Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

На велосипеде в другую Галактику

“Инопланетянин” снова в прокате

Так получилось, что в наш кинопрокат одновременно вышли два фильма Стивена Спилберга. Новый фантастический триллер «Особое мнение» рассказывает о мире будущего, где существует своеобразная система предотвращения преступлений. Но эта картина неизбежно проигрывает в сравнении с успевшей стать классикой мирового кино философско-фантастической сказкой «Е.Т., Инопланетянин» (у нас просто «Инопланетянин»).
Она была вновь выпущена к своему 20-летию, причем Спилберг подготовил версию с оцифрованным звуком и добавленными спецэффектами, но сделал это так тонко, что зрители, некогда полюбившие эту ленту, даже и не заметили особых изменений. Единственное, что Спилберг демонстративно изъял из фильма, – это оружие в руках полицейских и спецагентов, которые преследуют ребят, мчащихся на велосипедах, чтобы увезти инопланетное создание на лесную поляну, откуда тот будет наконец-то забран прилетевшим за ним звездолетом. Режиссер, ставший за это время отцом шестерых детей – своих и приемных, хотел окончательно превратить свою картину в добрую фантазию, где ничто не угрожает дружбе детей и Е.Т. и уже не может быть никаких сомнений, что он вернется на свою далекую.
Между прочим, «Инопланетянин» появился в России в тот момент, когда стало известно о некоем странном существе в городе Кыштым в Челябинской области, которого прозвали Алешенькой-хорошим. Его подобрала одинокая пожилая женщина, обихаживала, пока не попала в больницу, а в ее отсутствие Алешенька умер от голода. И теперь японцы, считающие, что это был инопланетянин, готовы отдать большие деньги за мумию «кыштымского феномена».
Дело вовсе не в том, являлся ли Алешенька-хороший отставшим от своих собратьев пришельцем, подобно спилберговскому Е.Т., или же плодом губительных мутаций, вполне возможных в экологически неблагополучном районе. Просто подлинная реальность с большей очевидностью подчеркнула иллюзорность и прекраснодушие создателя «Инопланетянина», не только верящего в «близкие контакты третьего вида», но и наивно, по-детски, сказочно убежденного, что доброта спасет мир и никакое создание, будь то Е.Т. или Алешенька из Кыштыма, не пострадает от человеческой безучастности.
Кстати, стоит обратить внимание в картине на то, что беззащитного Е.Т. спас десятилетний мальчик Эллиот, в английском имени которого начальной и последней буквами являются Е и Т. Такая мелкая деталь позволяет лучше понять близкую Стивену Спилбергу идею о единстве человека и космоса, необходимости контакта и понимания по отношению к инопланетному «двойнику», как бы ни был он внешне не похож и на первый взгляд страшен и неприятен. Спилберг снял великолепную фантастическую сказку, ее можно считать продолжением его более научно-фантастической ленты «Близкие контакты третьего вида».
В «Инопланетянине» жанр фантазии, действие которой развертывается в Калифорнии, в городке с комфортабельными коттеджами, когда удивительное и невероятное существуют буквально рядом, стал благодаря Стивену Спилбергу настоящей программой для суперзрелищного кино. Лидер этого направления открыл целый материк Неизведанного, и его не стоит искать в космических далях. Наш мир полон собственных тайн и загадок, уже за порогом дома могут подстерегать увлекательные и странные приключения, и в самом доме, вероятно, таится нечто необъяснимое. Спилберг придумал современную сказку, но по-старому добрую, даже сентиментальную и трогательную до слез.
Блеск визуальных и звуковых эффектов (за то и другое – премии «Оскар»), изобретательная режиссерская выдумка, мощь величественной музыки Джона Уильямса (еще один «Оскар» в коллекции маэстро, верного спутника Стивена Спилберга) призваны увлечь зрителей разного уровня и возраста, сделать зрелище занимательным и незабываемым. И все же беспрецедентному успеху подлинного «фильма для всех» (до 1997 года, когда повторно были выпущены «Звездные войны», «Инопланетянин» возглавлял список рекордсменов, а стоил лишь 10,5 млн долларов!) в немалой степени способствовало другое.
Прежде всего это гуманистический пафос поведанной истории, планетарный или вообще межпланетный призыв к доверию и любви ко всему сущему, на что пока инстинктивно способны только дети. Также важна тема родного дома, которая представлена ностальгически (словно воспоминание о собственном детстве), патетически (ведь Е.Т. мечтает вернуться на свою планету) или иронически (вид маскарадного Йоды, известного героя из «Звездных войн», вызывает у инопланетянина грустный возглас: «Дом!»). Простые сказки, пусть и в сверхновой, супертехничной упаковке, всегда мудры. Хотя и остаются часто лишь благими пожеланиями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru