ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Почему-то накануне
праздников сами собой являются из небытия
пыльных коробок обрывки дневниковых записей,
тянет на глубокомысленные выводы и подведение
итогов. Вот и вчера, когда позвонили
девчонки-выпускницы: в День учителя приедем, – я
вдруг посчитала свой педагогический стаж, и
оказалось, что впервые пришла работать в школу
ровно полжизни назад. А ведь выбрала профессию
почти случайно: ни родственников-учителей, ни
громкого голоса, ни внушительной осанки. Когда на
уроке присаживаюсь за парту, а в это время кто-то
заглядывает в дверь, то долго ищет взглядом по
классу и в конце концов спрашивает: а что,
взрослых никого нет? И знакомые часто не верят,
что столько лет проработала в школе, – не
соответствую классическому образу, и все тут.
Наверное, и работа моя педагогическая далека от
классических образцов. С первого дня поняла, что
при полном отсутствии грозного голоса придется с
детьми договариваться по-хорошему.
Сейчас много говорят о профессиональном стиле
общения. А что тут говорить? По-моему, лучший
стиль – естественный. Как только начинаешь
фальшивить в словах, в интонациях, от педагогики
остается один учебно-воспитательный процесс...
Считается, чем дольше работаешь, тем легче.
Ничего подобного. Когда стаж начал подбираться к
двадцати годам, с удивлением поняла: чем дольше
работаю, тем реже могу сказать, что я знаю, как
правильно. Может, это и есть кризис среднего
возраста?
В самом деле, учиться должно быть трудно или
интересно? демократия или академические знания?
свобода или дисциплина? снаряжать ребят в школе
для будущей учебы и профессии или получать
удовольствие от жизни сегодня, сейчас, каждый
школьный день?
Наверное, больше всего мне бы хотелось заменить
эти кособокие или на уверенные и.
Но это удается далеко не всегда, на каждом уроке
так работать не получается. Все равно наступает
время, когда занимаешься отработкой, тренингом. У
одного получается легко, а другой и сам
измучается, и ты уже все испробуешь, а проклятые
ошибки все выползают и выползают. Раньше,
умаявшись объяснять и повторять, думала: хорошо
бы изобрели легкий и приятный способ быстрого
обучения: раз – и научился читать или выучил
таблицу умножения и спряжения глаголов в
придачу. А что будет делать после школы такой
человек, не будет же у него все в жизни раз – и
готово... Да что там, сам Лев Толстой, отчаявшись
понять, как правильно учить детей, махнул рукой и
“поехал в степь к башкирам – дышать воздухом,
пить кумыс и жить животною жизнью” (как вам такой
вариант разрешения педагогического кризиса?). А
уж Толстой-то знал (или думал, что знает), как
правильно жить. Но вот как учить – не знал.
Значит, педагогика еще труднее, чем просто жизнь?
Особенно сейчас, когда издерганная, холерическая
жизнь и флегматичное образование никак не могут
договориться о том, каким же мы хотели бы видеть
выпускника. Если по-настоящему, без лицемерия,
сейчас комфортнее и увереннее всего чувствуют
себя люди динамичные, общительные, способные
быстро ориентироваться в ситуации и учиться. А мы
что проверяем с чопорным видом на выходе из
школы? Только Бойля-Мариотта и сложносочиненные
премудрости.
И что удивительно, не смотря на это, все-таки
вырастают, учатся, находят работу, женятся... И
если приезжают уже со своими детьми, звонят,
поздравляют, значит, я не очень мешала им учиться
чему-то главному.
Тут заметки на листке календаря с надписью: День
учителя – пора заканчивать и идти печь пирог к
приходу гостей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|