ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Без денег. Но со стандартами
Похоже, именно так собирается
государство вернуться в образование
25 сентября Государственная дума
приняла в первом чтении бюджет 2003 года, который
министр финансов А.Кудрин назвал гордостью
правительства с точки зрения заботы об
образовании.
В этот же день, вечером, состоялось заседание
Российского совета развития образования (РОСРО),
сопредседателями которого являются А.Кокошин,
И.Хакамада, И.Мельников, Г.Явлинский, Я.Кузьминов.
Члены совета резко негативно оценили проект
бюджета и сделали вывод, что в этом бюджете
дискредитированы решения Госсовета, принятые
год назад с такой помпой.
Экономические условия развития образования
правительством не соблюдаются, государство не
закрепилось в образовании экономически, зато
компенсирует свое присутствие там силовыми
мерами.
В результате ни денег, ни свободы.
Проект бюджета-2003 глазами школы
Прежде всего надо сказать о самом
главном условии не только модернизации
образования, но и самого его существования. Год
назад усилиями РОСРО в решении Госсовета была
зафиксирована цифра роста вложений государства
в образование – своего рода норматив развития.
Это 25%. Именно настолько каждый год должно расти
финансирование образования. Когда А.Кудрин с
трибуны Государственной думы 25 сентября
гордился образовательной частью
правительственного проекта бюджета, он либо
забыл о решении Госсовета, либо с самого начала
никто, в том числе и Минфин, всерьез эти решения
не принимал и не принимает. Потому что
официальный рост финансирования образования в
этом году ниже 25% и составляет около 21,9%. При этом
инфляция съедает значительную часть средств. И,
по данным проректора Высшей школы экономики
Б.Рудника, реальное увеличение финансирования в
федеральном бюджете 2003 года составляет лишь 10%.
И чем здесь гордиться министру финансов –
непонятно.
Кроме того, в числе прочих социальных
направлений образование вовсе не лидирует.
Впереди него почти все – и культура, и спорт, и
медицина.
На заседании РОСРО выступил с обстоятельным
докладом первый заместитель министра
образования Григорий Балыхин. У него была
трудная задача: как член правительства Г.Балыхин
обязан соблюдать командную дисциплину и не может
ни критиковать принятый правительством проект
бюджета, ни вносить какие-то предложения по его
изменению. Тем не менее Г.Балыхину удалось и
честь мундира не запятнать, и дать полную картину
происходящего.
Но прежде чем перейти к тому, на что в проекте
бюджета 2003 года не выделено средств, надо
отметить одну немаловажную деталь любого
федерального бюджета.
В федеральном бюджете нет школьных денег.
Структура и даже объем этого закона, а каждый год
бюджет страны принимается именно законом, не
имеют прямого отношения к финансированию школы.
Но после того как сам президент объявил о
возвращении государства в образование, в проекте
бюджета 2003 года ждали именно этого – механизмов
экономической поддержки школы государством.
Ничего подобного не появилось.
Ни зарплата учителей в федеральном бюджете
отдельной строчкой не указана, ни средства на
укрепление муниципальных бюджетов. Но
правительству фактически даже упрека предъявить
нельзя: по действующему законодательству ни то
ни другое невозможно. Но если не менять
законодательство, то все разговоры об усилении
государственного влияния либо блеф, либо
лоббирование интересов бюрократической
прослойки, карательные функции которой
усиливаются, а значит, возрастает и взяточная
рента, и возможность коррупции. Одним из
механизмов такого усиления власти бюрократии
станет принятие законодательного
государственного стандарта, не подкрепленного
финансовым нормативом, зато дающего еще один
инструмент контроля за школой: требования к
выпускнику.
Школьные деньги тщательно спрятаны в суммах
трансфертов, выделяемых регионам, бюджеты
образования которых в этом году увеличились на
29%. На самом деле этот показатель дутый: план
трансферта федеральных средств в регионы – это
еще отнюдь не план финансирования школ. То, что
эти деньги попадут в субъект Федерации, почти
точно, а вот попадут ли они в школу – зависит от
решения губернатора.
Итак: школы в федеральном бюджете нет. И пока быть
не может. А значит, на деле государство
экономически поддерживать школу не собирается.
На что нужны деньги? На зарплату!
Поскольку говорить о школьных проблемах
на уровне федерального бюджета бессмысленно, то
соответственно обсуждаются только траты на
профессиональное образование.
С точки зрения РОСРО этими приоритетами являются
компьютеризация начального профессионального
образования, капитальное строительство и ремонт.
Г.Балыхин предложил, чтобы при выборе объектов
для финансирования приоритет отдавался тем,
которые должны быть введены в строй в 2003 году.
Прежде всего это поможет решить проблему
долгостроев, которых по стране накопилось более
140.
Чуть ли не единственное достоинство бюджета 2003
года – финансирование капитального ремонта,
которое увеличилось на 75%.
При этом Ярослав Кузьминов отметил, что
распределение всех федеральных средств,
проходящих через Министерство образования,
необходимо проводить на конкурсной основе, чтобы
избежать грубого лоббирования, результаты
которого уже сейчас приходится исправлять.
Но самым острым вопросом, к сожалению так и не
решенным в рамках бюджетной политики в
образовании, остается механизм выплаты и
особенно повышения заработной платы.
Правительство намерено отменить Единую тарифную
сетку и перейти к так называемой отраслевой
оплате труда. Само по себе это было бы позитивным,
потому что исключалась бы “уравниловка” между
бюджетниками. Но по разработанному
Министерством труда проекту предусмотрено
введение лишь примерных, рекомендательных
ставок. На практике это может привести к тому, что
зарплатные ставки станут для регионов и
муниципалитетов лишь ориентиром: государство
отменит обязательные тарифные ставки, не вводя
финансового норматива. А дальше произойдет то же,
что уже произошло, когда школу полностью
перевели на содержание муниципалитетов, не
предоставив местным органам самоуправления
ресурсов для содержания школы. И в
городах-миллионниках, и в богатых областях о
школе стали заботиться и платить надбавки, в
бедных и особенно сельских районах школы стали
разрушаться.
Так же может произойти и с отраслевой системой
оплаты труда, которая, по выражению известного
образовательного экономиста В.Лифшица, больше
напоминает не отраслевую, а
регионально-муниципальную. В богатых регионах
учителям будут платить ту же зарплату, что и
сейчас, а в бедных, которых по России подавляющее
большинство, эта зарплата резко упадет просто
потому, что денег нет. А тех, что есть,
губернаторам на учителей жалко.
Поэтому, с одной стороны, государство не хочет
брать на себя выплату зарплаты, а с другой –
объявляет о ее повышении. При этом повышение в 1,3
раза произойдет в октябре 2003 года, то есть
фактически речь идет о двух последних зарплатах
2003 года. Да и не повышение это, а простая
индексация, к тому же не догоняющая рост цен и
инфляцию.
И все это накануне парламентских выборов и
грядущих президентских.
Уже сегодня в учительских кругах зреет все
большее недовольство… не действиями
правительства, а бездействием президента
В.Путина. Невыполнение решений Госсовета, пустые
декларации о приходе государства в образование,
дутые повышения заработной платы…
Скоро День учителя, по традиции президент должен
что-то говорить учителям. Но единственное, чем
можно утешить раздосадованных учителей, – это
повышение заработной платы с января, а не с
октября 2003 года, но на это в бюджете средств не
заложено, да и механизма такого повышения с
помощью федерального бюджета нет.
РОСРО направил президенту и правительству
обращение с описанием всех этих проблем, но, как
видно, сильных лоббистов школьных интересов ни в
Думе, ни в правительстве нет, поэтому этот голос
скорее всего останется неуслышанным.
Впрочем, есть много странностей на свете, может, и
чудо случится…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|