ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ
Добротное вещество жизни
Только этим летом на даче случайно я
понял, почему мой дед всегда вытаскивал старые
гвозди из досок; при этом у него был такой
самозабвенный вид, как у занятого каким-то рьяным
делом медведя, и даже торжество какое-то
отображалось на лице, да что там – оскал
появлялся, когда гвоздь со скрипом подавался; дед
скалил свои желтые зубы, и в глазах его светилось
какое-то древнее торжество.
Я решительно не понимал деда,
вообще не понимал, зачем выковыривать гвозди,
которые во множестве лежали в старом красном
брезентовом чехле, предназначенном специально
для гвоздей; там были и новые гвозди маслянистые,
и уже побывавшие в деле; повытасканные из
заборов, из крыш, из сараев; дед старательно их
выпрямлял; я и в этом понять его не мог –
выпрямленные гвозди были некрепкие, и если сразу
удачно не вогнать такой, то он тут же гнулся
вновь, и я, если гвоздь загибался, так и вминал его
в доску.
Прошло лет тридцать пять, и вчера, разбирая
старый покосившийся сарай, я вдруг понял, что
дело не только в прямом результате, и даже не
столько в нем (в конце концов сарай будет
порушен), но и в самом неуклонном, торжествующем и
неспешном усилии, с которым раз добытое и
погибшее было вещество жизни извлекается
обратно из своих теснин: вот не хочет этот старый,
ржавый гвоздь выходить – и ты пробиваешь его
обратно, подаешь назад, а потом прихватываешь
плоскогубцами (если нету щипцов) и попросту
наматываешь его, если он вылезать не хочет; и
тут-то он и издает свой последний, похожий на
мольбу о пощаде скрип, который есть торжество для
человека.
Всем живущим ныне в эпоху преобладания вещей над
неорганизованной природой очень трудно понять,
что за нужда была у стариков собирать все гвозди,
бревна, оконные и дверные петли, рамы и создавать
себе из этого даже нечто вроде похоти, целые
чуланы и сараи забивать этим барахлом. У моего
деда ни чердака, ни чулана не было, был только
красный брезентовый мешок с выпрямленными
гвоздями: но он знал время, когда вещей,
добротного вещества, было очень мало, когда все
было разбито, изржавлено и пожжено войной, и
выяснилась не то что нехватка гвоздей или
пуговиц, сукна или одежды, а обычного собачьего
мыла; оттого у людей поколения, к которому
принадлежал мой дед, к вещам было особое
отношение: если уж вещь не погибла,
обнаружилась-спаслась, ее обязательно нужно
починить и пустить в дело; к вещам было отношение,
как к людям, к солдатам: если не убит, значит,
годен, или хоть годен к нестроевой, или в запасе –
но все равно не вычеркнут насовсем из пользы
сотворения.
Дед еще, конечно, простодушно радовался
могуществу своего усилия, которое увенчивалось
успехом; дед чувствовал (как я только здесь, на
даче, почувствовал) могучую, умелую силу своих
рук и радовался ей, радовался тому всеохватному
порядку, который организуется ею, когда старая
гвоздоватая доска перестает быть старой
гвоздоватой доскою хоть и с дырочками после
первого употребления, но все ж таки готова опять
прямо в дело; не цеплюча и не опасна.
С другой стороны, на земле не осталось валяющихся
гвоздей, ничего не оставалось праздно и
бессмысленно валяющимся на месте работы, всему
находился толк, на худой конец – хоть послужить
дровами в печке; то есть и после работы оставался
ценный сбор так или иначе пригодного для дела
материала; и было торжество человека над ним,
отъятие вещества у смерти (и тут одинокий мастер
чувствовал себя одновременно столяром,
металлургом и рудокопом).
Лишь много позже, выдирая гвозди из порушенного
мною старого сарая, я тоже понял, что этим
поддерживаю какую-то тонкую справедливость мира.
Не сразу понял. Поначалу-то я бы этот сарай с
радостью сжег, и гвозди мне были не нужны, а вот
кругляк, из которого сарай был выстроен, кругляк
и доски нужны как дрова; и так я стал разбирать
сарай по косточкам, а при том что у меня двое
маленьких детей, мне никак нельзя было оставить
груду ощетинившегося ржавыми гвоздями дерева; и
вот тут-то впервые, похоже, я сделал работу так,
как когда-то делал ее дед. И только сделав, я понял
его; я понял, что таилось в его неторопливой
старательности, в том, что даже раздражало меня,
как мальчугана чересчур уж резвого: он не хотел
выбрасывать в мир порченое, как сейчас это
принято; он спасал вещи, спасал до конца, как
людей, как раненых товарищей; может быть, поэтому
и мир тогда был чище.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|