ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Сергей ЗАИР-БЕК,
кандидат педагогических наук,
исполнительный директор программы
Развитие критического мышления
через чтение и письмо в России
Напишите, а лучше нарисуйте...
Мнемонические правила для любых
уроков
В новом учебном году мы продолжаем
рубрику «Критическое мышление». Педагоги,
работающие по этой технологии, уже рассказывали
о том, как справиться с шумом в классе без крика и
замечаний в дневнике, каким должно быть
увлекательное и полезное домашнее задание. В
сегодняшнем номере – советы учителям и
родителям о том, как помочь ребенку запомнить
учебный материал при помощи записей и рисунков.
Некоторым людям, для того чтобы более
четко выразить свою мысль, необходимо
зафиксировать ее на бумаге в виде слов, схемы или
рисунка. Поэтому можно предложить школьникам
составлять свой словарь понятий и терминов, но их
определения записывать своими словами. Например,
в качестве упражнения предложите своему ребенку
написать определения таких терминов, как
движение, борьба, компромисс, желание, время.
Кстати, будет очень хорошо, если вы сами
одновременно составите свой словарь. Потом
обменяйтесь с ребенком результатами работы.
Постарайтесь не навязывать свою точку зрения.
Если у ребенка что-то получилось не так, как вам
хотелось бы, попросите его сравнить свои записи с
вашими и выясните, чем они отличаются и почему.
Объясните эти отличия сами. Спросите, согласен ли
ребенок с вашими аргументами, если нет –
попросите его привести свои.
Существуют разные типы словарей. Среди них в
последнее время большим успехом пользуются
словари-глоссарии. Многие используют их для
изучения иностранных языков. Глоссарий
объясняет понятия и термины с помощью символов,
схем или рисунков. Рисунок всегда выражает, с
одной стороны, суть понятия, а с другой –
эмоциональное состояние художника. (Кстати,
некоторые учителя высказывают недовольство
качеством наглядных пособий – рисунков в
учебниках и плакатов, говоря о том, что их рисовал
неспециалист.) Это как раз и подтверждает идею об
уникальности рисунка как способа выражения
мысли.
Таким образом, мы хотим предложить вам
использовать прием составления рисуночного
глоссария для стадии рефлексии на уроке или для
выполнения домашней работы. На рисунке вы видите,
как можно нарисовать зиму, лето и весну. Обратите
внимание на то, что для раскрытия этих понятий
были использованы символы, отражающие их
наиболее характерные черты с точки зрения
художника. Это основное требование при
составлении глоссария.
Конечно, всегда легче нарисовать какой-нибудь
конкретный предмет или объект. Поэтому можно
начать составление глоссария с них. Например, на
уроке вы изучаете строение планеты Земля.
Попросите детей нарисовать небо, землю, воду. В
зависимости от возраста задание может быть
усложнено: придумать символы для обозначения
этих понятий.
Этот прием хорошо знаком многим читателям.
Достаточно вспомнить идеи Виктора Шаталова об
опорных конспектах. В своей книге «Эксперимент
продолжается» он отмечал, что опорные сигналы –
это и слоги, и слова, цифры и числа. Главные
принципы при составлении опорных сигналов – это
неожиданность, экономность и ассоциации. Шаталов
приводит замечательный пример такого опорного
сигнала.
Героя одного из фантастических английских
романов преследовали странные птицы, мучавшие
его криками: «Три кварка, три кварка для мистера
Марка!» При этом смысл слова кварк был одинаково
загадочен и для героя книги, и для читателей.
Когда физики высказали предположение о
существовании частиц, несущих заряд в 1/3 заряда
электрона, эти гипотетические частицы были
названы кварками.
Прочитав такой текст, ученик гораздо лучше
запоминает понятие кварк. А нарисовать его может
в виде символа – птицы. Таким образом, можно
придумать символы для множества понятий из
разных областей знаний.
Как же использовать прием составления
рисунков-глоссов на стадии рефлексии? Вернемся к
примеру с уроком географии, на котором дети
изучают строение планеты Земля. К концу урока
ребята прочитали о том, что наша планета состоит
из оболочек: атмосферы, литосферы, гидросферы и
биосферы. Они узнали об их составе. Теперь можно
попросить их объединиться в пары, группы (можно
работать и индивидуально) и нарисовать на листе
бумаги (или в тетрадях) эти оболочки. Очень важно,
чтобы рисунки были небольшими по размеру, каждый
из них должен отражать только самые главные
особенности этих оболочек, их отличия друг от
друга. Рисунки должны быть понятными не только
для самих ребят, но и для тех, кто никогда не знал
об этих оболочках. На выполнение этого задания
нужно дать не более пяти минут: ограниченное
время будет стимулировать более четкий выбор
самого главного. После того как группы или пары
будут готовы, каждой из них будет дано еще пять
минут, чтобы пояснить свои рисунки.
Можно использовать прием составления глоссария
на стадии рефлексии и по-другому – проведя игру с
интригующим названием «Таинственные знаки». Из
списка слов ветер, земное притяжение, природа,
катастрофа, жара каждый из играющих выбирает
одно или два и рисует их в виде символов –
глоссов. При этом никто не знает о выборе другого
игрока. Через 4–5 минут устройте выставку, и пусть
все отгадывают рисунки друг у друга. После того
как значение рисунка отгадано, попросите автора
пояснить творческий замысел, задайте вопросы,
если что-то непонятно.
На уроке можно использовать прием составления
словаря или глоссария до и после объяснения
новой темы. В этом случае у школьников появляется
возможность сравнить свои представления до и
после получения новой информации. Такое задание
можно дать и в качестве домашней работы. Главное
– сделать эту работу систематической. В
результате к концу учебного года ребята не
забудут то, что изучали в начале года, а если все
же забудут, то смогут быстро восстановить в
памяти с помощью сделанных ими рисунков.
Таким образом, стадия рефлексии в качестве одной
из целей преследует возможность школьников
самим выразить новые идеи в разнообразных
формах: словах, символах, рисунках.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|