ПОВЕСТКА ДНЯ
Вся система – как на ладони
Министерство образования планирует
создать единую компьютерную сеть для управления
всеми учебными заведениями в России
Вскоре лексикон работников образования
наряду с ГИФО и ЕГЭ пополнится новой
аббревиатурой – ИАИС. Это “интегрированная
автоматизированная информационная система” в
сфере образования, которая, как сказано в
концепции, “предназначена для эффективного
управления отраслью на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях”. Она
призвана объединить министерство, органы
управления образованием, вузы, ссузы, ПТУ и школы
(а в более отдаленной перспективе и различные
федеральные ведомства) в единое информационное
пространство, которое строится по единому
стандарту.
О первых шагах по введению ИАИС шла речь на
первой в этом учебном году коллегии Министерства
образования.
Почему возникла необходимость в создании такой
системы? Образовательная отрасль отличается
масштабностью и территориальной разобщенностью:
это 140 тыс. образовательных учреждений всех
уровней, в которых обучаются свыше 38 млн человек,
что составляет более четверти всего населения
страны.
В нынешних условиях руководить такой системой
без опоры на новые информационные технологии уже
не представляется возможным: от оперативности
передачи информации зависит своевременное
принятие решений, а значит, эффективность и
качество управления.
Кроме финансовой деятельности планируется
автоматизировать управление целым рядом других
направлений. Это капитальное строительство,
научные исследования, материально-техническое и
информационное обеспечение,
внешнеэкономические связи и бухучет.
ИАИС должна обеспечивать передачу данных,
отчетов, классификаторов пользователям системы,
регистрацию вновь полученных документов,
автоматическую публикацию необходимых сведений
согласно установленному перечню. В перспективе у
всех образовательных учреждений появятся свои
сайты. Это необходимо не только для управленцев
всех уровней, но и для развития образовательной
статистики.
По убеждению руководства Министерства
образования, внедрение
ИАИС позволит решить целый ряд важнейших задач:
существенно сократить объем трудоемких и
рутинных операций, связанных с
документооборотом, повысить оперативность и
эффективность взаимодействия, управляемость
качеством обучения, контроль за экономическими и
материально-техническими ресурсами,
осуществлять прогнозные оценки развития
отрасли, гарантировать защиту интеллектуальной
собственности и даже... привлекать
дополнительные источники финансирования за счет
адресного и своевременного использования
имеющихся средств.
Какова техническая готовность образовательной
системы к включению в ИАИС?
Уровень информатизации отрасли, несмотря на
большую работу, проделанную в этом направлении
за последние два года, до сих пор характеризуется
как неудовлетворительный.
Вместе с тем ИАИС не создается на пустом месте: в
России действуют федеральная университетская
компьютерная сеть RUNNet, научно-образовательная
сеть Relarn IP, опорная сеть для нужд науки и высшей
школы RBNеt, но это пока еще первые шаги, не
обеспечивающие массового охвата миллионов
абонентов системы образования.
Около 30 млн рублей в следующем году в рамках
программы “Развитие единой информационной
образовательной среды” будет израсходовано на
создание инфраструктуры ИАИС в вузах.
Гораздо сложнее обстоят дела со школами, которые
находятся в ведении муниципальных органов
управления образованием. Виртуальную вертикаль
власти министерство – школы планируется
осуществлять через региональные центры
информации (РЦИ) на основе соответствующих
нормативных документов.
Однако темпы информатизации зависят не от
компьютерного парка и точек доступа в Интернет, а
от стремления людей, работающих в отрасли,
включиться в этот процесс. Если стремление
отсутствует – никакие деньги не помогут.
За примерами далеко ходить не надо: как
выяснилось на коллегии, будущее центральное ядро
ИАИС – Министерство образования – подвел именно
человеческий фактор. По свидетельству
начальника Управления информационных
технологий в образовании Александра Полякова,
все подразделения ведомства оснащены
компьютерами (их закупки будут продолжены),
имеются точки доступа в Интернет (их число будет
увеличиваться), а вот эффективность
использования имеющихся ресурсов в одном из
зданий на Чистых прудах – всего 13%.
В министерстве не созданы локальные сети, не
развиты сервисные службы, а управление
экономики, которое руководит расходованием
миллиардов бюджетных средств, имеет устаревшее
программное обеспечение, которое, по признанию
заместителя министра, а в недавнем прошлом
руководителя этого управления Юрия Шленова,
“держится на честном слове”.
Поэтому первым шагом в осуществлении всеобщей
автоматизации станет обучение полноценному
использованию компьютера сотрудников самого
Министерства образования.
По официальным данным
В прошлом году более 30 тысяч сельских
школ были оснащены компьютерами и электронными
учебными пособиями. В этом году планируется
обеспечить еще 11 тысяч городских и поселковых
общеобразовательных учреждений.
На сегодня 10,3% российских школ получили
доступ в Интернет. К лету следующего года их
число должно возрасти до 31%.
23% школ имеют локальную компьютерную
сеть. К концу учебного года этот показатель
планируется увеличить вдвое. Не остаются в
стороне региональные и муниципальные органы
управления образованием – 48% имеют доступ в
глобальную Сеть, а к концу учебного года этот
показатель увеличится еще на 36%.
Финансирование информатизации
осуществляется из самых разных источников.
Например, компьютеризация городских школ идет по
отработанной в прошлом году схеме: 40% (1 млрд
рублей) выделяет федеральный бюджет через
федеральную целевую программу “Развитие единой
информационной образовательной среды”, 60% (1,3
млрд рублей) – территории. Часть займа Мирового
банка планируется израсходовать на
компьютеризацию и подключение к Интернету
районных управлений образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|