ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Немецкая школа:
образование, которое мы потеряли?
И если так – стоит ли отечественной
школе возвращаться назад, чтобы вернуть эту
потерю?
В свое время именно немецкая система
образования послужила образцом для создания
системы образования царской России. Система эта
была разрушена революцией, и ей на смену пришел
другой, советский подход, которому все еще
худо-бедно наследует современный российский. В
Германии же структура сохранилась, и,
вглядываясь в нынешнее немецкое образование, мы
можем проверить, что потеряла, а что, напротив,
приобрела наша образовательная система,
уклонившись от предложенного образца.
Образование в Германии – процесс длительный.
Даже чересчур, как считают не только внешние
наблюдатели, но и сами немцы. Так, в школах немцы
учатся 12 лет, в университетах – семь лет вместо
четырех-пяти во всем мире. Начальное образование
– только оно в Германии является обязательным –
общее, а вот среднее разделено на три потока,
которые практически не смешиваются.
Первый тип средней школы – основная школа –
рассчитана на 5–6 лет обучения и плавный переход
к параллельной учебе в профтехучилище. Окончание
ПТУ дает возможность поступать только в
технические вузы. В основную школу
отбраковываются примерно четверть детей.
Вероятно, именно к выпускникам основной школы
относится статистика германской комиссии
ЮНЕСКО, сообщающая, что 4 миллиона немцев старше 15
лет следует признать неграмотными: у многих
отсутствуют базовые навыки чтения, письма и
выполнения простейших арифметических действий.
Реальная школа — школа компромисс, именно сюда
попадают большинство школьников – 40%. В ней
обязательно учат один иностранный язык
(английский) и второй – по желанию (обычно
французский). В реальной школе учатся шесть лет –
с 5 по 10 класс. После ее окончания выдается
свидетельство о среднем образовании, с которым
можно поступить только в специальные
технические вузы (Fachhochschulen).
Настоящее качественное образование в Германии
можно получить лишь в гимназии. Здесь изучают
минимум два иностранных языка (плюс один по
желанию). В последние два гимназических года идет
специализация. В отличие от наших лицеев и
гимназий у немцев нет профильных классов. Но
имеются различные спецкурсы, которые школьники
посещают по желанию (гуманитарии – гуманитарные,
«естественники» – естественно-научные).
Последний год гимназии называется Abitur, то есть
подготовка в вуз. Чтобы получить абитур-аттестат,
надо сдать четыре выпускных экзамена. Немецкий
Abitur является эквивалентом диплома бакалавра (BAC)
во Франции.
До недавнего времени получить Abitur можно было
только в гимназии. Дипломы других учебных
заведений не давали права обучения в вузе. Теперь
аттестат зрелости можно получить в гимназии или
технической гимназии, в общей школе на
специальных подготовительных курсах (по
результатам экзаменов).
Своеобразным компромиссом в области среднего
образования является общая школа. Она дает
возможность учиться по программе любой из
перечисленных школ в зависимости от того,
свидетельство какого типа намерен получить
ученик.
Каковы плюсы и минусы такого подхода? Плюсы
очевидны – индивидуальный подход к ученикам,
учет их пожеланий. Но минусы, к сожалению, еще
очевиднее. Что неплохо бы учесть всевозможным
реформаторам от образования. Прежде всего
деление детей на «гимназистов» и «остальных» в
младшем школьном возрасте. Оно лишает шансов на
образование ребят, которые чуть отстают в
развитии, но могли бы наверстать это в
дальнейшем. (Именно таким ребенком был, к слову
сказать, сэр Исаак Ньютон… и не он один.) Кроме
того, долгоиграющее «настоящее образование» при
всей своей бесплатности (речь идет о
государственных школах) оказывается не по
карману очень и очень многим. Учиться или
работать? Вопрос, который встает перед любым
старшеклассником в Германии. И многие, махнув
рукой на «абитур», бросают школу, отсекая или по
меньшей мере весьма уменьшая тем самым свои
шансы на полноценное высшее образование. В
России эта проблема пока еще не стоит столь
остро. Безработица диктует свои законы, и даже
очень небогатые семьи настраивают своих чад
учиться «до победного», так как шансы на
полноценное трудоустройство для молодого
человека с незаконченным средним образованием
практически равны нулю. Да и просто со средним –
не блестящи, если, конечно, у него нет
какой-нибудь профессии. В благополучной же
Германии даже вчерашний школьник может найти
работу, и ради нее ребята из небогатых семей так
или иначе жертвуют дальнейшими перспективами. Но
им-то по крайней мере есть ради чего жертвовать! В
России же удлинение сроков среднего образования
будет подталкивать ребят бросать его ради
мизерной зарплаты просто потому, что 18-летнему
парню сидеть у родителей на шее уже как-то не к
лицу. Пока это касается лишь ребят из
неблагополучных семей. Но много ли у нас в России
семей совершенно благополучных?... Вопрос
риторический.
В Федеративной Республике Германии каждая школа
подвластна только правительству своей земли.
Поэтому программы, правила и даже длительность
обучения в разных областях страны несколько
различны. Но, между прочим, Закон Божий является
обязательным предметом в большинстве школ.
Правда, с 14 лет школьник сам решает, изучать его
дальше или нет. Многие наши бывшие
соотечественники, столкнувшиеся с немецкой
системой образования, отмечали довольно слабый
(в сравнении с российским) уровень преподавания
предметов естественно-научного цикла, особенно
математики. Однако справедливости ради следует
заметить, что встречается и прямо
противоположное мнение. Некоторые из моих
знакомых полагают, что благодаря большому
количеству и превосходному качеству
демонстрационных материалов
естественно-научное образование в Германии
может быть даже более эффективным, чем в России,
если оценивать эффективность как сухой остаток
того, что остается в голове, после того как курс
прочитан и благополучно забыт.
В целом же, следует признать, за прошедшие 100 лет
пути германской и российской школ основательно
разошлись. И едва ли оправданно искать сближения
путем механического переноса их порядков на нашу
почву. Прежде всего потому, что и сами немцы, как
уже было сказано выше, не от всех своих порядков в
восторге. А во-вторых – отсутствие
цивилизованных механизмов компенсации
социального неравенства в виде всевозможных
грантов и стипендий неминуемо приведет к тому,
что школа станет одним из инструментов
социальной дискриминации малоимущих. Спору нет
– именно к этому ее последние десятилетия
активно подталкивают, но любой шаг, сделанный в
этом направлении, – это шаг в пропасть.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|