ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уроки в корпоративном стиле
Чему можно научиться у сочинской
гимназии “Школа бизнеса”?
Сочинской гимназии “Школа бизнеса” на
днях исполняется десять лет. И юбилей совпал с
открытием центра повышения квалификации на базе
федеральной экспериментальной площадки
гимназии. Чему смогут научиться российские
учителя, приехав на курсы? Для того чтобы узнать,
чем интересна гимназия, я поехала в гости. И
блуждая по запутанным улочкам, взбирающимся на
гору, спрашивала дорогу, называя адрес, однако
окружающие пожимали плечами. Но стоило сказать
“школа бизнеса”, как мне тут же показывали
направление. Прихожу и сразу же попадаю на
праздник приема в школу малышей пяти-шестилеток.
Они пришли учиться в нулевой ступени, то есть
пока даже не учиться, а готовиться к первому
классу. Их в шутку называют “мальками бизнеса”.
В начальной школе (первая ступень) они будут
учиться по методике развивающего обучения
Эльконина–Давыдова, с четвертого класса начнут
изучать экономику, а живописью, рисунком, лепкой
будут заниматься на интегрированных занятиях. В
шестом классе ребятам предложат к английскому,
который они изучают с самого начала, прибавить
немецкий, испанский или французский – по выбору.
А в старших классах повзрослевшие “мальки”
будут не только изучать обычные школьные
предметы по технологии “диалога культур”
Библера–Курганова и по системе Г.
Китайгородской, но и освоят одну из выбранных
профессий: служащий банка, секретарь-референт,
специалист по бухгалтерскому учету, брокер или
дилер. Кто не захочет расставаться со школой и
после одиннадцатого класса, сможет продолжить
образование здесь же, в Сочинском филиале
Международного университета.
Но больше всего меня заинтересовало соединение
добротного академического образования с
демократическим стилем общения детей и взрослых.
Как удается удерживать этот баланс мне
рассказывали ребята и педагоги гимназии:
заслуженный учитель РФ, директор гимназии Елена
Черткова; руководитель
психолого-медико-социальной службы Юлия
Григорьева; заслуженный учитель РФ, заместитель
директора по иностранным языкам Рита Мильман;
директор центра повышения квалификации,
кандидат педагогических наук Светлана Кирия;
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе Алла Плющева.
– С мечты о школе человеческих отношений все и
начиналось, – говорит Елена Черткова. – Я
работала в посольских школах за границей, а там в
былые времена царили очень жесткие нравы. И после
нескольких лет поняла, что работать под
неусыпным надзором с постоянными понуканиями
больше не хочу. А тут как раз начало девяностых:
появилась возможность открыть частную школу.
Понятно, что в основе любой школы должна быть
концепция, с нее я и начала.
– Трудно было собрать команду людей,
разделявших ваши взгляды?
– Задумав открыть школу, я подбирала учителей
буквально по одному: приглашала людей со всех
своих бывших мест работы. Иногда это были не
профессиональные учителя. Но для меня главный
критерий – желание и умение человека
сотрудничать с коллегами и учениками.
– А сейчас, когда школа состоялась и к вам
приходит на работу учитель, как определить,
подходит он вам или нет?
Очень часто человек понимает сам, сможет ли он
работать в нашей гимназии. Посидев на двух-трех
уроках, он чувствует атмосферу доверительного
общения и сотрудничества и понимает, подходит ли
ему такой стиль работы.
– А можно ли этому научиться?
Тут в разговор вступает Юлия Григорьева:
– Научиться, конечно, можно. Было бы желание.
Нужно просто настроиться на детей: они у нас
настолько уже привыкли к партнерскому стилю
общения, что урок в жестком авторитарном стиле
просто не состоится. А молодой учитель может
освоить демократический стиль работы, если...
попадет в хорошие детские руки. Наши ребята –
самый действенный “фактор повышения
квалификации”.
– Как же все-таки можно научить, не заставляя
и сохраняя доверительные отношения с детьми?
На этот вопрос отвечает Рита Мильман –
неподражаемая “мисс Джейн”, преподаватель
английского языка:
– Попробую объяснить это на примере своего
предмета. Не секрет, что иностранный язык в школе
– один из самых непопулярных у детей предметов.
Часто можно слышать: я не понимаю, не могу
запомнить, у меня нет способностей... Но за
тридцать три года преподавания английского я не
видела ни одного не способного к языку ребенка.
Дело, наверное, в том, как учить язык. Это средство
общения. Вот мы и общаемся с детьми по поводу
всего, что их и меня интересует. По-английски.
Недавно в пятом классе я попросила детей найти в
тексте положительную и негативную, на их взгляд,
информацию. “Нелли не замужем – это, по-моему,
плохо”, – говорит мальчик из мусульманской
семьи. “Почему?” – удивилась я. “Женщина должна
быть замужем”, – объясняет он уверенно.
Следующая фраза в тексте о том, что у героини нет
детей. Я спрашиваю: “Это тоже плохо?” “Нет, –
объясняет мальчик, – это как раз хорошо: у
незамужней женщины не должно быть детей”. Пока
он может только высказать свою позицию, а став
постарше, будет и аргументировать ее. Я же
никогда не скажу: “Ты не прав”. Могу лишь
высказать собственную точку зрения.
А с девятиклассниками недавно обсуждали
ответственность ученого за свои открытия:
Нобель, изобретший динамит, Эйнштейн, Винер... И
ребята, доказывая свою позицию на уроке
английского языка, использовали знания,
полученные на физике. У нас недостаточно выучить,
перевести, пересказать текст – нужно уметь
высказать свое отношение. В этом суть метода
Г.Китайгородской “Активизация резервных
возможностей личности и коллектива”. И этот
принцип – основа для общения взрослого и ребенка
на любом уроке, на перемене, на празднике, в
походе. (В походы здесь ходят с самого малышового
возраста: один ужасно серьезный четвероклассник
Андрей рассказал мне, как они сплавлялись по
горной реке Мзымте. Было очень интересно и только
чуть-чуть страшно.)
Для того чтобы ребенок раскрылся, высказал свое
мнение, откровенным прежде всего должен быть
учитель. Ни я, ни один из наших преподавателей не
боится и не стесняется высказывать собственное
мнение, отвечать на детские и “недетские”
вопросы. Со старшеклассниками мы, например,
обсуждали, когда можно вступать в сексуальные
отношения, что такое конфликт, максимализм – это
хорошо или плохо... Ребята осваивают язык, отвечая
не на шаблонные вопросы из учебника, а на свои
собственные: для чего я родился? Наверное, меня
очень хотели...
И в этих обсуждениях взрослые приобретают не
меньше, чем дети. Всем давно известно, что вера в
собственную непогрешимость с возрастом
становится “профессиональным заболеванием”
учителей. А нам приходится постоянно
аргументировать свою позицию.
– То есть образование ваше продолжается на
каждом уроке. А чему вы будете учить тех
педагогов, которые приедут к вам повышать
квалификацию? И для чего вам самим
дополнительная нагрузка?
Светлана Кирия:
– Нам кажется, что мы достигли таких интересных
результатов по взращиванию коммуникативных
навыков и в области коллективного
педагогического творчества, что неразумно
вариться в собственном соку. Мы готовы
поделиться опытом со всеми, кому это интересно.
– Педагогов каких специальностей вы
приглашаете?
– Руководителей, психологов, преподавателей
иностранных языков, специалистов по начальной
профессиональной подготовке. Первая группа
начнет занятия уже в октябре. Это будут директора
школ нашего города. Мы могли бы помочь тем, кто
хочет не просто плыть по течению, а реализовать
собственные педагогические и организационные
идеи, но пока не знает, как это сделать.
– В чем же вы видите результат обучения?
– Мы собираемся не теоретизировать, а на примере
решения собственных проблем показать пути их
преодоления. Тогда каждый слушатель курсов
попробует сформулировать свои вопросы и,
опираясь на наш опыт, используя его как учебное
пособие, будет искать собственные ответы.
– Какие вопросы вам самим пришлось
обсуждать и обдумывать на протяжении десяти лет?
– С чего начинать создание школы? Как набрать
команду единомышленников и хорошо ли, если
собрались только единомышленники? Кто может быть
лидером?..
– Что в ближайших планах центра?
– Мы только начинаем: с каждой следующей группой
будем набираться опыта, изменяться в зависимости
от полученных результатов. Планируем приглашать
педагогов не только своего региона, но и со всей
России. Тем более что гимназия находится в
курортной зоне, и мы хотели бы соединить приятное
с полезным: обучение с отдыхом.
Место для повышения квалификации здесь и правда
лучше не придумаешь: из окошка видны горы, и весь
город пропах морем. Разговор идет к концу, мы
сидим в кабинете Елены Чертковой, и я задаю
вопрос “не по теме”:
– Елена Владимировна, сложно быть
директором частной школы?
– Сложно – это слабо сказано. Иногда бывают
моменты, когда все хочется бросить – столько
всего наваливается. Мы – единственная частная
школа в городе, которая выжила за эти годы.
– В чем же секрет?
– Я отношусь к управлению школой как к искусству.
Балансировать среди множества проблем –
педагогических, финансовых, управленческих,
административных – безумно трудно, но так
интереснее жить. Школа не может быть коммерчески
выгодным предприятием. Я об этом говорю всем
коллегам, приезжающим и спрашивающим о
финансовой прибыли. Да, мы стараемся
использовать все возможные законные источники
финансирования, участвовать в конкурсах на
гранты – это уже не только ради денег, а чтобы на
“шинели” гимназии было как можно больше регалий
и наград. Тогда нас не так просто будет закрыть
лишь на том основании, что кому-то что-то не
понравилось. Наверное, этот опыт тоже будет
полезен приезжающим на курсы директорам.
– Руководитель любой школы не только
главный менеджер, но и главный педагог, и
администратор, и психолог... Бывают ли проблемы с
ребятами, с коллегами?
– Как и в любой школе. Женский коллектив вообще
изобилует проблемами. Бывает ведь так, что со
всеми ребятами отношения прекрасные, но
находится кто-нибудь один, с кем никак ничего не
получается. Просто до слез. Тогда выручают
коллеги. Например, Рита Георгиевна Мильман берет
этого ученика в свою группу, и все встает на свои
места: учитель видит, что с ребенком вполне можно
работать и как это лучше сделать.
Бывают и более сложные проблемы. Недавно
сложилась очень неприятная с точки зрения
педагогики ситуация – я даже не хочу вдаваться в
детали, – причем целый месяц мы не могли ее никак
разрешить. И когда все педагогические средства,
казалось, были исчерпаны, я пригласила
мальчишек-старшеклассников и попросила у них
совета и поддержки, как у старших мужчин. И
проблема, казавшаяся неразрешимой, решилась.
– Поскольку школа экспериментальная,
наверное, и проблемы существуют связанные именно
со спецификой школы?
Рита Мильман:
– Конечно, мы же учимся на собственном опыте.
Несколько лет назад я поняла, что, привыкнув в
школе к открытому, доверительному общению,
ребята-выпускники попадают в агрессивную
социальную среду и не всегда могут перестроиться
и не всегда оказываются защищенными. Пришлось
перестраиваться: специально обсуждать с
ребятами стиль общения с разными людьми.
Алла Плющева:
– Перестраиваться на ходу приходится часто.
Например, когда мы начали работать по программе
развивающего обучения Эльконина-Давыдова (РО),
которая тогда была написана только для начальной
школы. Наши ребята перешли в пятый класс, а
программы для них нет. Пришлось изобретать на
ходу: мы были просто вынуждены придумывать
самостоятельно каждый следующий урок на основе
принципов РО.
– И когда были разработаны официальные
программы, оказалось...
– Что мы “попали в десятку”. Чем очень гордимся.
Остается только пожелать гимназии попасть в
десятку и в качестве центра повышения
квалификации. А оценить точность “попадания” вы
сможете сами, приехав на курсы в “Школу
бизнеса”.
Адрес: 354068, г. Сочи, ул. Чехова, 40.
Тел./факс (8622) 93-56-92
Адрес в Интернете:
www.schoolok.sochi.ru , www.eurekanet.ru
Уже по дороге домой я прослушивала
запись разговора и думала: поехала бы я на курсы
повышения квалификации в гимназию “Школа
бизнеса”? Что в них может быть полезного для
педагога из обычной школы, где нет двух
иностранных языков, системы Китайгородской и
начального профессионального образования?
Пожалуй, поехала бы. Потому что, на чем бы ни
специализировалась школа, она становится
привлекательной для детей, педагогов и
родителей, если в ней живет корпоративный дух,
когда учителя доверяют, поддерживают и уважают
друг друга и своих учеников. А ребята не боятся и
не стесняются советоваться со старшими. Как
учитель я бы очень хотела работать в такой школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|