СУДЬБА ИНИЦИАТИВЫ
Как учить детей профессии, не отрывая от
села, от дома?
Никто из управленцев даже вникнуть не пытался в
то, о чем мечтал директор школы, – слишком
нереальными казались ее планы.
Большое дело надо было начать без каких бы то ни
было дополнительных ресурсов.
Школа ищет новые пути...
Есть государственные люди по должности,
а есть люди, которых можно назвать
государственными потому, что они
по-государственному мыслят и поступают. Но как ни
странно, их поступки порой раздражают тех, кто
занимает руководящие должности. Вот если бы
совместить дела вторых с полномочиями первых...
Но этот конфликт из конца нашей повести, а
сначала о том, как в одном селе школа изменила его
дух, внешний вид и даже демографию.
Поселок Нововаршавка в Омской области.
Не самый благополучный уголок нашей в целом
далеко не процветающей глубинки. 150 километров до
Омска, 70 – до границы с Казахстаном. Большое
движение населения: с одной стороны, отток в
Германию поволжских немцев, осевших в этих краях
после сталинской высылки 1939 года. С другой –
беженцы из Казахстана, которым после развала
СССР стало невыносимо оставаться в обжитых не
одним поколением местах. А кроме движения
эмигрантов и беженцев еще и обычный для всей
России последних лет отток молодежи из села.
«Учись, а то останешься в деревне» – страшилка,
которую использовали сельские мамы и папы. И
настраивали детей на то, что с селом надо
прощаться во что бы то ни стало. Хотя отправить
ребят на учебу в город – дело очень непростое.
Денег на репетиторов в селе не заработаешь, а
если и поступит сам, то содержать хоть как-то
ребенка в городе родителям часто оказывалось не
под силу. Бывало, кто за год, кто за два выдыхался,
и приходилось недоучившимся студентам
возвращаться и после второго, и после третьего
курсов. Дотянуть до выпуска мамы с папами не
могли, хотя многие бились изо всех сил: держали
скот, мужчины уезжали на заработки на Север.
Те семьи, которые выдерживали финансовое бремя, с
ребятами своими расставались, потому что после
окончания института в село они возвращались
только в отпуск, жить – практически никогда.
Молодежи оставалось все меньше. Молодежи,
думающей и деятельной, не оставалось почти
совсем. Закрылись предприятия, свернулось
сельскохозяйственное производство. Не стало
детворы: было четыре детских сада, сейчас хватает
полутора. Да и сами улицы словно обветшали и
поблекли – покосившиеся заборы, неухоженные
палисадники…
Пожалуй, эта картина знакома любому сельскому
учителю, сельскому директору школы, каждому
жителю села. И у большинства опускаются руки. Так
и сказала нам одна наша давняя и любимая
читательница: «И не бейтесь, ничем вы нам не
поможете: детей нет, значит, школа закроется, а
следом и села не станет. Третью школу закрывают
на моем учительском веку». Что с этим делать –
смириться? Больно, но неизбежно?
Что же, нашей деревне суждено умереть на этом
витке истории? И государственные мужи ей в этом
помогут, «оптимизируя», как это теперь
называется, сеть сельских школ, а на деле
закрывая их, обманывая себя и сельчан тем, что в
интернатах детям будет лучше, или тем, что в нашей
стране еще-не-построенных-дорог где-то проедет
школьный автобус. Причем попробует он это
сделать не летом, когда только и есть сообщение
между многими российскими населенными пунктами,
а прямо во время учебного года – читай:
распутицы-снегопада-бурана-половодья.
Выучить и проститься?
Но вот цифры: в Омской области 2000
сельских школ и 160 городских. Да и городов-то
всего три… Неужели к прелестям жизни в своем
собственном доме рядом с природой люди начнут
возвращаться только после того, как все стянутся
под общие крыши многоэтажных людских
муравейников, где слышно, как чихает за стенкой
сосед и смывают воду в туалете двумя этажами
выше? Стянутся, оставив на произвол землю, на
которой испокон веку трудились и кормились.
Неужели нет таких ценностей, которые могут
удержать людей в родном селе, и нет у земли
ресурсов, чтобы обеспечить достойную жизнь своим
труженикам, в том числе молодым и образованным?
Зоя Аркадьевна Халюта
тридцать лет работает в Нововаршавской школе и
двадцать – ее директор. Школа – своеобразное
зеркало сельской жизни. Учили, старались, тянули.
Уехали выпускники в город, поступили – спасибо
школе. Но для школы-то это означает, что через
несколько лет не придут в детский сад, а потом и в
первый класс дети этих успешных учеников,
которых школа доучила до вуза.
Но это не выход – учить детей так, чтобы их
подготовка была хуже, чем у городских школьников,
лишь бы не уехали. Быть на уровне стремились.
Первыми в области открыли гимназию, создали
комплекс: детский сад – школа – гимназия. И
решили посмотреть глубже на процессы,
происходящие в селе, которые в узких рамках
уроков и предметов учителю неподвластны.
У каждого работника в любой организации есть
свои должностные обязанности. Есть они, конечно,
и у директора школы. И у директора сельской школы
они ничем не отличаются от должностных
обязанностей директора городской. Но в селе
гораздо больше знают о тех, кто рядом, больше
думают о них и больше зависят друг от друга. Школа
здесь не может просто учить ребят, выпускать и
забывать. Они живут рядом на соседних улицах и в
соседских дворах, а если уезжают после школы в
город, то место, которое они должны были бы
занимать, остается пустым, ряды здесь не
смыкаются так быстро, как в городе.
Должностные обязанности должностными
обязанностями, а кто поможет подняться селу,
которое гибнет? Кто придет и спасет его? Ясно, что
со стороны помощи ждать не приходится.
Учителя провели социологическое исследование,
посмотрели, что происходит с рождаемостью за
последние годы, ужаснулись росту пьянства, в том
числе и женского. Проанализировали рост числа
грабежей и других криминальных проявлений. Стало
видно, как все завязывается в один клубок:
безработица заставляет родителей ориентировать
детей на городские профессии, а отъезд детей
лишает всякого смысла жизнь родителей,
провоцируя пьянство.
Задались вопросом: можно ли остановить отток
лучших ребят из села и при этом не нарушить их
самых смелых планов? Обеспечить выпускникам
дальнейшую учебу, а потом и достойную работу – и
все это не где-то на стороне, а здесь, рядом с
родителями, односельчанами, родными домами?
Кому под силу такой проект задумать, выстроить,
поднять? Какая еще сила есть для этого в селе,
кроме школы? И как-то само собой получилось, что
школа ответственна за то, что происходит в селе.
Конечно, в рамках предметного обучения никто с
нее не спросит за то, что в селе остаются одни
старики. Но не получается в настоящих школах
отвечать только за результаты по физике или
литературе.
В Нововаршавке 6,5 тысячи жителей. Две трети всего
населения – школьники и их родители. Как же тут
можно устраняться от проблем всего села, если
только школа и могла стать тем стабилизирующим
началом, где ребенок чувствует себя защищенным.
Но защищать – это еще и направлять. Куда?
Выход найден
Школа выпускает в год от 100 до 140
учеников. Но не только в село, но и во весь район,
население которого 29 тысяч, за 10 лет вернулось с
высшим образованием всего 100 специалистов.
Не нужны специалисты селу или развитие села
прекратилось, потому что нет специалистов?
Выход нашелся довольно не-
ожиданный: сельские студенты. Не было такой
практики у областных вузов, да и у вузов страны в
целом.
Как учить детей профессии, не отрывая от села, от
дома? Никто из управленцев даже вникнуть не
пытался в то, о чем мечтал директор школы, –
слишком нереальными казались ее планы. Большое
дело надо было начать без каких бы то ни было
дополнительных ресурсов.
Понимание Зоя Аркадьевна нашла у губернатора
области Леонида Константиновича Полежаева. Он
выслушал и стал рассуждать вместе с ней, почему
так сложилось в системе образования, что как
только ребенок заканчивает школу, он должен
обязательно уехать из дому, чтобы продолжить
учебу.
Ко времени этого первого разговора с
губернатором в 1998 году Нововаршавская школа
стала уже федеральной экспериментальной
площадкой и работала над темой «Сельская школа
как культурно-образовательный центр».
Губернатор поиски инновационных путей
организации высшего образования прямо в селе
одобрил. С этим разрешением Зоя Аркадьевна пошла
к ректорам омских вузов.
Для начала надо было найти именно те профессии,
которые, с одной стороны, интересуют выпускников,
а с другой – будут востребованы на селе, помогут
ребятам выстроить свою жизнь и с интересом, и с
пользой.
Первыми союзниками гимназии стали
сельскохозяйственная академия, открывшая прием
по экономической и агрономической
специальностям, и педагогический университет.
Через год к ним прибавились технический
университет, открывший прием на специальность
«инженер вычислительных машин, сетей и
комплексов», и Сибирская академия физкультуры.
Почему выбрали именно эти специальности?
Во-первых, была очевидна с самого начала
необходимость в экономистах. Весь
существовавший здесь бизнес сводился к тому,
чтобы в городе что-то купить, а в селе – продать.
Специалистов с высшим экономическим
образованием не было во всем районе. Ректор
сельхозакадемии с пониманием отнесся к запросу
из Нововаршавки: «Это хорошо, если вы нам будете
подсказывать, какие специалисты действительно
нужны, потому что мы не всегда видим и чувствуем
эти потребности».
Агрономы – еще одна насущная потребность: земля
неухожена, хотя район находится на юге Омской
области, можно заниматься плодоводством. Еще сто
лет назад первые переселенцы выращивали здесь
арбузы и на плотах отправляли по Иртышу в Омск.
Правда, профессия агронома была не востребована:
дети, сориентированные на отъезд в город, мечтали
о специальностях психологов, юристов. А дело,
которое может давать реальный продукт и немалый
доход, даже и не рассматривали как возможное
приложение своих сил: ведь для этого надо было бы
оставаться в деревне… А сейчас саду, выращенному
руками первых нововаршавских
студентов-агрономов, уже три года. Почти у
каждого уже есть свой проект: кроликоферма,
мини-пекарня, микросад, теплично-огородное
хозяйство.
Педагоги для сельской школы – особая забота.
Учителя в вузе готовят универсально, а не для
конкретной школы, хотя основная масса наших школ
– сельские. Чем отличается сельский учитель?
Педагогический университет откликнулся на
запрос Нововаршавской гимназии. А в Нововаршавке
студентов-педагогов устроили работать
помощниками воспитателей, лаборантами, вести
кружки и завели им трудовые книжки с самого
начала учебы. Тут надо, правда, сказать, что были
ребята, которые бросили учебу, признавшись: не
мое. Наверно, хорошо, что это стало понятно
довольно быстро, потому что учеба и работа –
дети, родители, коллеги – все было рядом. Был
такой случай, что девочки-студентки позволили
себе купить пива – обычное, может быть, по
городской студенческой жизни дело. Но к
директору тут же пришли и сказали: «А ваши
студентки пьют пиво». Очень требовательно
отнеслись к будущим педагогам и сельчане: они
будут учить наших детей.
В Нововаршавку кафедра вычислительных машин
технического университета пришла на полную
целину: все свободно, ни одна сфера пока не
укомплектована специалистами. А требуются они
все больше: недалеко пограничная застава,
недавно появилась таможня, нуждаются в
компьютерщиках и налоговая служба, банк. Сегодня
ребята, которые были в первом наборе, уже на
третьем курсе, и перспективы перед ними
интересные.
В Академии физической культуры сказали, что
никогда с селом не работали – не было такой
практики. Но разрешение губернатора позволило
открыть группу для ребят – будущих тренеров и
учителей физкультуры.
Губернский межвузовский центр «Некоммерческое
партнерство» разместился в одном из закрывшихся
детских садов. Учатся нововаршавские студенты
очно. Преподаватели приезжают, блоками дают
материал и принимают зачеты. Пытались наладить и
дистанционные формы обучения.
Получилось?
Бендеровские Нью-Васюки по сравнению с
Нововаршавкой – детский лепет даже по смелости
планов, не говоря уже о воплощении, которого
Великий Комбинатор просто не предполагал. В
Нововаршавке сегодня уже 200 студентов. Первые –
на пятом курсе. Учатся они платно. Но эта плата не
идет ни в какое сравнение с теми затратами,
которые семьи должны были бы нести, если бы дети
жили и учились в Омске. Кроме того, многие из них
уже начали работать.
Село, в котором постоянно живут 200 студентов, –
это уже совершенно другое дело. Изменились
запросы – оживилась культурная и спортивная
работа. Появились первые студенческие семьи и
первые дети. У Зои Аркадьевны есть мечта поучить
их – детей своих учеников. Это же будет совсем
другая учеба: мамы и папы образованные,
выращенные гимназией с ее уже устоявшимися
традициями и межвузовским центром для
нормальной жизни в своем селе, на своей земле.
Двести молодых людей – студентов в одном селе
оживили жизнь не только культуры и спорта –
управлению сельского хозяйства тоже приходится
поворачиваться: студенты постоянно ищут
хозяйства, где можно пройти практику, ходят на
поля, на фермы. Новые задачи ставят и перед главой
администрации: им уже за 18, это молодые
избиратели. Начали задавать тон и в
образовательной системе: ясельная группа в
детском саду – студенческая. Демографическая
ситуация в селе изменилась.
Из этих молодых ребят, видимо, вырастут и те, кто
возьмет на себя дальнейшее взращивание
сельского вуза. Они с этим вырастут и прикипят к
делу. В сентябре еще трое молодых учителей из
Нововаршавской гимназии сдают экзамены в
аспирантуру. Специальность все сдали на
«отлично». Значит, наука в селе будет не только
заезжая, гастролирующая, но и своя. Семена
посеяны.
Кто разрешил хорошо жить?
Казалось бы, кто же, как не жители села,
должны решать свои насущные проблемы, особенно
если это проблемы выживания? Но жители села – это
кто? Кто им поручил, кто их уполномочил? Где у них
разрешения и инструкции?
Школа взяла на себя функции организатора? Почему?
А главное, кому она в своих действиях
подчиняется, перед кем отчитывается – перед
уполномочившими ее жителями или должностными
лицами муниципального управления?
Как рассказали нам в народном фонде «Новые формы
социальных технологий», и в Америке, и в Европе не
только ученые-социологи, но и политики приняли
как факт существование демократии прямого
действия в виде территориального общественного
самоуправления внизу политической пирамиды.
Деятельность комьюнити в Америке, соседских
сообществ в Великобритании и других
государствах Европы порождена общественной
энергией жителей, желающих обустроить свою жизнь
по своему усмотрению, не дожидаясь, пока
правительства дойдут до каждой улицы и каждого
дома. Развивается общинная экономика с
самонаймом, взаимопомощью, некоммерческой
хозяйственной деятельностью в интересах
сообщества, с фондами местного развития,
общинными корпорациями, возможностями мелкого и
дешевого кредита, который необходим для местного
развития.
У нас же пока между общинами и муниципалитетами
идут дискуссии о власти. К чему, например,
относить территориальное общественное
самоуправление граждан – к общинным или
властным структурам? Как рассматривать
общественную территориальную активность – как
звено власти или как самодеятельность жителей?
От решения этих вопросов зависит привлечение
средств и возможность распоряжаться ими в
интересах сообщества, а не по усмотрению
чиновника.
Впереди паровоза
Инициатива развивается быстрее
законотворчества. Как начать деятельность,
которая не узаконена? Хотя откуда возьмется
закон о том, чего нет? Каждому, наверно, даже
проверяющим, понятно, насколько важное дело
начинается в омском селе, но им на все нужен
соответствующий документ. А тут все самостийно.
Например, лицензия на образовательную
деятельность вуза регламентирует его работу на
строго определенных, принадлежащих ему площадях.
А Нововаршавка от этих площадей в 150 километрах.
Очень волнуется райвоенкомат: все студенты
прописаны в районе и живут здесь. Значит, надо
забирать их в армию. Они учатся? Где и почему?
Экспериментальные группы головных вузов – что
это такое? Есть ли у вуза, в котором они учатся,
лицензия на образовательную деятельность?
Лицензия-то есть, но не на то, чтобы учить здесь, в
межвузовском центре, а на то, чтобы в Омске –
далеко-далеко отсюда. Там бы районный военкомат
призывников не разыскивал. Но где положение об
отсрочке призыва для таких студентов? Как их не
брать, когда они под боком у райвоенкомата?
Учатся нововаршавские студенты на платной
основе. Разрешение на финансовую деятельность
есть, но одного разрешения было достаточно
только на начальном этапе. Платная учеба не
должна была быть дорогой, ведь, в частности, для
того, чтобы разгрузить семейный бюджет от
непосильного бремени содержать студента в
городе, и создавался в селе межвузовский центр.
Первый год плата родителей составляла тысячу
рублей в год. Второй – две. Третий – четыре. А в
прошлом году студенты технического университета
платили шесть тысяч, а остальные – пять тысяч в
год. Но возможно ли продержаться целый семестр
группе только на родительскую плату, учитывая,
что преподавателям приходится платить не по
бюджетной сетке, как положено, например, по 17-му
разряду, а на договорной основе, да еще
оплачивать проезд и проживание? Понадобились
сотрудники для организации учебного процесса и
технический персонал для обслуживания
помещения…
Студенческий центр – школьное детище, никто его
отдельно не рассматривает, и школа чем могла
делилась. На первых порах помогало то, что школа
находится на самофинансировании и часть более
чем скромных средств, которые она имеет сверх
зарплаты, удавалось перераспределять в пользу
студентов. Если смотреть по-хозяйски,
по-домашнему – разумно. Но если исходить из
положений об отдельных учреждениях – нарушение,
конечно. Финансовую деятельность надо было
упорядочить, открыть счета.
По договору с университетом часть денег
межвузовский центр должен был еще переводить
туда на развитие. Оказалось, что перечислить
родительскую плату в фонд развития нельзя. Нужна
какая-то лазейка. Со статьи – за обучение – берут
большие налоги. Оформить отчисления в фонд
развития как спонсорскую помощь – это уже
нарушение.
Не раз звучали слова: сворачивайте свою лавочку,
переводите студентов в головные вузы с той
оплатой, которую вуз определяет для коммерческих
групп.
Зоя Аркадьевна Халюта после двух лет развития
эксперимента поехала к губернатору, чтобы
сказать, что придется, видно, дело сворачивать. Но
губернатор возразил: «А это теперь, голубушка,
уже не ваше дело. Это дело области».
Жители, узнав о том, что директор школы решила
сдаться, просто возмутились: «Вот что еще
надумала. Что же нам опять детей в город посылать
по чужим углам скитаться? Что она не знает, каково
им там, в городе?»
А Зоя Аркадьевна, когда дошли до нее эти упреки,
обрадовалась до слез: пусть ей трудно, пусть она
как на баррикадах защищает от внешних нападок
свою идею, но идея перестала быть только ее, ей
поверили, нуждаются в том, что создано уже
совместными усилиями.
Губернатор издал постановление об упорядочении
нормативной базы. Документы разрабатываются, но
это получается совсем не быстро. Пожалуй, не на
том порыве, на котором работают в Нововаршавке.
Дожить бы до того времени, когда они будут
разработаны.
Межвузовский центр превращается в сельский
университет, в рамках которого объединяются
усилия педагогов разных вузов. Из-за того, а может
быть, благодаря тому, что приходится считать
каждую копейку (не государственная она, а из
небогатого кармана сельчан), стало очевидно, что
в разных вузах на начальных курсах читается одно
и то же и надо состыковать образовательные
программы, чтобы, например, вычислительную
технику один преподаватель читал сразу для всех
студентов, а не для каждой группы привозить
своего. Параллельно с состыковкой существующих
программ идет поиск нового содержания
образования, в формировании которого активное
участие принимает сам студент, четко
представляющий, как и куда он приложит те знания,
которые ему предстоит добыть. Часто нужны знания
под конкретный проект, который разрабатывает
молодой человек или группа ребят. Подход здесь
общественно-государственный.
Нововаршавской инициативе важно не только
выжить любой ценой, но и довести разработку новой
формы межвузовского центра до такой стадии,
когда ею смогут воспользоваться и другие. И тогда
этот опыт может стать опорной точкой для многих
российских регионов и надежным фундаментом для
восстановления сел.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|