РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Набоков о Набокове и прочем:
Интервью, рецензии, эссе
М.: Издательство Независимая Газета, 2002
Практически одновременно – в разных
издательствах – вышли две книги в редком жанре
«автор о себе». Причем оба автора –
знаменитейшие люди: писатель и филолог,
основоположник структурализма.
Владимир Набоков, считая себя плохим «говоруном»,
давал интервью исключительно в письменной форме.
Корреспондент по почте присылал ему вопросы,
Набоков их читал, редактировал, писал ответы. А
потом столь же ревностно вычитывал гранки,
вытравляя любую журналистскую отсебятину.
Пока Набоков был известен в узких эмигрантских
кругах, интервью у него брали крайне редко. Зато
после скандального успеха «Лолиты» началось…
Понимая роль журналистики в раскрутке книг (и
соответственно в росте писательских гонораров),
Набоков поначалу откликался практически на все
предложения. Позднее, переехав в Европу, он стал
придирчивее и разборчивее: за дешевой
скандальной славой не гнался, да и журналистов в
общем-то всегда недолюбливал. Тем не менее редкие
интервью давал буквально до последних месяцев
жизни.
В 1973 году писатель выпустил книгу избранных
газетных и журнальных публикаций «Strong opinions» – но
там он изрядно подчистил свои интервью, изгнав из
них всё, что могло бы поколебать статус «живого
классика». С тех пор набоковские интервью
никогда не издавались на русском, не собирались
столь полно, да еще в солидно подготовленном и
откомментированном издании. За бортом книги
остались лишь малозначительные и чрезмерно
искаженные репортерами тексты. В сборник также
вошло около двадцати эссе, рецензий и заметок
американо-швейцарского периода.
Свои интервью Набоков превратил, по сути, в
особый жанр литературы. Какое бы издание или
телеканал ни задавали вопросы, «беседа» всегда
проходит под диктовку писателя. Ни экспромтов, ни
диалога, ни драматургии в этих интервью нет. Игра
идет в одни ворота: Набоков произвел, так сказать,
вычитание интервьюера. Лишь своему бывшему
студенту, литературоведу Альфреду Аппелю мэтр
позволил быть с собой на равных, подробно и
подчеркнуто серьезно отвечая на его длинные (и к
слову, очень интересные) вопросы. Прочих же
репортеров Набоков держит на расстоянии. Словно
бы не писатель Набоков отвечает на вопросы, а
один из героев его прозы – Годунов-Чердынцев, к
примеру, или Пнин. Набоков дает интервью, как
будто роман пишет. Попался банальный или
абстрактный вопрос – включает иронию. Над
высокопарным и напыщенным «собеседником» тонко,
но убийственно издевается. Просят рассказать
биографию – выдает анкетную справку. На явный
подвох отвечает заведомой мистификацией… И
только о России всегда говорит подчеркнуто
серьезно.
В интервью, конечно, много повторов. Едва ли не
каждый журналист спрашивает о «Лолите».
Приходится отшучиваться: мол,
автобиографической подоплеки в книге нет, и из
СССР запросов на издание романа пока не
поступало. В середине 60-х, когда скандал вокруг
этого бестселлера пошел на убыль, Набоков на
вопрос корреспондента «Paris Review»: «Есть ли в вашей
нынешней славе явно отрицательные стороны?» – не
без грусти ответил: «Вся слава принадлежит
«Лолите», а не мне. Я всего лишь незаметнейший
писатель с непроизносимым именем». Вообще многие
ответы построены в манере пародийного
«снижения». Спрашивают о будущем литературы, а он
говорит: мечтаю, чтобы в будущих изданиях моих
произведений исправили опечатки. Задают вопрос о
властителе его дум, а он отвечает: «Луга с
бабочками на севере России и в Южной Калифорнии...»
Если спрашивают, почему он переехал из Америки в
Швейцарию, отвечает: здесь почта работает лучше и
забастовок не бывает. Лучший ответ –
корреспонденту журнала «Эпока» в 1973 году: «Как бы
вы описали себя?» – «Высокий, красивый, всегда
молодой, очень ловкий, с изумрудными глазами
сказочного сокола».
«Очень ловкий» – это, понятно, чтобы ловить
бабочек. Ведь бабочки, как известно, главное (наряду
с сочинительством) удовольствие жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|