ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Ольга ЗДРАВОМЫСЛОВА,
кандидат философских наук;
Ирина ШУРЫГИНА
Выжить или преуспеть?
Стратегия будущей жизни, намечаемая
для себя старшеклассниками, зависит от доходов и
образования их родителей
Исследователи давно уже пишут, что
население современной России в основном
демонстрирует стратегию не “достижительскую”,
а состоящую в нескончаемой борьбе за то, чтобы не
остаться без средств к существованию. Между тем,
как известно, одна из главных идей
нетрадиционного общества именно идея
достижения, предполагающая расширение границ
жизненного выбора и устремленность к личному
успеху. От всех других возрастных групп в России
в этом отношении, по многочисленным
исследованиям, резко отличается учащаяся
молодежь, ориентированная как раз не столько на
стратегию выживания, сколько на ценности
достижения.
Однако рыночные отношения в стране
действительно развиваются и укореняются – и по
мере этого растет значение такого недавно не
столь важного фактора, как социальный капитал
семьи. Чем дальше, тем больше он определяет не
только уровень притязаний молодых людей, их
жизненные стратегии и отношение к успеху, но и их
мироощущение.
Самые распространенные сегодня – три стратегии
жизни, на одну из которых, как правило, и
ориентируются выходцы из разных социальных
слоев и групп общества. Первая включает в себя
высшее образование, “интеллигентную” работу по
специальности при достаточно низком уровне
доходов. Другая модель будущего основана на
представлениях об успехе, сравнимых с
американской мечтой о беспредельных
возможностях личности. Ядро этих представлений
– большие деньги, а символ успеха – собственное
дело. Третья модель успеха – высокооплачиваемый
профессионал: хорошее образование, хорошая
профессия, хорошие деньги. С этой моделью чаще
всего ассоциируется образ юриста (или
экономиста), знающего свое дело, специалиста,
работающего в крупной фирме. Для молодых людей,
выбирающих именно эту жизненную стратегию,
большое значение имеют хорошо устроенная
частная жизнь и комфорт, деньги же для них менее
значимы, чем для тех, кто предпочел роль
“предпринимателя”.
Старшеклассников Москвы и Иванова, принявших
участие в исследовании, мы разбили на четыре
группы в зависимости от материального положения
семей и образования родителей. Материальное
положение своей семьи оценивали сами
девятиклассники.
Зачем, по вашему мнению, люди стремятся
получить высшее образование?
(Опрос Фонда “Общественное мнение”, 2001 год, в % от
числа опрошенных по России)
В первую группу вошли дети из бедных
семей, родители которых не имели высшего
образования. Во вторую – малообеспеченные
старшеклассники, имевшие родителей с высшим
образованием. Это, собственно, и были “новые
бедные”. Третья объединила подростков,
обеспеченных выше среднего уровня, родители
которых не имели высшего образования. Последняя,
четвертая группа – подростки из хорошо
обеспеченных семей с родителями, имеющими высшее
образование.
Как вы оцениваете перспективы своего
трудоустройства после окончания вуза?
(Опрос студентов Ростовского государственного
университета, 2001 год; в %)
Прежде всего опрос зафиксировал явно
завышенные притязания подростков: высшее
образование хотят иметь 67% из них, свое дело – 54,7%,
доход выше среднего уровня (от 1000 долларов) – 27,6%;
наконец, претендуют в будущем на роль
руководителя высшего или среднего звена 16%
подростков.
Сразу обнаружилось, что подростки из
обеспеченных семей имеют самый высокий уровень
притязаний на то, чтобы стать владельцем
собственного дела (66%) или занять руководящие
посты (каждый четвертый). Дети из образованных
семей в наибольшей степени претендуют на
получение высшего образования (79%). Отсутствие
денег у родителей заметно снижает притязания
детей на свое дело (51%) и высокие доходы (16%), а
отсутствие высшего образования у родителей –
уровень притязаний на образование (60%) и карьеру
(9%). Характерно вот что: почти четверть выходцев
из бедных семей готовы удовлетвориться доходами
ниже среднего уровня.
Интересно, что только соединение двух семейных
ресурсов – высокие доходы семьи и высшее
образование родителей – формирует более или
менее значительные притязания на руководящие
должности в будущем; это сочетание дает и самые
большие притязания на высокие доходы. Желание
получить высшее образование связано только с
одним – образованием родителей и практически не
зависит от обеспеченности семьи.
Насколько верят подростки в реальность
собственных притязаний?
Картина все та же: девятиклассники из бедных
семей с низким образовательным статусом в
наименьшей степени уверены, что их скромные
планы на будущее осуществятся. Напротив, у
подростков из четвертой группы (состоятельные
образованные семьи) не только наивысший уровень
притязаний, но и наибольшая уверенность в том,
что все так и будет.
На что и на кого рассчитывают старшеклассники в
осуществлении своих планов? Как выясняется,
прежде всего – именно на потенциал семьи. Так,
чем больше в группе подростков, полагающих, что
родители могут помочь им начать свое дело, тем
большая часть их хотела бы его начать и верит в
осуществимость этого в самом недалеком будущем.
То же самое и с образованием. Как заявили
социологам в семьях, находящихся за чертой
бедности, образованные матери готовы активно
использовать все свои возможности, чтобы их дети
получили высшее образование. А матери из бедных
семей без достаточного образования считают, что
поступить в институт можно только с помощью
больших денег и никак иначе. Поэтому отсутствие
денег в семье практически означает, что у их
детей нет никаких шансов получить диплом.
Готовы ли подростки взять на себя
ответственность за свою жизнь? Отвечая на вопрос,
согласны ли они с утверждением: “Человек сам
хозяин своей судьбы” – дети из образованных
семей говорили наиболее определенно (“да” или
“нет”, меньше всего ответов – “не знаю”), а из
семей обеспеченных – с наибольшей уверенностью
в собственной ответственности за свою судьбу
(среди малообеспеченных подростков значительно
больше тех, кто с этим утверждением не согласен).
Ситуация выглядит парадоксально: чем больше
подростки рассчитывают на помощь семьи, тем
больше среди них согласных с тем, что человек сам
делает свою судьбу. Видимо, эта уверенность
нуждается в надежном тыле.
Итак, в России уже существует значительный слой
людей, для которых бедность означает не просто
недостаток материальных средств, как это было
сначала, но и сужение жизненных шансов для детей.
Так бедность закрепляется в следующем поколении.
От выпадения значительных масс людей в
устойчиво, безвыходно бедные слои и формирования
особой культуры бедности современное российское
общество отделяет очень тонкая черта. По сути,
это вопрос времени.
Замедляется этот процесс только высоким уровнем
образования и профессиональной квалификации
“новых бедных” и сильной ориентацией на высшее
образование у их детей. Консервация бедности
среди специалистов с высшим образованием может
привести к тому, что в России зародится и
разовьется принципиально новый вид бедности –
культура бедности образованных людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|