СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
1 октября – день рождения Симона
Львовича Соловейчика. Уже много лет в этот день
заканчивались Соловейчиковские чтения.
Но этой осенью чтения, приуроченные к юбилею
нашей газеты, прошли в конце августа. И тем не
менее мы решили не изменять традиции...
Статья Александра Адамского, которую вы сейчас
прочтете, может быть, первая попытка увидеть в
книгах Соловейчика не только педагогическую
публицистику, но и глубокие научные
исследования.
Аксиома внутренней свободы
Все знают С.Л.Соловейчика как
талантливого писателя и публициста. С нашей
точки зрения, он был и глубоким теоретиком
педагогики. И сегодня без его теоретического
наследия трудно представить себе развитие нашей
школы.
Иногда можно услышать, что книги
С.Соловейчика – это не педагогическая наука, а
скорее внеклассное чтение. Происходит это,
наверное, потому, что официальная, укорененная
педагогика строится на жестких определениях и
догматических правилах, на строгих
рекомендациях, рождающих иллюзию, что ученым
известна та самая истина в последней инстанции, а
всем остальным следует только исполнять научные
предписания, и все будет хорошо: с ребенком, со
школой, со страной в конце концов. Например, надо
принять «научно» обоснованную концепцию
воспитания, и все будут воспитанными. Или
законодательно утвердить программу
патриотического формирования, и все будут
патриотически сформированными. Или на худой
конец утвердить стандарты образования, и все
будут от этого стандартно образованными.
У С.Соловейчика была принципиально иная
теоретическая позиция.
Ни одна теория не может обойтись без аксиомы, без
того фундаментального и неоспоримого, что лежит
в основе любых построений и любой теоретической
концепции. С нашей точки зрения, такой
неоспоримой аксиомой для С.Соловейчика было то,
что человек – свободен.
В этом утверждении, бесспорном и лежащем в
основании всего остального, – родственность
Соловейчика и Пушкина.
В «Пушкинских проповедях» Соловейчик написал:
«Пушкин жил в жестокий век, в жестокое время. Но
что же противопоставил он этому веку, о чем он
мечтал, что прославлял? Свободу.
…в свой жестокий век
восславил я свободу».
Человек – свободен.
«Для учителя, для воспитателя, для воспитания
крайне важно понимать, в чем же состоит высшая
ценность.
По нашему мнению, такой высшей ценностью
является то, о чем люди мечтают и спорят
тысячелетиями, что является самым трудным для
человеческого понимания, – свобода.
Спрашивают: кого же теперь надо воспитывать?
Мы отвечаем: человека свободного».
Это написано в манифесте газеты «Первое
сентября», который так и называется – «Человек
свободный».
И это, с нашей точки зрения, самая глубокая и
содержательная основа теории образования.
Потому что теоретичность – это не правильность
рекомендации, а, наоборот, парадоксальность,
утверждение, которое на первый взгляд выглядит
неверным, но в том-то и дело! В том-то и дело, что
неверным это утверждение кажется только на
первый взгляд. Потому что нам не хватает знаний,
не хватает иногда воображения, чтобы представить
себе: а как это – человек свободный? Как это
возможно? Но еще более непонятным и спорным
является утверждение, что высшей ценностью
воспитания является внутренняя свобода ребенка
и вообще человека.
Возможно ли это? Ведь если мы собираемся
воспитывать ребенка, значит, намерены привить
ему определенные (уже определенные) свойства или
качества или дать знания, уже кем-то, до него, а
может быть и до нас, отобранные и
сформулированные. И все это не освобождает, а,
наоборот, ограничивает свободу человека.
Казалось бы, воспитание и свобода несовместимы,
как несовместимы лед и пламя, как несовместимы
милосердие и жестокость. На первый взгляд
кажется: либо мы воспитываем ребенка, либо
предоставляем ему возможность быть свободным.
Но при таком взгляде на воспитание никакой
теории нет и быть не может: потому что все слишком
ясно. А теория призвана ответить на вопрос: как
это возможно?
И Соловейчик блестяще строит новое качество
воспитания – воспитание через развитие
внутренней свободы ребенка.
Еще раз вернемся к манифесту «Человек
свободный»: «Внутренняя свобода – это природный
дар, это особый талант, который можно заглушить,
как и всякий другой талант, но можно и развить.
Этот талант в той или иной мере есть у каждого,
подобно тому как у каждого есть совесть, – но
человек или прислушивается к ней, старается жить
по совести, или она заглушается обстоятельствами
жизни и воспитанием».
Развитие – это развитие внутренней свободы
ребенка, развитие его природного дара свободы,
терпеливое и освобождающее воспитание,
развивающее воспитание.
Воспитание, развивающее свободу. Отсюда и уклад
школы, и содержание образования, и подготовка
учителя, и управление школой, и образовательная
политика – все становится на свои места. Потому
что возникает ясная система оценки. Это и есть
теория: не методические рекомендации, как
действовать в любой ситуации, а основание для
выстраивания нашего отношения к происходящему в
любой ситуации. Предмет теории – не натуральная
инструкция, как себя вести и что делать,
концепция или теоретическая модель. Не
объяснение, почему надо действовать так или
иначе. И не обоснование чужого решения – это
вообще к науке или теории отношения не имеет.
Предмет теории, с нашей точки зрения, это способ
построения моего личного отношения к здесь и
сейчас возникшей ситуации. Основания для
построения этого самого отношения.
И Соловейчик находит не только основания для
такой теории – аксиому внутренней свободы, не
только обоснованную цель школы – развитие,
развивающее воспитание, но еще и предлагает
поразительный по красоте и предельно
содержательный способ осуществления этой теории
– сотрудничество.
Великий психолог и методолог Лев Выготский
настойчиво обсуждал результативность
образования как достижение произвольности
действия ребенка в ходе сотрудничества со
взрослым. Соловейчик впервые не с
психологической, а с педагогической точки зрения
придает сотрудничеству статус эффективного
способа взаимных действий, он отказывается от
односторонности в работе учителя, для
Соловейчика нет и не может быть никаких «только
взрослых» или «только детских» способов
деятельности, для него сотрудничество и есть
педагогика, педагогика, развивающая внутреннюю
свободу ребенка и ведущая к соединению двух, на
первый взгляд несоединимых начал: образования и
свободы.
…А то, что академия когда-то решила не принимать
его в свои ряды, – может, это и к лучшему?
У Пушкина:
Свободы сеятель
пустынный,
Я вышел рано, до
звезды…
Правда, в пушкинской притче о пустынном сеятеле
Симон Соловейчик приводит и другую часть этого
стихотворения:
Паситесь, мирные
народы!
Вас не разбудит чести
клич.
К чему стадам дары
свободы?
Их должно резать или
стричь.
Наследство их из рода
в роды –
Ярмо с гремушками да
бич.
…Свобода – трудное слово, свободная жизнь –
трудная жизнь.
Сегодня у Симона Львовича Соловейчика был бы
день рождения.
Его нет с нами, но он завещал нам любить свободу,
как любили ее те, кто жил до нас.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|