Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР, НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ

Как перехитрить коварный тест?

Помогите ребенку не попасть в психологическую ловушку

Есть тесты, которые больше всего напоминают ловушку, в которую живущий на крыше Карлсон загонял гувернантку фрекен Бок: “Ты уже перестала пить коньяк по утрам?” Нужно отдать этим тестам должное – они весьма эффективно вскрывают болевые, конфликтные точки личности. Это тесты “Незаконченные предложения”. Испытуемому предлагается дополнить первой пришедшей в голову мыслью ряд незаконченных предложений, которые касаются самых разных сфер жизни: отношение к родителям, семье, учебе, друзьям, здоровью, прошлому и будущему.
Отвечающего намеренно загоняют в цейтнот, времени на обдумывание нет, вариантов ответа тоже, поэтому справедливо считается, что он напишет или скажет то, что его действительно волнует.
Буквально на днях психолог предложил этот тест группе, в которой учится моя дочка. То есть каждый ребенок может с ним столкнуться. Но фокус в том, как построены незаконченные предложения: предельно неопределенные формулировки перемешаны с такими, которые подразумевают неприятности и конфликты и самой логикой предложения подталкивают какую-нибудь неприятность назвать.
А теперь попробуйте сами пройти этот тест, чтобы представить себе, что это такое. В полном виде тест включает в себя до 200 вопросов. Давайте ограничимся укороченным вариантом.
Я всегда хотел... Моя мать... Считаю, что все мои друзья.... Современные девушки... Думаю, что мой отец... Когда ко мне приближается мой учитель... Надеюсь на... Юноши в наше время... Я мог бы быть счастливым, если бы не... Я люблю мать, но... Большинство моих друзей не знают, что я... Если бы мой отец только захотел... Как только увижу директора... Если бы мои отношения с друзьями были нормальными... Знаю, что глупо, но боюсь... Моему доверию к матери мешает... Моей самой большой ошибкой было то... Хотелось бы мне перестать бояться... Если бы мой отец хоть раз в жизни... Страх перед учителями заставляет меня... Хотя моя мать... Я хотел бы, чтобы мои учителя... Я уже не верю, что друзья... Когда я вижу юношу и девушку вместе... Если бы наша семья была по-настоящему... Сомневаюсь, что современные юноши... Мои способности не позволяют... Любовь в моей жизни... Я держусь в семье приветливо, несмотря на то... В школе я всегда... Боюсь, что девушки в наши дни... Мое терпение когда-нибудь кончится из-за того... Я не умею доводить начатое до конца, потому что... Хотя родители думают, что я... Боюсь, что в последнее время мое здоровье... Непонимание в моей семье... Думаю, что достаточно способен... Я верю в любовь, но... Больше всего я завидую.... Несмотря на то что учителя считают меня... И т.д.
Согласитесь, очень неуютный тест. Если у вас отношения с ребенком искренние, доверительные, то предложить ему этот тест будет полезно, чтобы он сам прояснил для себя кое-какие “но”, “хотя” и “боюсь”.
А если некое постороннее лицо предлагает ребенку закончить предложения вроде “я люблю мать, но...” или “если бы мои отношения с друзьями были нормальными...”, то он должен знать, что избежать подвоха очень легко: нужно отвечать по существу своих представлений, а не по принуждению грамматической структуры. “Я люблю свою мать, но... без но”, Если бы мои отношения с друзьями были нормальными... а они и так нормальные”.

Подготовила  Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru