СВЕТЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ
“Берегите слова!
– хочется посоветовать воспитателям...”
Сегодня – день рождения Василия
Александровича СУХОМЛИНСКОГО
...Бывает, отработав в школе не один год,
мы перестаем открывать книги педагогических
классиков с вопросом “как быть?”. Кажется, все
школьные катаклизмы нами уже пройдены и ответы
на любые вопросы известны.
Но вот что интересно: чем дальше век классика, тем
ближе и мудрее представляются его размышления,
уточняются определения трогающих нас понятий.
Да и у тех, кто жил в недалекое время, бывает,
видишь нечто не замеченное ранее, скрытое
пеленой буден, а нынче, к удивлению, легко
объясняющее происходящее.
Сегодня, 28 сентября, в день рождения
Василия Александровича Сухомлинского,
выдающегося советского педагога (именно так, с
ударением на слове “советского”, мы нередко
теперь о нем говорим), попробуем открыть его
книгу “Как воспитать настоящего человека”.
Разумеется, ко многим страницам мы не сможем
отнестись с былым трепетом. Но если приглядеться,
можно увидеть прежде мельком прочитанные строки,
совсем нетривиально объясняющие некоторые из
наших педагогических промахов. Что, например,
стоит за его такими, казалось бы, банальными
теперь словами: “Надо вести специальную
воспитательную работу, рассчитанную на то, чтобы
не было в нашем обществе преступников и
правонарушителей?” Но... это и точка нашей
тревоги.
Вот что дальше написано у В.Сухомлинского:
“...В чем же заключается смысл этой работы? Что и
как надо делать практически?
В нашей системе воспитания сложился ряд правил, я
и остановлюсь на них последовательно...
1. Первое противоядие, первая прививка против
возможности будущего соскальзывания на дурную
тропу заключается в детской нетерпимости,
непримиримости, презрении, ненависти злу. Не
бойтесь того, что, следуя законам своего детского
мира социального прямодушия, малыши иногда
перегибают палку... в этом нет ничего опасного,
позже все исправится. Вот ко мне прибежала
маленькая первоклассница Майя с жалобой: Витя
нашел палку и бьет ею по траве. А в траве цветочки
– “желтенькие, радостные цветочки одуванчика, –
зачем он бьет их?”. Дитя прибежало ко мне не
жаловаться на Витю. Если бы я наказал его сию же
минуту, Майя была бы озадачена и уязвлена в самое
сердце. Она пришла ко мне за правдой. Я должен
прежде всего сказать: это зло! Дитя ожидает, что у
меня в глазах вспыхнут огоньки возмущения. Вот
зачем прибежала ко мне синеглазая Майя. Я,
конечно, возмущаюсь проступком Вити, дитя
радуется, мы вместе идем к Вите – защищать цветы
и устыдить мальчика. И то и другое – торжество
добра, справедливости. Но вместе с тем и то и
другое – оселок, на котором оттачивается лезвие
детской нетерпимости, непримиримости, презрения,
ненависти к злу. Не допускайте, чтобы, прикасаясь
мыслью и сердцем к злу, несправедливости, ребенок
остался равнодушным.
2. ...Атмосфера действенного презрения, активной
нетерпимости к мерзости... Создание этой
атмосферы начинается с нетерпимости к лени,
безделью, нерадивости, пустому
времяпрепровождению. Не случайно народная
мудрость учит: лень – мать всех пороков. Я тысячу
раз убежден, что трудовое воспитание начинается
за партой, за книгой – это главный и самый
сложный станок, овладеть которым не так просто.
Самое главное в школе, самое важное и самое
сложное, самое труднодостижимое и самое тонкое,
что есть в педагогическом мастерстве, – это
добиться, чтобы маленький человек стыдился своей
праздности, презирал, ненавидел лень и
нерадивость...
3. С малых лет мы учим своих питомцев дорожить
жизнью и свободой. Для того, кто постиг, что такое
жизнь и свобода, мерзость становится лично
непереносимой.
Осторожно прикасайся к человеку – учим мы детей,
подростков, юношей, – жить среди людей – это все
равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг
тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на
них каплями росы; надо так прикасаться к цветам,
чтобы не упала на землю ни одна капля.
В нашем школьном дворе – стеклянный домик, рядом
с ним – кусты роз. Это, образно говоря,
градусники, которыми мы измеряем температуру
организма, имя которому – нравственное здоровье
коллектива и всех наших сложных личностей. В
течение многих лет не разбито ни одно стеклышко в
стеклянном домике, капли росы не падают на землю
от грубых прикосновений – значит, все в порядке.
Если хотите постоянно проверять самих себя и то,
как ваши питомцы относятся к величайшим
ценностям – жизни и свободе, в особенности как
умеют пользоваться свободой, поставьте этот
градусник...
4. В школе не должно быть пустословия и
пустомыслия. Берегите слова! – хочется
посоветовать воспитателям. Будьте очень
осторожны и осмотрительны, побуждая детей
высказывать свою мысль. Не вкладывайте в уста
дитяти слова, смысл которых оно еще не может
постигнуть! Не допускайте, чтобы высокие, святые
слова превращались в разменную монету. Настоящая
любовь молчалива. Надо учить любить, а не учить
говорить о любви. Учить чувствовать и хранить
свои чувства, а не учить подыскивать слова для
того, чтобы сказать о несуществующих чувствах.
Так плодится лицемерие. Вообще важно учить
говорить, но не менее важно учить молчать... Пусть
каждое слово, произнесенное в школе, дает плод, а
не остается пустоцветом.
Вот в чем смысл той работы души, которая
предупреждает правонарушения и преступность...”
Звучит, кажется, вполне современно. Читаешь и
думаешь: ведь действительно, часто ли мы
размышляем, о чем с волнением и обидой говорит
нам ребенок, оценивая поступок другого? Опять
ябедничает! Ябеда – это плохо. Перестаньте друг
на друга ябедничать! – вот наш приговор. Но по
Сухомлинскому выходит совсем другая картина.
Ребенок обнаружил зло, некую мерзость и сообщает
нам об этом. Он, конечно, по-детски прямолинеен и
категоричен, но уже может отделить добро от зла и
точно отнестись к происшедшему. Как же мы не
видим и не ценим это в ребенке? И почему привычно
осуждаем?! Возможно, он больше не будет
“ябедничать”, но его сердце при соприкосновении
со злом, несправедливостью, как говорит
В.Сухомлинский, может остыть, стать равнодушным
– верный шаг на кривую дорогу. Или другое.
Сколько часов школьной жизни потрачено на
обсуждение с детьми вопросов дисциплины и
свободы (вернее сказать – наших назиданий детям
по этому поводу)! И как ничтожны принятые нами в
итоге педагогические меры наведения порядка. А
ведь дело, говорит Сухомлинский, не в плохой или
хорошей дисциплине. Дело во взаимодействии
людей, в их понимании друг друга. Что, если
поверить Сухомлинскому и соорудить где-нибудь,
например посреди школьного коридора, стеклянный
домик-градусник, определяющий тепло или холод
человеческих отношений. Если не домик, то хотя бы
поставить несколько горшков с цветами на
низеньких столиках. Главное, научиться бережно
относиться к этим цветам, не считать их появление
ограничением свободы, а как раз наоборот – одним
из способов ее обретения – ведь цветы помогут
нам научиться жить, не мешая друг другу. И разве
нет в этом нехитром педагогическом приеме живого
способа восхождения детей (да и нас с вами) к
свободе, о которой кто же не мечтает?
...Сухомлинского сегодня можно читать по-разному.
Но лучше – непредвзято, вдумчиво, пытаясь
разглядеть между строк нечто большее, чем просто
слова выдающегося директора сельской школы
советского времени. Давайте иногда открывать его
книги. Хотя бы в день рождения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|