ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Интегрированное обучение – кто только
не говорит о нем в последнее время. Видимо, школа
устала от постоянной необходимости расчленять
целостную ткань нашего бытия на лоскутки учебных
предметов. Идея заманчивая, но за десятилетия мы
настолько привыкли, что звук, например, на уроке
музыки – это одно, а на физике – совершенно
другое, что сочинить интегрированный урок
гораздо труднее, чем традиционный. Ведь
приходится не просто соединять геометрию с
музыкой или рисование со словесностью. Нужно,
чтобы они не просто соседствовали, а дополняли
друг друга. Но и это не главное. Самое важное –
для чего мы это делаем: чтобы школьное знание о
мире перестало быть отчужденным от ученика, а
основой образования стал личный опыт ребенка.
Традиционно в школе развивали преимущественно
разум ученика, а его эмоции, ассоциативное
мышление и внепредметные интересы были помехой в
учебе. В интегрированном же образовании педагоги
стремятся всякое знание строить на фундаменте
чувственно-эмоционального восприятия. Именно
так работают педагоги гуманитарного центра
“Театр” в Екатеринбурге. “Театр” – это группы
и учебные комнаты детского сада “Лорик”, классы
и кабинеты школы “Мы”, залы и творческие
мастерские студий... А еще дети и педагоги.
Создателем центра был Генрих Львович Риасс,
профессиональный режиссер, педагог. Пятнадцать
лет назад он привел в свой любительский театр
детей, чтобы взрослые учились у них искренности и
органичности, учились вместе думать, разбираться
в житейских событиях и придумывать праздники. И
начались репетиции, сочинения про свою жизнь, из
которых рождались смешные и грустные спектакли,
споры с родителями и учителями.
Генрих Риасс точно понимал суть возникающих у
детей проблем и, будучи человеком азартным, решил
рискнуть и посягнул на святая святых – школу с ее
жестко очерченными тогда идеологическими
рамками. И не театр в школе решил создать, а уроки
истории, литературы, математики превратить в
театр, вернее, в событие, для ребенка безусловно
интересное и важное. Он назвал это так:
“Использование методов и принципов театральной
педагогики в образовании”.
Собралась группа педагогов одной из
екатеринбургских школ и студентов
педагогического института. Пришли родители,
желающие для детей иной образовательной
атмосферы. Начались занятия с педагогами: как
выстраивать режиссерскую логику урока; с
родителями: как создавать для детей праздник. А с
детьми просто играли в очень серьезные игры... и
все вместе придумывали капустники.
В 1992 году Генриха Риасса не стало... Остались
родители, дети и группа учеников, которые
только-только почувствовали вкус к новому
таинственному педагогическому инструменту. Его
предстояло осмыслить, сформулировать исходя из
своего предмета. А быть может, и заново открыть, в
особенности вновь пришедшим педагогам.
За последующие годы были написаны и
сертифицированы программы, сейчас педагоги
продолжают разрабатывать новые. А в этом году
гуманитарный центр “Театр” начинает работу как
центр повышения квалификации.
О нем сегодня рассказывают педагоги и ребята.
...И в классе меняются декорации
Педагогическая драматургия
гуманитарного центра “Театр”, город
Екатеринбург
Школа начинается... с вывески. Одним
достаточно иметь табличку с номером и быть
просто школой, вообще средней школой, у других
возникает необходимость добавить к слову
“школа” определение, иногда дать подзаголовок и
символ.
Наша школа “Мы” гуманитарного центра “Театр”
– с улиткой на вывеске. Почему улитка? Потому что
мы несем на себе свой дом. Так приходящему сюда
дается “ключ” – образ, сквозь который будет
восприниматься и атмосфера школы, и уклад, и
методы, и содержание образования.
Школа предлагает войти в дом, устроенный по своим
законам. И от того, насколько он продуман,
гармоничен, целостен, человечен, зависит,
насколько будет принят, “присвоен”
содержательный план школы.
Школа “Мы” сначала удивит многих самим фактом
внимания к очень субъективным вещам.
– Мне нравится эта картина, здесь лето, стог сена
и вот этот переход цвета в небе. А эта не нравится,
в ней холодно и краски темные...
– Мне кажется, эти слова подходят друг к другу по
звучанию, а эти нужно поменять местами, а вот это
слово я вообще не понимаю... (девочка раскладывает
слова на листе бумаги).
Это новенькие ученики первый раз беседуют со
своими будущими учителями-предметниками.
Поступающим в нашу школу обычно не говорят, что
они должны делать, не ставят конкретные задачи, а
начинают задавать “странные” вопросы:
– Какую книгу ты читал с большим удовольствием?
– Какие у тебя есть вопросы о школе, о классе?
Есть ли вопросы к самому себе?
– Если бы ты отправился в путешествие в эту
картину, кого бы ты взял с собой?
– Попробуй написать небольшое сочинение на тему
“Что я люблю и что я ненавижу...”
Из круга собственных впечатлений и мыслей,
которые здесь начинают приоткрываться, из
самостоятельных детских наблюдений,
предпочтений, непроизвольно подмеченных деталей
растет в дальнейшем состояние свободы выбора
следующего шага в учении. Уже в первых учебных
ситуациях мы пытаемся увидеть в маленьком
человеке ядро “я” – личности, характера,
самостоятельной деятельности. Это
первоначальная и самая прочная основа
образования. Это путь “введения в школьную
жизнь” – прихода в учебное пространство школы
“Мы” с его разговорчивой свободой, желанием
действовать, все успевать и постоянной, радостно
удивляющей родителей фразой: “Хочу в школу!”
Здесь действительно интересно: быть долго,
ходить по классам, листать сборники сочинений,
перечитывать выпуски газеты “СМЫшленые Мышки”,
смотреть компьютерные рисунки и мультфильмы,
декорации в зале, витражи наших театральных
фотографий – в костюмах, гриме, движении.
Интересно узнавать, догадываться,
расшифровывать тему урока, искать свой
“поворот” темы сочинения, придумывать задачу,
записывать собственный миф о начале мира,
предложить учителю свое домашнее задание.
Интересно придумывать урок, вести его и
наблюдать, как участие детей изменяет твой
замысел. Интересно устраивать педсоветы, вообще
советоваться друг с другом, рассказывать об
уроках, получая множество искренних откликов и
глубоких мыслей, затевать совместные проекты.
Можно сказать, что в школе существует “культ
общения”, и прежде всего диалога ребенка и
взрослого, культ внимания к ребенку. И здесь
важно не пропускать “мелочей”. Активное
присутствие взрослого, совместное решение
вопросов “что я хочу знать?”, “что мне нужно
делать?”, “какие способы и средства решения
задачи мне известны?”, “чему я могу научиться?”,
“что я уже понимаю?”, интерес к тому, что ты
чувствуешь, как ты думаешь, что ты помнишь – вот
состав питательной среды для ума и души, которой
располагает школа.
Пожалуй, ведущей способностью педагога здесь все
больше становится свойство “отражать” и
“подхватывать” ситуацию: восприимчивость к
“предлагаемым обстоятельствам”, возникающим на
сегодняшнем уроке, в разных классах, в каждом из
твоих учеников; желание работать с возможностями
сегодняшнего дня, сегодняшнего ребенка;
способность и энергия из ситуации “здесь и
теперь” “вытаскивать” следующий шаг, следующее
событие.
Может быть, поэтому школа часто меняет
“декорации” – наполняется разными культурными
стилями, материалом, настроением: то
представляет собой стилизацию древнегреческого
театра, то играет самодельными витражами
средневекового собора, то слегка шокирует
первоапрельскими авангардными экспонатами,
увлекает строгими и фантастическими эскизами
ученических проектов, населяется героями
детских книг или просто создает настроение
времен года – Сентября, Зимы, прихода Весны,
летнего морского плавания. Все это – чтобы
раздвинуть пределы учебного пространства, дать
возможность прийти сюда разным событиям.
Школа – это мастерская. Она заполнена красками,
мольбертами, кисточками, картинами, рамками,
шишками, бусинами, перьями, цветными лоскутками,
всяким “хламом”...
Ребенок хочет создать картину. Она уже есть в
воображении, но он не может построить ее сразу, а
будет складывать и изменять постепенно. Не
торопите ребенка!
Учитель дает ребенку возможность пачкаться
краской, проливать ее; смешивать, мять глину;
попробовать все на вкус, запах, почувствовать:
светлый – темный, мягкий – жесткий, далекий –
близкий, нервный – спокойный. Зачем? Чтобы
прояснить замысел картины.
В школе мы находимся в одной мастерской, но все
время меняем предмет, материал и технику работы.
Заполним мастерскую словами, звуками, частями
слова, предложениями, частями речи. Потом возьмем
цифры, числа, понятия, символы, точки, отрезки. Как
можно “попробовать на вкус” математику: какая
она сегодня – апельсиновая, пластилиновая,
водяная, веревочная? Снова меняем наполнение:
музыкальный звук, цвет, фактура, пятно, линия,
“Мимолетности” Прокофьева, “Зима” Вивальди,
строчки “зимних” стихов Пастернака. Как с таким
материалом действовать, как и для чего его
организовать? Через исследование его свойств,
через взаимодействие с разным материалом
ребенок открывает для себя некую истину,
локальный смысл на сегодняшний день, который
входит, вплетается в целостную картину мира.
Картина в принципе не может быть закончена, как
невозможно получить “всесторонне развитую
личность”, как не заканчивается образование.
Школа каждый день работает не только в
информационном плане, но имеет дело с созданием
“узора существования”, предлагая и намекая на
нюансы, цвета, детали... Но узор ребенок
выкладывает сам.
Обладая обычной структурой образовательного
учреждения, выполняя ее формальные требования,
школа “Мы” легко переходит на другой язык,
существует и мыслит себя в категориях искусства.
Она функционирует скорее как гибкое
многоуровневое пространство, аналогичное
художественному тексту – произведению. И дети, и
взрослые своей работой, своим присутствием
продолжают его создание, являются в нем авторами,
персонажами и читателями. Школа разворачивает во
времени свой сюжет, вбирая в него наши планы,
события, размышления, уроки и праздники, разные
возрасты и периоды жизни. И мы продолжаем
участвовать в нем, с любопытством перечитывая
заново собственное Сочинение для школы с
театром...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|