Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2002

Первая тетрадь. Политика образования


 

Александр АДАМСКИЙ

Жизнь в творительном падеже

День учителя – праздник, напоминающий о главном предназначении педагогики: хранить традиции прошлого и дарить смысл будущему

...Я честно хотел написать вполне праздничную передовую о том, как мужественно и с достоинством переносит наше учительство все тяготы и невзгоды школьной жизни. Как, невзирая на безденежье и лицемерие властей, на обман с повышением зарплаты, российский учитель продолжает…
И это было бы правдой – действительно продолжает…
Но накануне Дня учителя я читал лекцию в одном сибирском городе и случайно увидел картину, которая своей обыденностью и трагичностью показывает, до чего довели учителя и насколько все плохо. Хотя, казалось бы, ничего нового. Но одно дело – знать, и совсем другое – увидеть.
Перед началом семинара в вестибюле школы шла регистрация участников семинара и выдавали талоны на обед. И я увидел, как немолодая учительница стояла в сторонке и пересчитывала на ладони мелочь – хватит ли ей. Не таясь и нисколько не стесняясь – по всему было видно, что никого она этим удивить не могла. Обычное дело – учитель считает, хватит ли ему денег на обед.
Когда я вышел к доске, невозможно было начать, невозможно было смотреть в глаза людям, которые не получили августовскую зарплату, измучены бытовыми передрягами, со страхом ждут зиму, толком не отдохнули летом… И все-таки увлеченные своими проектами, стремящиеся к иной учительской жизни, воодушевленные своими успехами и успехами учеников, они пришли на семинар и строят планы новых интересных дел. И я понял, что учительство, творческая его часть, создает свою реальность. Свою образовательную действительность, в которую они вовлекают учеников и тем самым спасают и себя, и школу от опасности стать люмпенами, у которых борьба за выживание отобрала даже саму способность разумно воспринимать школу и свою роль в ней. Я видел таких учителей и никого не виню – жизнь сложная. Но в том зале, где проходил семинар, сидели мужественные учителя – свободные люди, для которых дело отделено от быта. Для этого нужна увлеченность художника или ученого, страсть и всепобеждающая потребность обратиться своим творчеством к другим.
…Обычно мы не хвалим наше министерство, даже наоборот, но здесь хочу сказать доброе слово ведомству за грантовую поддержку этих отчаянных и увлеченных своими проектами учителей. Благодаря этим деньгам они могут писать программы, вести эксперименты, издавать книги, покупать компьютеры, создавать в своих школах особую атмосферу творчества. И ученики, и родители видят: даже в очень трудной ситуации, когда и зарплату задерживают, и на ремонт не всегда хватает, – на творчество учителям министерство деньги дает.
И я ни разу не услышал: лучше бы эти деньги на зарплату пустили.
В нашем учительстве сохранился замечательный слой подвижников, которые и без грантов делали бы свое дело, но тогда государство здесь было бы ни при чем.
Эта педагогическая элита не видна невооруженным глазом, она не шумна, не сидит, как правило, на совещаниях или в президиуме, но зато именно эта часть учительства хранит творческие и развивающие ученика традиции отечественной школы.
Чем больше государство будет помогать этой элите, тем сильнее, с нашей точки зрения, будет наша школа противостоять разрушению детства и разрушению учительства.

…С.Соловейчик назвал одну из своих книг об учителях «Вечная радость». Дни учителя в России – это все-таки вечная радость. Радость оттого, что нами движет не понукание власти и не ее посулы. Радость оттого, что для свободного человека творить и учить – высшее благо и высшее право.
Это наш праздник, он всегда с нами, как вечная радость.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru