Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Приложение 5

Требования и условия проведения конкурса «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена 2003 года»

Требования к оформлению заявок на участие
в конкурсе


Заявка должна быть представлена по установленной форме (Приложения 1–4 ).
Материалы (комплект заданий) оформляются заявителями в виде приложений к заявке.
Приложения должны иметь сквозную нумерацию страниц и должны быть скреплены в одной папке.
Заявка и все приложения представляются в электронном и распечатанном видах. В электронном виде материалы могут быть представлены на дискетах, компакт-дисках (в двух экземплярах) или присланы под паролем по электронной почте по адресу lat@metodist.ru  (пароль должен содержать не менее 9 символов и сообщаться в конкурсную комиссию отдельным сообщением). Распечатанные материалы должны быть представлены в конкурсную комиссию в трех экземплярах, каждый из которых подписан заявителем.
   
Условия приема заявок

Принимаются только те заявки, которые оформлены по установленной форме.
На дискетах (компакт-дисках) указываются фамилия, имя, отчество заявителя, телефон связи и адрес электронной почты.
Заявки, поступившие после установленного срока (15 октября 2002 г.), к рассмотрению приниматься не будут.
Представленные на конкурс материалы не возвращаются.
Заявка должна быть доставлена лично или почтой по адресу: 125167, г. Москва, Авиационный переулок, д.6, Московский институт открытого образования (МИОО), ЛАТ.
Почтовые отправления в виде заказных писем будут приняты только при условии их непосредственной доставки по указанному адресу. В случае отправки заявки по почте документ должен поступить не позднее срока окончания приема заявок. Конкурсная комиссия не несет ответственности за несвоевременную доставку почтовых отправлений.
Отправления в виде ценных бандеролей не принимаются.

Приложение 6

Требования к комплектам заданий, представляемых на конкурс

Задания, представляемые на конкурс, должны быть составлены в соответствии c утвержденными Минобразования России кодификаторами, включающими перечень элементов обязательного минимума содержания (приложения к приказам Минобразования России № 56 от 30.06.99 и №1236 от 19.05.98). Заявители должны соотнести свои задания с кодами соответствующих элементов содержания, которые представлены в Интернете по адресу www.ege.ru . Обращаем внимание на то, что следует использовать уточненные кодификаторы 2003 года.
Форма и качество заданий должны соответствовать требованиям, изложенным в Приложениях 7, 8, 9 на сайте www.ege.ru .
В качестве основных характеристик заданий используются:
– тематическая принадлежность задания;
– тип задания в соответствии с типом его ответа (с выбором ответа – В, на установление соответствия или последовательности – С, с кратким ответом – К, с развернутым ответом – Р); обращаем внимание на то, что задания с выбором ответа, представляемые на конкурс, должны иметь только 4 ответа, один из которых правильный;
– уровень сложности задания (базовый – Б, повышенный – П, высокий – В).

Комплект заданий (100 и более по одному предмету) должен включать несколько групп заданий, каждая из которых должна соответствовать одному коду по вышеуказанному кодификатору. При этом в каждой группе должно быть не менее 10 различных заданий. (Задания, отличающиеся только численными значениями коэффициентов или величин, так называемые фасетные задания, для всех предметов, кроме математики, не являются разными.) Если задания одной группы будут отобраны экспертами, они войдут в 10 параллельных вариантов КИМ под одним номером. Поэтому для каждого задания группы должны быть одинаковыми следующие характеристики:
– код его тематической принадлежности (по кодификатору – сайт www.ege.ru );
– тип, а также подтип (если он имеется – Приложение 9 на сайте www.ege.ru ) используемой формы задания;
– уровень сложности задания;
– набор символов, используемых в кратком ответе (Внимание! Используются только те символы, которые представлены в п.5 Приложения 8 – сайт www.ege.ru );
– максимальный балл, выставляемый за выполнение задания.

Рекомендации предметных комиссий по разработке заданий для ЕГЭ по каждому учебному предмету помещены на сайте www.ege.ru   (Приложение 9).

Для всех заданий, выполнение которых требует решения (вычислений), образец (вариант) решения должен быть приведен в ответе.

На конкурс принимаются только комплекты, задания которых оформлены в соответствии с форматом, представленным в Приложении 7 (сайт www.ege.ru ).

Приложение 7

Формат представления заданий для конкурса

1. Оформление заданий

Задания оформляются в виде файла MS Word 97 или MS Word 2000. Задания от одного заявителя по каждому предмету представляются в отдельном файле. В начале файла указывается информация об авторе (авторском коллективе), предмете и общем количестве заданий. Дополнительно здесь может быть указана и другая информация о предлагаемом комплекте заданий. Далее приводятся характеристики, тексты и ответы для каждого задания в соответствии с заданным форматом.
Используются знаки русского и латинского алфавитов (для текста заданий и ответов шрифт «Times New Roman», размер 14, стиль «обычный», интервал между строками – одинарный). Для каждого задания сначала в таблице указываются характеристики задания, затем текст задания, а затем с новой строки //ответ: и далее – текст ответа.
Между заданиями не допускается никакой другой текст, кроме относящегося к заданиям (оглавления разделов и т.д.).

Пример формата представления задания:

текст задания
//ответ: текст ответа
//решение: текст решения (если оно требуется).

Таблица характеристик задания может быть только указанного формата (т.е. с заданными количеством и последовательностью ячеек, а также заголовками столбцов).
В таблицу характеристик задания заносятся следующие данные (во вторую строку таблицы):
– в ячейку «№ п/п» – порядковый номер задания в файле (нумерацию составных заданий см. ниже);
– в ячейку «Автор» – фамилия и инициалы автора задания;
– в ячейку «Тип-подтип» –    тип (В, С, К или Р) и подтип задания (если подтипы предусмотрены в данном предмете – см. сайт www.ege.ru ) – один или два символа без пробела;
– в ячейку «Код по кодиф.» – код по кодификатору ЕГЭ 2003 года (уточненный 2002 г.);
– в ячейку «Уров. сложн.»    – уровень сложности задания (Б – базовый, П – повышенный,
В – высокий);
– в ячейку «№ треб.» – номер требования к виду деятельности, проверяемому данным заданием (если перечень требований для предмета существует – см. сайт www.ege.ru );
– в ячейку «Усл. вып.» – номер условия выполнения задания (перечень условий прилагается заявителем, если они имеются). Пустая ячейка обозначает, что выполнение задания не требует дополнительных материалов (таблиц и пр.) или оборудования (калькулятора и пр.);
– в ячейку «Макс. балл» – максимальный балл, присваиваемый за правильное выполнение задания;
– в ячейку «Месяц и год испытаний» – указываются две цифры месяца и две цифры года. Если испытания проходили в интервале дат, то они указываются через тире. Если статистика выполнения данного задания отсутствует, то в эту и последующие ячейки ставятся прочерки;
– в ячейку «Место апробации» необходимо занести название населенного (-ых)
пункта (-ов), в котором данное задание было апробировано;
– ячейка «Объем выборки» должна содержать количество испытуемых, которым предъявлялось данное задание;
– ячейка «% вып.» – процент испытуемых, успешно выполнивших данное задание;
– ячейка «Дифф.,%» должна содержать дифференцирующую способность данного задания, которая рассчитывается как разность процента выполнивших задание среди 27% участников с самыми высокими результатами тестирования и процента выполнивших задание среди 27% участников с самыми низкими результатами тестирования. Если использовался другой способ вычисления дифференцирующей способности (дискриминативности), то следует его описать (в отдельном файле или в начале файла заданий).


текст задания – содержит текст, предъявляемый тестируемому. В основную часть текста может быть включен один рисунок;
– текст ответа – может представлять;
– номер правильного ответа для заданий с выбором ответа;
– последовательность букв (и, возможно, цифр) для заданий на соответствие или последовательность (тип С);
– эталон ответа для заданий с кратким ответом (должен быть ограничен 17 символами, характеристики которых приведены в Приложении 8 – см. сайт www.ege.ru) ;
– система оценивания, включающая критерии оценивания и баллы (Приложение 8) для заданий с развернутым ответом;
– текст решения – представляет краткую запись последовательности этапов выполнения задания; для заданий с развернутым ответом текст решения может быть приведен в предлагаемой схеме оценивания, в которой за каждый этап выполнения задания дается один балл.

2. Оформление рисунков

В заданиях, представленных на конкурс, могут использоваться только черно-белые рисунки, которые должны содержать как можно меньше градаций цветов – оттенков серого цвета (желательно меньше 8 бит).

Рисунки в задания вставляются из файла или как рисунок Microsoft Word (заносятся в текст задания последовательным выбором пунктов меню «Вставка», «Рисунок», «Из файла…» или «Вставка», «Объект», «рисунок Microsoft Word»).
Рисунки должны быть привязаны к тексту внутри задания (меню «Формат», «Объект», вкладка
«Положение», флажки-галочки «Поверх текста» и «перемещать вместе с текстом», при этом якорь привязки рисунка должен находиться внутри задания, к которому относится данный рисунок). Рисунок, вставляемый из файла, не должен превышать, как правило, по объему 250 Кб и должен быть подготовлен (перед вставкой) в одном из трех растровых форматов: Windows BMP, GIF или JPG. Рисунки должны быть не более 500 пикселей по ширине.

3. Оформление вариантов ответов для заданий с выбором ответа

В тексте задания с выбором ответа номера вариантов ответов и варианты ответов помещаются в таблицы, аналогичные приведенным в примерах (сначала номер со скобкой и в следующей ячейке вариант ответа). Границы таблицы делаются невидимыми.
Допускаются рисунки в таблице вариантов ответов. При этом рисунки могут располагаться в таблице (с невидимыми границами), имеющей одну или две строки. Например:


1) рисунок 2) рисунок 3) рисунок 4) рисунок или
1) рисунок 2) рисунок
3) рисунок 4) рисунок

4. Оформление формул

Формулы заносятся в текст задания последовательным выбором пунктов меню «Вставка», «Объект», «Microsoft Equation 3.0». Формулы должны находиться “в слое текста”, как это и происходит по умолчанию (меню «Формат», «Объект», вкладка «Положение»; не должно быть галочек «Поверх текста» и «перемещать вместе с текстом»).

5. Оформление составных заданий

Составные задания (т.е. предъявляемые группой и, как правило, имеющие общий текст, таблицу и/или рисунок) нумеруются особым образом. Для общей части составного задания в качестве номера указывается только интервал номеров заданий (через тире), входящих в группу составного задания. Задания, входящие в группу составного задания, помимо собственного номера в комплекте имеют номер задания в группе, начиная с 1, который указывается через точку. Например, если общая часть в ячейке «№ п/п» содержит числа «34-37», то задания группы нумеруются как «34.1», «35.2», «36.3», «37.4». Задание, следующее сразу за данным составным заданием, будет иметь номер «38».

Приложение 8

Требования к качеству и формату заданий ЕГЭ


1. Общие требования к заданиям разного типа

1.1. Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, которые проще формулируются или просты в обработке.
1.2. Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок.
1.3. Текст задания формулируется предельно кратко, т.е. освобождается от всякого постороннего для данной проблемы материала. Текст задания должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию.
1.4. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
1.5. В заданиях, носящих составной характер (например, в группе заданий, относящихся к одному тексту), необходимо обеспечить, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.
1.6. В заданиях, носящих составной характер (например, в группе заданий, относящихся к одному тексту), необходимо обеспечить, чтобы в заданиях не дублировался объект контроля.
1.7. В тексте задания исключается двойное отрицание.
1.8. Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в школе.
1.9. Если в задании базового уровня изложена ситуация или обстоятельства, то они должны быть знакомы учащимся.

2. Дополнительные рекомендации к качеству ответов для заданий с выбором ответа

2.1. Формулировка основной части задания, при соблюдении условий, изложенных в пункте 1.3., должна быть законченной, т.е. испытуемый должен из ее содержания понять, какую задачу ему предстоит выполнить, до анализа предложенных вариантов ответа.
2.2. В заданиях базового уровня в ответы целесообразно включать не более двух-трех важных ключевых слов, при этом правильный ответ не должен отличаться какими-либо формальными признаками от неправильных ответов (дистракторов).
2.3. В заданиях базового уровня не должно требоваться выбрать один НЕПРАВИЛЬНЫЙ ответ при наличии нескольких правильных.
2.4. Из текста задания исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.
2.5. Задания с отрицаниями в основной части не используются в базовой части КИМ. Если такое задание имеется в повышенной части работы, то частицу НЕ или слово, выражающее отрицание, необходимо выделить в тексте (жирным текстом с подчеркиванием).
2.6. Задания должны иметь одинаково правдоподобные дистракторы, одинаково привлекательные для выбора.
2.7. Исключаются ответы, вытекающие один из другого или дополняющие друг друга.
2.8. При формулировке дистракторов не следует использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.д., так как они способствуют угадыванию правильного ответа.
2.9. Из ответов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
2.10. Все ответы по возможности должны быть приблизительно одной длины.
2.11. Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания.
2.12. Если ответ выражен в виде числа, то, как правило, эти числа располагаются от меньшего к большему или наоборот. При этом если в ответе имеются числа 1, 2, 3 и 4, то они должны стоять под соответствующими номерами.
2.13. Все ответы должны быть перечислены либо строго друг под другом, либо в одну строку, чтобы учащиеся не тратили времени на ориентировку в разнообразии возможных способов пространственного размещения ответов. Исключение составляют ответы в виде рисунков. В этом случае номера ответов располагаются слева направо (1 2), а ниже – (3 4).

3. Дополнительные рекомендации к заданиям на установление последовательности

3.1. Задание начинается со слов «Установите последовательность…»
3.2. В условии перечисляются под буквенными обозначениями (следующими в алфавитном порядке) все элементы.
3.3. Формулируется критерий упорядочивания.
3.4. Для всех предметов используется одинаковый формат ответов.

При оформлении ответа испытуемый вначале заносит ответ в таблицу, а потом переносит его в бланк ответов. Используется следующая инструкция при оформлении задания:
«Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)».

4. Дополнительные рекомендации к заданиям на установление соответствия

4.1. Задания на установление однозначного или множественного соответствия начинаются со слов: «Установите соответствие…»
4.2. Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями.
4.3. Элементы первого столбца обозначаются цифрами и располагаются слева, а элементы второго обозначаются буквами русского алфавита и располагаются справа. При этом число элементов в первом и втором столбцах не может быть более 7 в каждом (1234567 – слева и АБВГДЕЖ – справа).
4.4. Для каждого столбца вводится определенное название, обобщающее все элементы столбца. Название столбца записывается заглавными буквами.
4.5. Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию.
4.6. Для заданий на однозначное соответствие необходимо, чтобы второй столбец содержал не менее одного дистрактора.
4.7. Каждому элементу первого столбца должен соответствовать один элемент второго. При этом один элемент второго столбца может соответствовать нескольким элементам первого (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному элементу первого столбца (для заданий однозначного соответствия).
4.8. Для всех учебных предметов используется одинаковый формат ответов.
При оформлении ответа испытуемый вначале заносит ответ в таблицу, а потом переносит его в бланк ответов. Используется следующая инструкция при оформлении задания:
«Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)».

5. Дополнительные рекомендации к заданиям с краткими ответами

5.1. Каждое задание с кратким ответом на дополнение должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается подчерком длиной не менее трех символов. Вид подчерка – “___”.
5.2. Подчерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.
5.3. Все подчерки в открытых заданиях для одного теста должны быть равной длины.
5.4. Дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.
5.5. После подчерка, если это необходимо, указываются единицы измерения.
5.6. Ответы могут записываться ТОЛЬКО в виде сочетания:
1) символов из набора «0123456789» и символа «-» (дефис);
2) символов кириллицы и символа «-» (дефис);
3) символов латиницы и символа «-» (дефис);
4) указанных символов: 1234567АБВГДЕЖ.
5.7. Использование следующих символов «.» (точка), «,» (запятая), «/» (косая черта) в ответах не допускается.
5.8. В эталонах ответа указываются все возможные варианты верного ответа, разделенные символами <или>, но не более пяти (5). Указывается порядок следования слов, если ответ состоит из нескольких слов.
5.9. При планировании ответа необходимо учитывать следующие особенности чтения символов при сканировании ответов.
Пробел в ответе тестируемого является незначимым символом (т. е. при считывании символ игнорируется).
Регистр букв ответа не имеет значения (большие и маленькие буквы при проверке считаются одинаковыми (например, «А»~«а»)).
Буква «й» считается эквивалентной букве «и», буква «ё» считается эквивалентной букве «е».
Двойной символ «-» эквивалентен одинарному.
Для символов, не входящих в стандартную латинскую кодировку (французский, немецкий языки и др.), символы с точками и т.п. считаются эквивалентными аналогичным символам без точек. Символ «в» (тесты по немецкому языку) считается эквивалентным «s» и «ss».
5.10. Максимальное число символов для одного варианта верного ответа – 17.

6. Дополнительные рекомендации к заданиям со свободными развернутыми ответами

6.1. Задания с развернутыми ответами сопровождаются системой оценивания его выполнения, которая должна включать: критерии оценивания и вариант (варианты, образцы) правильных ответов (элементов ответа) и по ряду учебных предметов решения.
6.2. Формулировка задания должна соответствовать критериям оценивания. Это означает, что испытуемый после прочтения задания должен понять, какую задачу ему предстоит выполнить и с какой полнотой он должен дать ответ для получения максимального балла: например, сколько привести аргументов, фактов или примеров, нужно ли привести чертеж или диаграмму или нужно ли привести полное решение с пояснениями.
6.3. Основой для определения системы кодировки или выставления баллов за выполнение задания должен быть анализ спектра ответов учащихся (на выборке апробации) и соотнесение данного спектра ответов с экспертными критериями оценки.
6.3. В заданиях со свободным ответом, проверяющих учебные достижения (предметные знания и умения), а не коммуникативные умения, от учащихся не должно требоваться написания длинного текста. В задании должны быть даны рекомендации о предполагаемой длине ответа (возможное число предложений, определенная часть страницы и т.д.).
6.4. Максимальная оценка эксперта для одного задания или одного критерия (например, в КИМ по русскому языку) не должна превышать 9. Желательно, чтобы она была равна либо 2, либо 3.

Документ подготовили: Г.С.Ковалева,
С.В.Никифоров, В.Ю.Переверзев,
Е.Г.Пономарева, В.Н.Симкин, А.О.Татур,
М.Б.Челышкова, А.Г.Шмелев.
При разработке документа были использованы
публикации и материалы
В.С.Аванесова, А.Н.Майорова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru