РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
“Можно я вернусь в школу?”
Легко говорить о пользе
самостоятельности.
А вот разрешить ребенку самому сделать выбор –
получается не у всех. Особенно когда речь идет об
учебе
Ребенок покинул школу после 9 класса.
Forever! В честь чего мы с балкона, надувая щеки,
изображали фанфары. Обнимаясь, клялись, как
Герцен с Огаревым, что никогда в жизни, ни за что
больше это не повторится.
Люди, люди, человеки! Что сейчас расскажу!
Первое число пришлось на воскресенье, и мы спали
без задних ног, также передних и промежуточных.
Второго сентября, в понедельник, ребенок дал мне
пинка в восемь утра и плотоядно сказал: “Они все
там сейчас пилят с цветами, а мы спим!” После чего
опять уснул. Да-с, “ума вполне хватает мне, а в
школу я схожу во сне”.
Но идти все равно пришлось. Мать вручила цветы и
отправила повидаться и поблагодарить. К тому же в
редакции подарили такой синенький ежедневник-органайзер,
где год начинается не в январе, а в сентябре, есть
графы для расписания уроков на все четверти. А
каждый день начинается с совета газеты. Мать
взвизгнула от восторга: такая специальная вещь
должна принадлежать только учителю. Скорей, Элис,
тащи в школу, пока всего второй день Нового года!
Утром третьего сентября мать опять же была
разбужена в урочное (в прямом и переносном смысле)
время. Ребенок, который отбивал чечетку, прощаясь
со средним образованием навеки, робко предложил:
“Может, мне все-таки пойти в десятый класс?” Мать:
“Али померещилось?”
Но нет, это не оптический обман слуха, не
продолжение сна и не долгожданное сумасшествие.
Моя Элис, непригодная для общего образования,
попросилась обратно!
Это наша большая победа. Молодежь выразила бы сей
момент фразой из американского фильма: “Йес! Мы
сделали это!”
Детскую неуспеваемость я долгое время объясняла
проблемами родителей: подавляют маленького,
неуспешны сами, нервная обстановка дома. Но
теперь понимаю, двойки и наплевательство могут
быть формой протеста. Против самой системы: без
ребенкиного волеизъявления его поместили (засунули!)
в школу, и требуют, и грузят. Режим и
обязательность, зависимость и подотчетность. Ну
как тут не взорваться, не пролиться двоечным
дождем?
И тогда мать стала думать, как, из чего, почему
вытекло то, что девочка хочет в школу? Полагаю,
волшебное слово здесь «сама». Сама захотела уйти,
сама вернулась. Способность принять решение,
объяснить его, настоять, если нужно, признать
ошибку и перерешать обратно – не всякому
взрослому по силам!
Возможно, не было повода идти наперекор родителю.
Иногда подростку попадает вожжа под хвост, он
себе во вред сделает, лишь бы не как взрослые
хотят. А тут маман любую дурь поддерживает:
уходишь из школы? – веселится и ликует весь народ!
Возвращаешься? – праздник, Самсон-сеногной. И за
все лето мама (воля в кулак) ни разу не заикнулась
про школу!
Мне кажется, что сильным стимулом также явилось
то, что ребенок летом работал, много и за три
копейки.
– Мам, ну почему такая зарплата маленькая?
– Неквалифицированный труд, образование 9
классов, – объясняла мать, умалчивая, что и с
высшим образованием тоже рябчиков не жуем.
Не прошло даром и то, что школа изначально была
выбрана тщательно. По основному критерию –
уважение к человеку. Школа, где и двоечник
личность, и мама лентяйкина не очковая змея, и
педагоги контактные и вменяемые люди. А ведь
какой караул происходил, даже “ситуацию успеха”
создать было не из чего! И учительница химии
вспоминала, как хорошо девочка пела на школьном
празднике. А классная, когда похвалить ребенка за
успеваемость и старание было невозможно,
говорила маме: “Она девочка добрая,
незлопамятная”. Мать, изнывая, соглашалась.
Завершающим толчком под пятую точку стал визит
Элис в школу 2 сентября. Как? Все друзья при деле, а
я где? Сплю дома?
И уже на третий день Нового года (учебного)
вечером ребенок положил перед мамой ручку и лист
бумаги: “Напиши, пожалуйста, заявление, завтра у
меня уже учебный день. И надо срочно купить штаны
для физкультуры и куркулятор с синусами и
косинусами!”
Сама пошла, сама договорилась, мать только
бумажку написала.
“Хоть бы она наконец поняла, – с надеждой думает
мать, – что все это нужно не мне, а ей!”
Мы учимся жить. Идем напролом, спотыкаемся,
шлепаемся, отстаиваем свое, не обращаем внимания
на дорожные знаки и нарушаем правила. Счастливые
ошибки – те, которые есть время и возможность
исправить. Увы, так бывает не всегда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|