж у меня – страстный меломан,
меня с молодости приучал, а я только сейчас
дозрела. 60 лет понадобилось, чтобы к музыке
прийти. Как же я могу детей торопить?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|