Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Уроки в корпоративном стиле

Чему можно научиться у сочинской гимназии “Школа бизнеса”?

Сочинской гимназии “Школа бизнеса” на днях исполняется десять лет. И юбилей совпал с открытием центра повышения квалификации на базе федеральной экспериментальной площадки гимназии. Чему смогут научиться российские учителя, приехав на курсы? Для того чтобы узнать, чем интересна гимназия, я поехала в гости. И блуждая по запутанным улочкам, взбирающимся на гору, спрашивала дорогу, называя адрес, однако окружающие пожимали плечами. Но стоило сказать “школа бизнеса”, как мне тут же показывали направление. Прихожу и сразу же попадаю на праздник приема в школу малышей пяти-шестилеток. Они пришли учиться в нулевой ступени, то есть пока даже не учиться, а готовиться к первому классу. Их в шутку называют “мальками бизнеса”. В начальной школе (первая ступень) они будут учиться по методике развивающего обучения Эльконина–Давыдова, с четвертого класса начнут изучать экономику, а живописью, рисунком, лепкой будут заниматься на интегрированных занятиях. В шестом классе ребятам предложат к английскому, который они изучают с самого начала, прибавить немецкий, испанский или французский – по выбору. А в старших классах повзрослевшие “мальки” будут не только изучать обычные школьные предметы по технологии “диалога культур” Библера–Курганова и по системе Г. Китайгородской, но и освоят одну из выбранных профессий: служащий банка, секретарь-референт, специалист по бухгалтерскому учету, брокер или дилер. Кто не захочет расставаться со школой и после одиннадцатого класса, сможет продолжить образование здесь же, в Сочинском филиале Международного университета.
Но больше всего меня заинтересовало соединение добротного академического образования с демократическим стилем общения детей и взрослых. Как удается удерживать этот баланс мне рассказывали ребята и педагоги гимназии: заслуженный учитель РФ, директор гимназии Елена Черткова; руководитель психолого-медико-социальной службы Юлия Григорьева; заслуженный учитель РФ, заместитель директора по иностранным языкам Рита Мильман; директор центра повышения квалификации, кандидат педагогических наук Светлана Кирия; заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алла Плющева.
– С мечты о школе человеческих отношений все и начиналось, – говорит Елена Черткова. – Я работала в посольских школах за границей, а там в былые времена царили очень жесткие нравы. И после нескольких лет поняла, что работать под неусыпным надзором с постоянными понуканиями больше не хочу. А тут как раз начало девяностых: появилась возможность открыть частную школу. Понятно, что в основе любой школы должна быть концепция, с нее я и начала.
– Трудно было собрать команду людей, разделявших ваши взгляды?
– Задумав открыть школу, я подбирала учителей буквально по одному: приглашала людей со всех своих бывших мест работы. Иногда это были не профессиональные учителя. Но для меня главный критерий – желание и умение человека сотрудничать с коллегами и учениками.
– А сейчас, когда школа состоялась и к вам приходит на работу учитель, как определить, подходит он вам или нет?
Очень часто человек понимает сам, сможет ли он работать в нашей гимназии. Посидев на двух-трех уроках, он чувствует атмосферу доверительного общения и сотрудничества и понимает, подходит ли ему такой стиль работы.
– А можно ли этому научиться?
Тут в разговор вступает Юлия Григорьева:
– Научиться, конечно, можно. Было бы желание. Нужно просто настроиться на детей: они у нас настолько уже привыкли к партнерскому стилю общения, что урок в жестком авторитарном стиле просто не состоится. А молодой учитель может освоить демократический стиль работы, если... попадет в хорошие детские руки. Наши ребята – самый действенный “фактор повышения квалификации”.
– Как же все-таки можно научить, не заставляя и сохраняя доверительные отношения с детьми?
На этот вопрос отвечает Рита Мильман – неподражаемая “мисс Джейн”, преподаватель английского языка:
– Попробую объяснить это на примере своего предмета. Не секрет, что иностранный язык в школе – один из самых непопулярных у детей предметов. Часто можно слышать: я не понимаю, не могу запомнить, у меня нет способностей... Но за тридцать три года преподавания английского я не видела ни одного не способного к языку ребенка. Дело, наверное, в том, как учить язык. Это средство общения. Вот мы и общаемся с детьми по поводу всего, что их и меня интересует. По-английски.
Недавно в пятом классе я попросила детей найти в тексте положительную и негативную, на их взгляд, информацию. “Нелли не замужем – это, по-моему, плохо”, – говорит мальчик из мусульманской семьи. “Почему?” – удивилась я. “Женщина должна быть замужем”, – объясняет он уверенно. Следующая фраза в тексте о том, что у героини нет детей. Я спрашиваю: “Это тоже плохо?” “Нет, – объясняет мальчик, – это как раз хорошо: у незамужней женщины не должно быть детей”. Пока он может только высказать свою позицию, а став постарше, будет и аргументировать ее. Я же никогда не скажу: “Ты не прав”. Могу лишь высказать собственную точку зрения.
А с девятиклассниками недавно обсуждали ответственность ученого за свои открытия: Нобель, изобретший динамит, Эйнштейн, Винер... И ребята, доказывая свою позицию на уроке английского языка, использовали знания, полученные на физике. У нас недостаточно выучить, перевести, пересказать текст – нужно уметь высказать свое отношение. В этом суть метода Г.Китайгородской “Активизация резервных возможностей личности и коллектива”. И этот принцип – основа для общения взрослого и ребенка на любом уроке, на перемене, на празднике, в походе. (В походы здесь ходят с самого малышового возраста: один ужасно серьезный четвероклассник Андрей рассказал мне, как они сплавлялись по горной реке Мзымте. Было очень интересно и только чуть-чуть страшно.)
Для того чтобы ребенок раскрылся, высказал свое мнение, откровенным прежде всего должен быть учитель. Ни я, ни один из наших преподавателей не боится и не стесняется высказывать собственное мнение, отвечать на детские и “недетские” вопросы. Со старшеклассниками мы, например, обсуждали, когда можно вступать в сексуальные отношения, что такое конфликт, максимализм – это хорошо или плохо... Ребята осваивают язык, отвечая не на шаблонные вопросы из учебника, а на свои собственные: для чего я родился? Наверное, меня очень хотели...
И в этих обсуждениях взрослые приобретают не меньше, чем дети. Всем давно известно, что вера в собственную непогрешимость с возрастом становится “профессиональным заболеванием” учителей. А нам приходится постоянно аргументировать свою позицию.
– То есть образование ваше продолжается на каждом уроке. А чему вы будете учить тех педагогов, которые приедут к вам повышать квалификацию? И для чего вам самим дополнительная нагрузка?
Светлана Кирия:
– Нам кажется, что мы достигли таких интересных результатов по взращиванию коммуникативных навыков и в области коллективного педагогического творчества, что неразумно вариться в собственном соку. Мы готовы поделиться опытом со всеми, кому это интересно.
– Педагогов каких специальностей вы приглашаете?
– Руководителей, психологов, преподавателей иностранных языков, специалистов по начальной профессиональной подготовке. Первая группа начнет занятия уже в октябре. Это будут директора школ нашего города. Мы могли бы помочь тем, кто хочет не просто плыть по течению, а реализовать собственные педагогические и организационные идеи, но пока не знает, как это сделать.
– В чем же вы видите результат обучения?
– Мы собираемся не теоретизировать, а на примере решения собственных проблем показать пути их преодоления. Тогда каждый слушатель курсов попробует сформулировать свои вопросы и, опираясь на наш опыт, используя его как учебное пособие, будет искать собственные ответы.
– Какие вопросы вам самим пришлось обсуждать и обдумывать на протяжении десяти лет?
– С чего начинать создание школы? Как набрать команду единомышленников и хорошо ли, если собрались только единомышленники? Кто может быть лидером?..
– Что в ближайших планах центра?
– Мы только начинаем: с каждой следующей группой будем набираться опыта, изменяться в зависимости от полученных результатов. Планируем приглашать педагогов не только своего региона, но и со всей России. Тем более что гимназия находится в курортной зоне, и мы хотели бы соединить приятное с полезным: обучение с отдыхом.
Место для повышения квалификации здесь и правда лучше не придумаешь: из окошка видны горы, и весь город пропах морем. Разговор идет к концу, мы сидим в кабинете Елены Чертковой, и я задаю вопрос “не по теме”:
– Елена Владимировна, сложно быть директором частной школы?
– Сложно – это слабо сказано. Иногда бывают моменты, когда все хочется бросить – столько всего наваливается. Мы – единственная частная школа в городе, которая выжила за эти годы.
– В чем же секрет?
– Я отношусь к управлению школой как к искусству. Балансировать среди множества проблем – педагогических, финансовых, управленческих, административных – безумно трудно, но так интереснее жить. Школа не может быть коммерчески выгодным предприятием. Я об этом говорю всем коллегам, приезжающим и спрашивающим о финансовой прибыли. Да, мы стараемся использовать все возможные законные источники финансирования, участвовать в конкурсах на гранты – это уже не только ради денег, а чтобы на “шинели” гимназии было как можно больше регалий и наград. Тогда нас не так просто будет закрыть лишь на том основании, что кому-то что-то не понравилось. Наверное, этот опыт тоже будет полезен приезжающим на курсы директорам.
– Руководитель любой школы не только главный менеджер, но и главный педагог, и администратор, и психолог... Бывают ли проблемы с ребятами, с коллегами?
– Как и в любой школе. Женский коллектив вообще изобилует проблемами. Бывает ведь так, что со всеми ребятами отношения прекрасные, но находится кто-нибудь один, с кем никак ничего не получается. Просто до слез. Тогда выручают коллеги. Например, Рита Георгиевна Мильман берет этого ученика в свою группу, и все встает на свои места: учитель видит, что с ребенком вполне можно работать и как это лучше сделать.
Бывают и более сложные проблемы. Недавно сложилась очень неприятная с точки зрения педагогики ситуация – я даже не хочу вдаваться в детали, – причем целый месяц мы не могли ее никак разрешить. И когда все педагогические средства, казалось, были исчерпаны, я пригласила мальчишек-старшеклассников и попросила у них совета и поддержки, как у старших мужчин. И проблема, казавшаяся неразрешимой, решилась.
– Поскольку школа экспериментальная, наверное, и проблемы существуют связанные именно со спецификой школы?
Рита Мильман:
– Конечно, мы же учимся на собственном опыте. Несколько лет назад я поняла, что, привыкнув в школе к открытому, доверительному общению, ребята-выпускники попадают в агрессивную социальную среду и не всегда могут перестроиться и не всегда оказываются защищенными. Пришлось перестраиваться: специально обсуждать с ребятами стиль общения с разными людьми.
Алла Плющева:
– Перестраиваться на ходу приходится часто. Например, когда мы начали работать по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова (РО), которая тогда была написана только для начальной школы. Наши ребята перешли в пятый класс, а программы для них нет. Пришлось изобретать на ходу: мы были просто вынуждены придумывать самостоятельно каждый следующий урок на основе принципов РО.
– И когда были разработаны официальные программы, оказалось...
– Что мы “попали в десятку”. Чем очень гордимся.
Остается только пожелать гимназии попасть в десятку и в качестве центра повышения квалификации. А оценить точность “попадания” вы сможете сами, приехав на курсы в “Школу бизнеса”.

Адрес: 354068, г. Сочи, ул. Чехова, 40.
Тел./факс (8622) 93-56-92
Адрес в Интернете:

www.schoolok.sochi.ru , www.eurekanet.ru 

Уже по дороге домой я прослушивала запись разговора и думала: поехала бы я на курсы повышения квалификации в гимназию “Школа бизнеса”? Что в них может быть полезного для педагога из обычной школы, где нет двух иностранных языков, системы Китайгородской и начального профессионального образования? Пожалуй, поехала бы. Потому что, на чем бы ни специализировалась школа, она становится привлекательной для детей, педагогов и родителей, если в ней живет корпоративный дух, когда учителя доверяют, поддерживают и уважают друг друга и своих учеников. А ребята не боятся и не стесняются советоваться со старшими. Как учитель я бы очень хотела работать в такой школе.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru