КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
На велосипеде в другую Галактику
“Инопланетянин” снова в прокате
Так получилось, что в наш кинопрокат
одновременно вышли два фильма Стивена Спилберга.
Новый фантастический триллер «Особое мнение»
рассказывает о мире будущего, где существует
своеобразная система предотвращения
преступлений. Но эта картина неизбежно
проигрывает в сравнении с успевшей стать
классикой мирового кино
философско-фантастической сказкой «Е.Т.,
Инопланетянин» (у нас просто «Инопланетянин»).
Она была вновь выпущена к своему 20-летию, причем
Спилберг подготовил версию с оцифрованным
звуком и добавленными спецэффектами, но сделал
это так тонко, что зрители, некогда полюбившие
эту ленту, даже и не заметили особых изменений.
Единственное, что Спилберг демонстративно изъял
из фильма, – это оружие в руках полицейских и
спецагентов, которые преследуют ребят, мчащихся
на велосипедах, чтобы увезти инопланетное
создание на лесную поляну, откуда тот будет
наконец-то забран прилетевшим за ним
звездолетом. Режиссер, ставший за это время отцом
шестерых детей – своих и приемных, хотел
окончательно превратить свою картину в добрую
фантазию, где ничто не угрожает дружбе детей и
Е.Т. и уже не может быть никаких сомнений, что он
вернется на свою далекую.
Между прочим, «Инопланетянин» появился в России
в тот момент, когда стало известно о некоем
странном существе в городе Кыштым в Челябинской
области, которого прозвали Алешенькой-хорошим.
Его подобрала одинокая пожилая женщина,
обихаживала, пока не попала в больницу, а в ее
отсутствие Алешенька умер от голода. И теперь
японцы, считающие, что это был инопланетянин,
готовы отдать большие деньги за мумию
«кыштымского феномена».
Дело вовсе не в том, являлся ли Алешенька-хороший
отставшим от своих собратьев пришельцем, подобно
спилберговскому Е.Т., или же плодом губительных
мутаций, вполне возможных в экологически
неблагополучном районе. Просто подлинная
реальность с большей очевидностью подчеркнула
иллюзорность и прекраснодушие создателя
«Инопланетянина», не только верящего в «близкие
контакты третьего вида», но и наивно, по-детски,
сказочно убежденного, что доброта спасет мир и
никакое создание, будь то Е.Т. или Алешенька из
Кыштыма, не пострадает от человеческой
безучастности.
Кстати, стоит обратить внимание в картине на то,
что беззащитного Е.Т. спас десятилетний мальчик
Эллиот, в английском имени которого начальной и
последней буквами являются Е и Т. Такая мелкая
деталь позволяет лучше понять близкую Стивену
Спилбергу идею о единстве человека и космоса,
необходимости контакта и понимания по отношению
к инопланетному «двойнику», как бы ни был он
внешне не похож и на первый взгляд страшен и
неприятен. Спилберг снял великолепную
фантастическую сказку, ее можно считать
продолжением его более научно-фантастической
ленты «Близкие контакты третьего вида».
В «Инопланетянине» жанр фантазии, действие
которой развертывается в Калифорнии, в городке с
комфортабельными коттеджами, когда удивительное
и невероятное существуют буквально рядом, стал
благодаря Стивену Спилбергу настоящей
программой для суперзрелищного кино. Лидер этого
направления открыл целый материк Неизведанного,
и его не стоит искать в космических далях. Наш мир
полон собственных тайн и загадок, уже за порогом
дома могут подстерегать увлекательные и
странные приключения, и в самом доме, вероятно,
таится нечто необъяснимое. Спилберг придумал
современную сказку, но по-старому добрую, даже
сентиментальную и трогательную до слез.
Блеск визуальных и звуковых эффектов (за то и
другое – премии «Оскар»), изобретательная
режиссерская выдумка, мощь величественной
музыки Джона Уильямса (еще один «Оскар» в
коллекции маэстро, верного спутника Стивена
Спилберга) призваны увлечь зрителей разного
уровня и возраста, сделать зрелище занимательным
и незабываемым. И все же беспрецедентному успеху
подлинного «фильма для всех» (до 1997 года, когда
повторно были выпущены «Звездные войны»,
«Инопланетянин» возглавлял список рекордсменов,
а стоил лишь 10,5 млн долларов!) в немалой степени
способствовало другое.
Прежде всего это гуманистический пафос
поведанной истории, планетарный или вообще
межпланетный призыв к доверию и любви ко всему
сущему, на что пока инстинктивно способны только
дети. Также важна тема родного дома, которая
представлена ностальгически (словно
воспоминание о собственном детстве), патетически
(ведь Е.Т. мечтает вернуться на свою планету) или
иронически (вид маскарадного Йоды, известного
героя из «Звездных войн», вызывает у
инопланетянина грустный возглас: «Дом!»). Простые
сказки, пусть и в сверхновой, супертехничной
упаковке, всегда мудры. Хотя и остаются часто
лишь благими пожеланиями, которыми, как известно,
вымощена дорога в ад.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|