ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт – ошибка, в которой стыдно
признаться
А скоро будет еще и поздно
В плену утопии
С.Л.Соловейчик называл одной из самых
главных опасностей для школы утопии, в плену
которых оказывается не только учительство или
руководство, но прежде всего – общественное
мнение. Ситуация со стандартом в образовании
сегодня нам представляется как раз такой
утопической. Действительно, многим гражданам
кажется: если разработан законопроект, если
истрачены миллионы долларов, если этим
занимаются столько лет правительство, и Дума, и
наука, и регионы, значит, дело важное? Иначе зачем?
Но в нашей истории и даже уже в нашей жизни так
нередко было: и коллективизацию проводили, и
кукурузу выращивали, и трудовые подвиги на
целине совершали, и на чужой афганской
территории малой кровью врагов побеждали, и
потом оказывалось, что все это были утопии. Так
бывает, что совершаются ошибки, в которых даже
признаться стыдно.
С нашей точки зрения, тот подход, который сегодня
реализуется в законопроекте о стандарте, в самом
понимании стандарта как минимального содержания
учебных предметов и узаконивания требований к
ребенку заключена такая ошибка, в которой теперь
инициаторам даже признаться стыдно.
С другой стороны, если бы нашелся мужественный
человек, глубоко вовлеченный в работу по
продвижению идеи стандарта, который бы именно
сейчас, когда возникла реальная опасность
погружения в эту утопию миллионов школьников,
учителей и десятков тысяч школ, и признал, что это
ошибка… Если бы нашелся хоть один герой из
авторов этого подхода и сказал:
– Я знаю это дело не со стороны, я проделал весь
путь, вплоть до разработки самой последней, самой
современной версии стандарта и теперь вынужден
заявить: введение государственного
образовательного стандарта сегодня в российской
школе – это ошибка.
Скажут:
– Были такие герои и во время коллективизации,
освоения целины и афганской авантюры – но их
никто не услышал, их просто уничтожили …
Правильно, и герои были, и они стали жертвами.
Но если и сегодня все так, и сегодня люди боятся
встать против утопии – что же изменилось в нашем
обществе за эти годы?
История вопроса
Очень кратко напомним суть дела.
Все началось с того, что в 43-ю статью Конституции
внесли положение о том, что Российская Федерация
устанавливает государственные образовательные
стандарты.
Имя героя неизвестно, но сам по себе этот факт ни
о чем не говорит, потому что расшифровки термина
тогда еще не было.
Но в 1992 году был принят Закон РФ “Об
образовании”, в котором впервые в истории
российской школы было определено понятие
государственного образовательного стандарта –
в статье 7. Стандартом объявлялись максимальная
нагрузка на ученика, минимальное содержание
образования и требования к выпускнику. Автор
этой трактовки также неизвестен.
В том же году Министерство образования и
профильный комитет Верховного совета РФ приняли
решение о разработке временного стандарта –
обратим внимание на этот факт: в 1992 году было
принято решение о разработке временного
стандарта. Здравомыслящие эксперты, понимающие
всю абсурдность и неэффективность введения
разработанного сегодня стандарта, предлагают
именно его считать временным. Но если десять лет
понадобилось на разработку этого “временного”
– сколько же лет понадобится для смены его на
другой, постоянный? Да и найдутся ли специалисты,
которые рискнут еще раз дать вовлечь себя в
такого рода авантюру?
Итак, в 1992 году началась разработка стандартов, а
уже через год Министерство образования приняло
временный Базисный учебный план и стандарты по
учебным предметам как ориентиры для создания
учебников и массовой апробации. И только в
феврале 1994 года правительство объявило конкурс
на разработку проекта федерального компонента
стандартов. В апреле 1996 года группе под
руководством В.Леднева и М.Рыжакова, победившей в
конкурсе, поручили разработку законопроекта о
стандартах, который и был внесен в 1997 году в Думу.
Правда, перед этим произошло еще одно событие: в
декабре 1996 года коллегия Министерства
образования одобрила другой вариант
законопроекта, разработанный альтернативной
группой авторов под руководством А.Асмолова.
После четырех лет поиска компромиссов, после
того как в авторство включились и политические
партии, например “Яблоко”, в 2001 году
объединенный проект внесен снова в Думу, на
весенней сессии 2002 года закон прошел первое
чтение.
И теперь ведомство и авторы законопроекта
надеются до конца этого года принять
многострадальный закон в третьем чтении и
направить в Совет Федерации.
А параллельно была принята поправка в Закон “Об
образовании”, согласно которой сам стандарт
утверждается не Думой, а правительством, то есть
фактически – ведомством. При этом главным
аргументом было то, что не депутатское это дело –
решать, сколько часов на физику или литературу
надо отводить и какую тему по биологии
утверждать.
Однако возникает вопрос: а для министров это
посильно? Известная дискуссия по учебникам
истории на заседании правительства показала, что
это самый эффективный способ дискредитировать
правительство в глазах граждан. Конкурировать
может только Госсовет, выполняющий роль критиков
творчества детского поэта Григория Остера.
Таким образом, вся история развития
стандартизации в России – это мучительный поиск
выхода из ситуации абсурда.
Наши разногласия
Есть масса содержательных оснований, по
которым мы не можем согласиться с предложенным
вариантом самой методологии стандартов.
Разберем только два из них.
Первое: сведение предметности образования к
материалу учебных предметов.
Второе: утверждение, что возможность получения
качественного образования может гарантировать
только и исключительно государство.
Пожалуй, это два основных расхождения, из-за
которых мы считаем, что введение стандарта
приведет к ужесточению карательного характера
контроля качества обучения, резкой перегрузке
учеников, выхолащиванию самой
культурообразующей сути школы и к другим
негативным последствиям.
Авторы стандарта считают, что ядром общего
образования является “общий для всех набор
базовых учебных предметов”. Этот набор
обусловлен “общей структурой деятельности
человека и структурой объекта изучения”. А
поскольку и то и другое объективно, то…
содержание образования представлено неизменным
и общим для всех набором учебных предметов.
Конечно, содержание образования определяется
деятельностью человека – это очевидное и почти
банальное утверждение. Конечно, личностные цели,
смыслы и значения человеческой деятельности
лежат в основе построения им его образа мира,
культуры, истории и так далее. Но как связаны
между собой основания человеческой деятельности
и макеты научного представления о мире – учебные
предметы?
В этом-то и проблема, что структура деятельности
не совпадает с набором учебных предметов. Даже
наоборот: деление содержания на учебные предметы
противоречит содержанию и соответственно
структуре деятельности.
Поэтому, выбрав в качестве ядра содержания
образования сегодня, в XXI веке, набор учебных
предметов – назвав его почему-то базовым, как
будто есть предметность базовая (это что –
математика?) и периферийная (а это что – музыка
или литература?), мы возвращаемся в XVII век, когда
подобным способом преодолевалась схоластика
становящегося научного мировоззрения. Но мы-то в
другом тысячелетии, и задача другая –
преодоление кризиса как раз научного
мировоззрения как доминирующего над
общегуманитарным видением мира.
Но самое главное – учебный предмет занимает
настолько прочные позиции в массовой практике,
что закреплять его законодательно нет
необходимости. Стандартизировать этот подход –
все равно что издавать специальный закон о том,
что вегетарианцам запрещается есть мясо, а все
остальные обязаны быть вегетарианцами.
Но во-первых, вегетарианцы и так мясного не едят,
а во-вторых, почему все должны быть как они?
Второе расхождение еще серьезнее – это вопрос о
роли государства в образовании.
Еще в конце 80-х годов прошлого века, на волне
общественно-педагогического движения в СССР,
поднялось большое количество талантливых
учителей, директоров школ и ученых, для которых
образовательная самостоятельность и ориентация
на потребности граждан, а не только на волю
государства были важным основанием реформы
школы. Но прошло не так много лет – всего лишь 10–15,
и многие выдвиженцы-общественники стали (а кто-то
до сих пор является) вполне респектабельными
представителями официального образовательного
истеблишмента: от советника министра до
чиновника-международника…
И стандарт уже объявляется формой общественного
договора, хотя на самом деле происходит простая
подмена, поскольку саму возможность получения
качественного образования предполагается
делегировать исключительно государству, которое
таким образом остается монополистом в
определении образовательных отношений. А для
граждан школа, по сути, становится
олицетворением государства.
В качестве же объекта жесткого карательного
надзора оказывается ребенок – именно ему в
стандарте предъявляются требования, как к
продукту или товару.
Еще более абсурдной формула монополии
государства в образовании выглядит в экономике
школы: ведь формально школа в России не
государственная, а муниципальная, то есть на
самом деле она принадлежит местному сообществу,
и именно поэтому не государственный стандарт, а
учредительный договор между школой и
муниципалитетом и есть реальный общественно-образовательный
договор. А если у муниципалитета нет ресурсов для
выполнения своих обязательств перед гражданами
и школой, то любая другая форма соглашения,
особенно такая силовая, как стандарт, лишь
препятствует развитию гражданских отношений.
Таким образом, мы считаем, что фиксировать
учебный предмет в виде стандарта по крайней мере
ошибочно.
Государство должно в первую очередь взять на
себя обязательства по обеспечению минимального
набора условий образовательной деятельности.
Поэтому нужен сегодня не государственный
образовательный стандарт, а стандарт на условия
деятельности школы. Государственный.
А решение о стандартизации требований к
выпускнику признать ошибочным и внести
соответствующую поправку в 7-ю статью Закона “Об
образовании”. Пока не поздно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|