ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС
Большинство современных детей живут в
урбанистическом каменно-механическом мире. В
мире книг (в лучшем случае), телевизоров и
компьютеров. Это и друзья по играм (во дворе
играют все реже, особенно вместе с ровесниками,
одноклассниками), и источники информации, и
важнейшее средство обучения.
В самом деле, сколько замечательных
образовательных программ по телевидению! Вот и
про природу чудесные сериалы идут по разным
каналам, видеокассеты продаются, компьютерные
программы по экологии. Учебников масса. И не
только про тропических птиц или полярных
медведей. Нет! Про самые обычные цветы, про
лягушек и насекомых, про деревья, которые растут
возле наших домов. Ребята с удовольствием
разглядывают картинки, слушают хорошо
поставленный голос диктора. Все неживое,
бесплотное, далекое. И, выбираясь изредка в лес,
наши дети видят только два дерева: елку (так они
называют все хвойные – и сосну, и пихту) и березу
(она же осина, ольха, липа – все, что с листочками).
Зная наизусть героев бесконечных мультяшек и
Sega-программ, десятки марок машин, они не отличают
дрозда от скворца, не представляют, как выглядит
жаворонок, не угадают ни одной птичьей песенки,
разве что ворону вспомнят. Скажете: где им все это
узнать? Вокруг и впрямь одни машины. Ну летом все
же можно вырваться на природу, в поле, в море, в
горы. А так в школе круглый год, с осени до весны, а
на уроке – учебники да телевизор (хорошо еще,
если есть!). Откуда узнать детям, как пахнет
осенняя листва, как ярки поздние цветы, как
вкусна рябина?
Мы их запираем вроде для благой цели – для учебы.
Но неужели такой ценой дается образование –
ценой изоляции ребенка от естественной
природной среды? Сразу вспоминается Аристотель,
что беседовал с учениками, гуляя по чудесному
саду. Вспоминается что-то индийское и японское. И
наше – российское. Усадьба. Парк. Юный дворянин,
читающий книгу в беседке. Для пополнения
образования и возмужания характера его скоро
отправят в Европу. Он непременно покорит Альпы.
Как же еще испытать себя?
Впрочем, что вспоминать. И сегодня есть
возможность учить детей на свежем воздухе, под
открытым небом. Учить музыке на школьном дворе
или развивать способы научного мышления в горных
пещерах. Не потому, что школьное здание маловато,
а потому, что мир велик. И прекрасен! Пока еще все
так ярко, пока еще не так холодно, давайте выйдем
из класса. Во двор, на улицу...
Сокровища “пещерной” педагогики
Нет, речь вовсе не о древних рисунках и
письменах наших предков. А о том, как преображают
детей настоящие приключения
Дело было так!
Увлекшись спелеологией в юности, я,
придя в школу в качестве учителя химии, захотела
научить ребят тому, что мне самой интересно и
дорого в жизни.
Спелеология – это, с одной стороны, туризм со
всеми вытекающими последствиями: костры,
палатки, романтика, тяжелый физический труд,
дружная компания. С другой – исследование,
настоящее научное исследование с гипотезами о
том, как и что расположено внизу, где возможны
новые пещеры, как они развиваются, каковы их
перспективы – в общем, целая наука. Опять же с
вытекающими последствиями: рассуждения, логика,
доказательства, споры, знания и опыт.
Мне очень хотелось своим увлечением с кем-нибудь
поделиться, и мы с ребятами пошли вместе в пещеру.
Случилось это давно, в 1989 году. Первый же поход
принес нам прежде всего знакомство с
интереснейшими людьми – оказалось, в Москве есть
много народу, увлеченного детским туризмом. И я
поняла, что могу и хочу заниматься с ребятами
«пещерным туризмом». Так родился спелеоклуб.
«Белая мышь»
В школе, где я работаю, собрались не
просто учителя-предметники, они еще были
“водники”, “горники”, геологи, спелеологи и
пешеходники. И мы решили провести туристический
слет, но необычный. Повесили газету, в которой
было пять рубрик: водная – про байдарки, горная...
и т.д. А ребята могли выбрать себе любое
направление и, предварительно записавшись, пойти
на слет в составе той или иной команды. Так как за
байдарки, горы и геологию отвечали мужчины (они
всегда популярны в школе), народу у них было очень
много, а у меня – 8 человек. Но идея слета все
равно оправдала себя. Ребята попробовали
различные туристические техники. И некоторые
“запали” на пещеры.
Наш спелеоклуб называется «Белая мышь» и
существует официально с 1993 г. Сначала в нем
занимались в основном ученики моей школы, где я
преподаю химию. Сегодня к нам приходят ребята со
всей Москвы. Особенно нас поддерживает Дворец
творчества молодежи на Миуссах (Центральный
округ) и его директор Руднева Тамара
Валентиновна. Речь не только о финансовой помощи.
Мне помогли сформулировать некие принципы,
основания работы. Управа «Измайлово» выделила
помещение.
17 сентября в этом году нам исполняется 9 лет. За
это время сменилось три поколения ребят: одни
приходят, другие уходят, но есть те, кто остается,
несмотря на бесконечную возню с новичками.
Вадик-большой и Вадик-маленький
С самого начала мы решили, что наш клуб
будет разновозрастным. Старшие и младшие на
равных помогают друг другу. Единственное
ограничение – не младше 13 лет. Но правило тут же
пришлось нарушить. Вадику было 11 лет, он был
толстоват, неуклюж и пискляв. Словом, не годился
никак и никуда. Но Вадик-маленький (все его так
стали звать, потому что был еще Вадик-большой)
твердо пищал, что хочет именно к нам, именно в
спелеологию, и будет стараться. Вадик
действительно очень старался. Он пытался носить
тяжелые веревки, никогда не ныл, дежурил, как все
(а мы дежурим в походе по одному, и приготовить
еду на костре человек на 20 в 11 лет непросто!), в
общем, заслужил в конце концов доверие “старших
товарищей”.
Мы едем в каменоломни на Белую речку в
Краснодарском крае. Цель – научиться делать
карты подземных полостей, научиться работать
геологическим молотком и описывать кристаллы.
Вокруг – бесконечное разнообразие минералов.
Конечно, все набрали себе красивых камешков на
подарки. Поход кончился, нужно идти вниз. Рюкзаки
тяжелые. Вадик-маленький идет с трудом, время от
времени останавливается, вытаскивает очередную
коробку с камнями (а их было три), собранными для
мамы, для друзей, на память... Вытаскивает, ставит
на обочине дороги, вздыхает и идет дальше. Слезы
на глазах, но нести-то тяжело! Вадик-большой не
выдержал этой сцены и собрал потихоньку
коробочки, а на вокзале отдал их мальчишке со
словами: “Держи, Вадик, свои коробочки”. Сколько
счастья было! Ради одной такой рожицы стоило идти
в поход.
Прошло шесть лет. Вадик-маленький вырос и стал
Вадиком-большим, а Вадик-большой стал очень
большим. Может, слишком большим – работа сидячая,
времени мало, сами понимаете.
Дело было на Фиште, у истоков той же самой Белой
речки. Вадик-большой нес в рюкзаке примусы и две
канистры с бензином. Идти тяжело, жарко.
Вадик-большой совсем выдохся и сел на обочину
тропы. Тут Вадик-маленький, ставший не просто
большим, но и мудрым, произнес свою
сакраментальную фразу: «Ну что, Вадик, давай сюда
свои коробочки!» – и забрал все примусы и
канистры.
Мне очень дорог этот случай, потому что в нем
отражается то, ради чего я хожу в пещеры, ради
чего ребята занимаются этим.
Хотя сами они говорят, что их привлекает
уникальность данного вида туризма: спелеологов
(да еще и школьников) в Москве мало – клубов 5–6.
Это сейчас. А в 90-е годы их было 2–3. Приятно
чувствовать себя «редкой птицей», белой вороной
или мышью.
Дрова для костра
Как складывается группа? К нам приходят
в основном те ребята, которые в повседневной
жизни одиноки. Почему? Я долго пыталась ответить
на этот вопрос, но так и не смогла.
В 1997 г. пришел к нам Гриша, 8 класс. Говорит: хочу
ходить с вами. Двоек в журнале, замечаний
родителям, хлопот – полон рот. Колючий, никому не
доверяющий парень. Мы берем всех. И вот однажды в
зимнем лыжном спелеопоходе (мы и в такие ходим),
придя из очередной пещеры, замерзшие и усталые,
мы увидели кучу дров и довольного Гришу: “Я решил
для всех постараться, теперь можно большой
костер развести и согреться”. От него это было
неожиданно, и на душе сразу потеплело. Гришку
оценили, приняли и прощали ему многое, хотя он
никогда не был «интеллигентным мальчиком»,
правда, нас не подставлял, всегда помогал как
умел.
В том же году Гришку выгнали из школы (или он сам
ушел), но в клубе держался, хотя бывало всякое. Он
был с нами, пока не понял, что твердо встал на
ноги.
Ему хватило мужества и нашей (я верю в это)
поддержки, чтобы вернуться в школу, закончить ее
и поступить в институт. Не это, конечно, главное,
но я горжусь тем, что у нас всегда ценно было
много знать, учиться. И еще было (и есть!)
непреложное правило – после похода несмотря ни
на что, даже если очень устал, в понедельник
обязательно быть в школе. Это святое. Потом можно
и заболеть, но в первый день выйти на работу
обязательно.
Вверх по лестнице…
У нас в клубе есть своя концепция.
Начиная с первого похода, ребята постепенно
проходят разные ступени, проживают разные роли –
от просто участника (это в основном новички) до
стратега-руководителя. И каждый может сменить
роль в соответствии со своим опытом, личными
качествами, а может оставаться все время в одной
и той же позиции. Наша задача (педагогическая),
во-первых, показать ребенку все роли, необходимые
для них умения и качества, а во-вторых,
сподвигнуть его на движение вперед, разбудить в
нем желание усложнять свою роль в клубе и в жизни.
Хотя я считаю, что каждый волен самоопределяться
по отношению к этим ролям. Моя задача – их все
показать. Но тот, кто все время остается в роли
участника-новичка, в конце концов уходит, значит,
для спелеологии он не годится.
Мне тоже не хочется стоять на месте, оставаться в
прежней роли. В последнее время клуб занимается
не только спелеологией, но и туристическим
многоборьем. Это новая для нас область, но
оказалось, что участвовать в соревнованиях не
только по спелео, но и по пешеходной, водной,
велосипедной технике страшно увлекательно. С
результатами пока плоховато… Что ж, дело
наживное. Смена ролей, движение вперед – это
всегда трудно.
И еще. Наш клуб открыт миру, мы стараемся общаться
с другими клубами и группами. В 1989 году случайно
познакомились с ребятами из форпоста им. Шацкого.
Не просто встретились-разошлись, а поработали
под землей вместе. И в этом году снова вместе
пошли на Фишту. Надеюсь, продолжим
сотрудничество и в будущем, тем более что одна
девушка из нашего клуба теперь занимается с
малышами из форпоста.
Иногда получается совсем неожиданно. Например,
ехали в поход на Западный Кавказ и в поезде
встретили группу студентов из Новомосковска.
Поговорили, попели песни, а в Москве они нас
разыскали и долго ходили в походы вместе с нами,
хотя разница в возрасте у студентов старших
курсов и моих 13–15-летних школяров очень
существенная. “У вас душевно, и это подкупает”.
Звучит как награда, приятно.
«Слоны» для «гусятника»
В клубе много традиций, хотя мы
стараемся не называть наши житейские привычки
так официально. Если традиция, ее обязательно
нужно поддерживать, а как, скажите, можно
поддерживать поздравления с днем рождения? Мы
просто стараемся не забывать про своих
именинников. Смешные самодельные подарки – их же
надо придумать. Народ старается друг друга
перещеголять. Кто изобретет что-то
сверхнеобычное? А еще смешные подарки дарятся на
“гусятник” – общий сбор после похода, куда все
приходят с видеоматериалами, фотографиями и
“слонами” (для тех, кто не в курсе: раздача
слонов – это когда все дарят подарки всем).
И еще традиция. Когда-то давно шли мы по
Карачаево-Черкесии. Рюкзаки у спелеологов всегда
тяжелые, одного личного снаряжения примерно 13–15
килограммов, не считая общественного. Жара, самое
пекло, полдень, ни одного дерева, голая пыльная
дорога. Машин нет, подбросить некому. А впереди (в
нескольких километрах) остановка. И нужно до нее
дойти. Бредем мы медленно, проклиная все на свете,
наконец вдали видим остановку. Последние
триста–пятьсот метров самые невыносимые. Тут
ребята, шедшие впереди и только-только
добравшиеся до заветной остановки, снимают свои
рюкзаки и… возвращаются. Молча забирают у нас
рюкзаки, доносят до остановки и падают, уставшие.
Так и повелось: тот, кто приходит первым, снимает
рюкзак и возвращается, забирая ношу у самого
уставшего. Даже если это всего 50–100 метров. Ты
знаешь, что тебе всегда помогут, и эта
уверенность позволяет ничего не бояться на
тропе.
Хеппи-энд
А еще у нас был веселый случай. Тогда-то
он нам веселым не казался, зато сейчас
вспоминается с юмором. Собрались мы в Абхазию.
Пещера глубокая, 970 метров, снаряжения и веревок
нужно много, а еще нужен подземный лагерь, то есть
палатки, спальники, еда. В общем, большой вес.
Решили, что до пещеры полетим на вертолете.
Договорились с абхазским аэродромом. Утром
прилетает вертолет, мы загружаемся и улетаем. В
вертолете все первый раз, страшно, но интересно.
Вертолет летит, мы смотрим в окно и видим, что
одно и то же место пролетаем уже в четвертый или
пятый раз. Оказалось, вертолет сесть не может.
Вернулись на аэродром в Сухуми не солоно
хлебавши. Проходит день – мы ждем, два – мы ждем.
На третий день вертолетчики предприняли новую
попытку отвезти нас на место. Командир
предупредил, что посадит вертолет туда, куда
сможет, но постарается поближе к пещере.
В общем, посадил он нас на «пупырь», вершинку
метров на триста выше, чем наша площадка. Очень мы
обрадовались. Еще чуть-чуть, и будем на месте. Но
когда осмотрелись, оказалось, что слезть с этого
«пупыря» – задача не из легких, учитывая его
высоту, сложность и наши тяжеленные вещи, которые
немыслимо переносить на плечах. Слезали мы сутки,
а потом еще два дня шли до пещеры, перетаскивая
груз по частям. Вот и полетали.
Да, если кто-то хочет присоединиться к нам –
будем рады. Контактный телефон (095)467-74-73.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|