ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Дмитрий ИВАНОВ,
кандидат психологических наук
Кризис предметного образования
Выбор того, как и чему учить,
зависит от выбора жизненных ценностей
Что должен получать школьник в
процессе образования – ЗУНы или компетенции? В
последнее время споры об этом не утихают. И они не
случайны, так как свидетельствуют о кризисе
предметного образования.
В статье Дмитрия Иванова – попытка
проанализировать этот кризис.
Мир стремительно изменяется. Появляются
новые области знания, новые технологии и новые
профессии. И, чтобы попасть на рынок труда, нам
приходится спросить себя, что мы такого умеем
делать, что могло бы заинтересовать работодателя.
Другими словами, в чем мы компетентны и имеет ли
эта компетентность какую-то ценность на рынке
труда? Что же такое компетентность? Можно
определить ее как способность, необходимую для
эффективного выполнения конкретных действий и
достижения требуемого результата. Она включает
специальные знания, навыки, способы мышления, а
также принятие ответственности за свои действия.
Если мы сами становимся работодателями, то
должны найти способы для максимально
эффективного достижения своих целей. А если не
умеем этого делать?
Именно здесь впервые возникает вполне ясный и
конкретный запрос на образование, позволяющее
приобрести ту или иную компетентность.
Способность повысить свою квалификацию или
полностью переучиться стала жизненно важной
компетентностью. Не менее важно уметь
самостоятельно учиться, стимулируя свой
профессиональный и карьерный рост. Все
возрастающая неопределенность в быстро
меняющемся мире требует от человека способности
быстро оценивать ситуацию и свои возможности,
принимая решения. Способность быстро и
эффективно адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни и труда, нарабатывая новые
способы или трансформируя прежние, – одна из
важнейших компетентностей, позволяющая выживать
в новых условиях.
Как же отвечает наше массовое среднее общее
образование на новые требования, предъявляемые
обществом? К сожалению, пока никак. Школа не
считает основной целью выработать у школьников
такие компетенции, которые бы помогли им быть
успешными в жизни и профессиональной
деятельности. Ее цель в другом – давать знания.
Может быть, она права?!
Мифы и реальность предметного
знания
Наиболее устоявшийся миф: знание – это культура,
и предметное знание развивает мышление (например,
математическое знание развивает логическое
мышление). Почему это миф? Мы не сможем понять
этого, если не проясним для себя, хотя бы
приблизительно, смысл терминов «знание»,
«культура», «развитие».
Знание – результат познания, совокупность
сведений из какой-нибудь области. Знать – иметь
сведения о чем-либо (толковый словарь Ожегова).
Таким образом, в этой логике иметь сведения о
каких-то результатах познания и быть культурным
человеком означает одно и то же. Как часто можно
услышать от учителей, да и не только от них, что
нельзя быть культурным человеком, если не знаешь
математики, истории, физики, химии или литературы.
Но есть и другие значения понятия «знать»: ведать,
разуметь, уметь, твердо помнить, быть знакомым (толковый
словарь Даля). Здесь главный смысл – понимать и
уметь делать. Знание помогает действовать и
получать желаемый результат. В том числе знать,
как, какими способами его достичь. Немаловажно
также уметь понимать, то есть порождать новые
смыслы и разбираться в ситуации, учитывая свои
приоритеты и цели. Уметь определять направление
своих действий: поставить цель и наметить
наиболее эффективные средства достижения. И это
тоже знание. Единственный критерий – знаешь или
нет – это умеешь сделать и получить результат
или нет.
Можно знать не только результаты научного
познания, но и способы его осуществления (выдвижение
гипотез, моделирование, экспериментирование,
обобщение фактов, объяснение). Уметь их описать,
но не уметь осуществить их на практике. Тем не
менее в этом случае ученик все же получает
представления не только о результатах, но и о
самом процессе познания, его структуре.
В логике «способов деятельности» понятие
«культура» также приобретает иной смысл.
Культура – это совокупность способов (мышления,
действия, понимания), выработанных человечеством
во взаимодействии с Природой (естественно-научное
познание), с Божественным (религия, теология), с
другими людьми (гуманитарное познание, политика),
с самим собой, своим Я (рефлексия или
экзистенциальное познание). Быть культурным
человеком – значит уметь что-то делать в какой-нибудь
традиции, достигая соответствующих результатов.
Нет одной культуры, а есть много разных культур,
реализуемых разными людьми и их сообществами.
Теперь вернемся к вопросу о том, развивает ли
знание мышление. Маловероятно, если считать
знание сведениями. Более того, развивается лишь
то, что уже в каком-то качестве у ребенка имеется.
Как правило, не учебные предметы развивают какое-либо
мышление, а ученик, обладающий определенными
способностями, успешен в освоении того или иного
учебного материала. Не математика развивает
логическое мышление, а ученик, обладающий
соответствующей логикой, успешен в освоении
курса школьной математики. Математическое
мышление развивается лишь при условии, что
ребенок не только предрасположен к нему, но и
включается в соответствующую математическую
культуру. Развития не происходит, если ребенок
усваивает сведения, не соответствующие его
интересам, не заинтересован в результате или ему
навязывают деятельность, не востребующую его
способности.
Развитие происходит не в процессе механического
решения учеником многочисленных задач, а в
осознанной деятельности, для осуществления
которой у него, во-первых, уже имеются
соответствующие способности, а во-вторых, эта
деятельность предоставляет возможности для их
развития. Поэтому решение задач также может
стать осознанной мотивированной деятельностью,
способствовать развитию мышления. Но при
определенных условиях.
Необходимо сказать и о востребованности
полученных в школе сведений. К сожалению,
единственное, к чему их можно применить, – это
школьные экзамены. Для сдачи в вузы их, как
известно, уже недостаточно. В целом же язык
учебных предметов общеобразовательного цикла (за
исключением иностранного языка) напоминает
изучение мертвых языков, которые в реальной
жизни никогда больше не потребуются.
Во всем мире школьное образование всегда
находилось в ситуации выбора: усвоение сведений
или обучение способам деятельности. Однако в
странах Западной Европы и Америки этот выбор
давно сделан в пользу «способов деятельности»,
необходимых человеку и в его жизни, и в
профессиональной деятельности. В этом подходе
приоритетным становится освоение способов
осуществления предметной деятельности, например
научного исследования, и освоение надпредметных
умений, например коммуникативных или
управленческих (проектная работа и работа с
людьми). Часто в пользу совершенства российского
образования в сравнении с американским
приводится факт, что американские школьники не
знают многого из того, что знают российские. При
этом не принимается во внимание, что
американские школьники прежде всего готовятся к
самостоятельной социальной жизни, приобретая
для этого соответствующие практические умения, а
не многочисленные сведения, не имеющие
практического применения.
Таким образом, существует несколько типов
содержания образования:
Сведения о результатах познания.
Сведения о способах познания.
Обучение способам познания (естественного и
гуманитарного исследования).
Обучение проектной деятельности, иначе –
универсальной технологии достижения желаемых
результатов (определение желаемого результата и
постановка цели, задач, определение способов
решения, оценка своих возможностей и ресурсов и т.д.).
Обучение «жизненным навыкам». Их спектр может
быть достаточно широким. Сюда можно отнести
разного рода «психологические» умения, например,
как справляться со своими личными проблемами, со
стрессами, быть толерантным по отношению к
другим людям. Это могут быть практические,
прикладные умения: управлять своим временем,
соблюдать правила, писать заявления на работу,
составлять резюме, уметь сдавать экзамены, уметь
переходить улицу, знать, как действуют наркотики
и как можно сопротивляться предложениям их
попробовать, уметь пользоваться компьютером и
другие. Безусловно, к ним относятся умения читать,
считать и писать как самые основные, без которых
все остальное лишено всякого смысла.
Обучение «надпредметным умениям», например
обработке числовой информации, управлению
людьми, навыкам коммуникации (куда входит
обсуждение, анализ и обобщение информации,
выступление и написание текстов), работе в
сотрудничестве с другими.
Каким бы ни было образование по своему
содержанию и формам организации в реальности, в
своей идеологии оно всегда стремится
соответствовать социальным заказам. Например,
если в обществе появляется потребность в юристах
и экономистах, в школах вводятся предметы
«экономика» и «право», дающие соответствующие
сведения.
Можно предположить, что в нашем школьном
образовании сложилась традиция, при которой
неявно ставится знак равенства между учебным
предметом и соответствующей профессиональной
деятельностью. Таким образом, школьное
образование «считает», что выполняет социальный
заказ на подготовку нужных обществу
специалистов. Хотя совершенно очевидно, что
между «иметь сведения о результатах научного
познания», т.е. знать, и «уметь нечто делать в
какой-нибудь из его областей» расстояние
огромное. Кроме того, оно традиционно дает
сведения лишь из одной области практики –
естественной науки.
Какую же социальную функцию выполняет такое
предметное обучение? По-видимому, лишь одну –
позволяет школьникам разделиться на две группы:
«физиков» и «лириков» по критерию своей
успеваемости в предметах гуманитарного и
естественно-научного циклов. Ученик не может
определить, чем он хочет заниматься в жизни, зато
точно знает, чем не хочет, и выбирает
соответствующий вуз, чтобы получить диплом.
Можно ли подготовить к жизни?
Можно, если знаешь к какой. Подготовить к жизни
«вообще» нельзя. Поскольку готовить можно лишь к
чему-то конкретному. Поэтому, в какой степени нам
удастся договориться, какие основные требования
предъявляет данное общество к человеку и что
человек должен уметь, чтобы их удовлетворить, в
той и сможем. При таком подходе нам не нужно
придерживаться принципов научности, системности
или полноты учебного содержания. Это те
требования и ситуации, с которыми мы повседневно
встречаемся в своем опыте. Стремительное
увеличение в российской экономике доли частных
коммерческих предприятий, компаний, фирм
предъявляет новые требования и к уже работающим,
и к тем, кто только собирается строить карьеру. В
первую очередь нужно уметь работать на результат
с полной отдачей (чего на государственной службе
никогда не требовалось), четко выполнять
обязанности и знать границы своей
ответственности, уметь следовать правилам, быть
исполнительным и в то же время инициативным,
предлагая нестандартные решения и умея их
отстаивать, уметь работать в команде.
Очевидно, что условия обучения должны хоть в
каком-то приближении соответствовать тем, в
каких человеку придется действовать в
реальности. Как бы мы ни сопротивлялись, а от
«предметного обучения» (сведений из некоторых
областей науки) с его набором «базовых»
предметов и стандартов содержания,
соответствующих принципу какой-то мифической
полноты, в том виде, в котором оно существует,
придется отказываться. Чтобы приобретать нужные
компетенции, нет необходимости усваивать столь
многочисленные сведения. Это можно делать на
любом предметном материале. Содержанием
становятся необходимые для жизни компетенции, а
не сведения. Лучше прослыть некультурным (не
обладать многочисленными сведениями) человеком,
но быть успешным в своей жизни и
профессиональной деятельности.
Я сознательно не затрагиваю огромного пласта
человеческой культуры, определяющего
индивидуальную, личную жизнь людей. Всего того,
что связано с умением жить, прежде всего в ладу с
самим собой, добиваясь успеха в профессиональной
деятельности и получая удовольствие от жизни.
Очевидно, что все перечисленные умения не
связаны напрямую с успешностью жизни человека.
Главное, каковы его ценности, позволяющие
строить собственную жизнь во благо себе и
обществу. Важно понимать, что основная причина
происходящего со мной – это я сам. Подобные
ценности несколько десятилетий искоренялись из
нашего общественного сознания. Тем не менее я
уверен, что они непременно станут реальностью,
которая будет определять нашу жизнь. А
образование, будем надеяться, поможет нам в этом.
От редакции.
Дискуссия о том, что надо отказываться от ЗУНов в
пользу компетенций, не может не радовать.
Обязательный перечень знаний, умений, навыков
так долго стоял в образовании на первом месте,
что почти полностью заслонил собой личность
ребенка. Теперь же появилась робкая надежда на то,
что, если содержанием образования станут
компетенции, прежнее положение “ребенок для
знаний” изменится и знания из цели превратятся в
средство, средство для развития человека.
Но, к сожалению, заявленная смена приоритетов
скорее всего не гарантирует демократизации
образования: любые благие новшества, попавшие в
руки разработчиков программ и стандартов, пока
удивительно напоминают все те же программы и
тридцати-, и пятидесятилетней давности.
Как в старом анекдоте про конверсию: что ни
собираем, а все автомат получается...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|