Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Александр ФИЛИППОВ

Двенадцатый этаж девятиэтажного дома

Высшее образование – лифт социальной мобильности, путь наверх. Но лифты часто ломаются. Особенно у нас

По идее современное социальное государство не только прилагает усилия, чтобы обеспечить всех граждан минимумом доходов и социальных благ, но и стремится создать для них равенство шансов на социальное продвижение. Для этого существуют лифты социальной мобильности – армия, церковь и, конечно, образование. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую ответственную работу, какого бы происхождения он ни был. Вот почему проблема социальной справедливости и политического равенства становится проблемой равенства шансов в области образования.
Разве повседневный опыт не демонстрирует нам множества чудесных случаев восхождения по социальной лестнице?
Можно было бы заметить, что далеко не все рабочие места предполагают хотя бы серьезный уровень общего или специального образования... На это можно получить контраргумент: нельзя жить сегодняшним днем, сегодняшним состоянием экономики и производства. Предполагается, что давление образованной массы может вызвать движение лишь в одном направлении: к еще большему прогрессу. Это, конечно, весьма сомнительно. Вот классический пример, который некогда приводил один из самых влиятельных в прошлые годы исследователей проблем образования Филип Кумбс. В развивающихся странах, импортировавших элитарные образовательные структуры из развитых стран Запада, возникла специфическая коллизия: новая система образования готовила кадры для правительственных учреждений и небольшого сектора городской модернизированной экономики. Но при этом ничего не было сделано для огромного сельского сектора, где проживало большинство населения, более того, наиболее способные его представители, талантливые и амбициозные молодые люди, потенциальные лидеры, были перетянуты в города, что только ухудшило общее состояние.
Конечно, так или иначе все как-то устраивается. Если обществу действительно не хватает всесторонне развитых или хотя бы хорошо, добротно образованных людей, оно находит возможность не только поощрить развитие талантов, но и канализировать это развитие в нужном направлении. Так появляется, например, система поиска талантов, олимпиад, спецшкол и прочего.
Производство специалистов – это не просто трансляция знаний, умений, даже социальных ценностей, но и воспроизводство определенного уровня социальных притязаний – на социальный статус, доход, карьерные перспективы. С течением времени уже не один только статус вожделенной профессии, но и само наличие достаточного количества рабочих мест становится проблемой. В конце концов врачи, учителя, инженеры и научные сотрудники превращаются в коммерсантов, гувернанток, домработниц и т.д.
Решена ли проблема? По видимости – решена. По существу – нарушается механизм социализации, под вопросом оказываются основные ценности общества, реализацию, а не отмену которых декларирует каждый следующий политик, стремящийся к власти. Экономика, намертво привязанная к социальному государству, перестает работать, и для ее реформирования, как предполагается, следует произвести деструкцию социального государства. Но полная и внятная деструкция социального государства невозможна по политическим причинам. Можно было бы сказать, что катастрофа еще впереди, но скорее всего катастрофы не будет, будет усугубляться разрыв между декларированными обязательствами государства и реальными тенденциями.
Казалось бы, что за беда, если будущая продавщица придорожного ларька не узнает формул органической химии? Но нет – мысль о равенстве шансов извлекать квадратный корень оказывается сильнее прочих соображений.
Конечно, знаменитый консерватизм образования благодетелен, и чем дольше молодой человек пребывает в стенах учебных заведений, тем больше шансов, что он покинет его лояльным гражданином. Но так случается в хорошее время в хорошем месте, пока образование предстает (как это было, например, в Америке во время Великой депрессии) как островок вожделенной стабильности, а не как бастион неравенства и отчуждения (там же, но уже спустя почти сорок лет).
Кроме того, образование позволяет выходцам из низших слоев общества рассчитывать на личный, а не групповой успех, что, в свою очередь, препятствует групповой солидарности таких слоев и понижает потенциал конфликта, который накапливается в обществе с окостеневшей социальной структурой. Но и это также удается только в хорошее время и в хорошем месте, потому что выходцы из низших слоев – а равным образом и из высших – то и дело платят обществу черной неблагодарностью, рассматривая полученное ими образования не как справедливое подтверждение своих дарований, но как ресурс в политической борьбе за социальную справедливость.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru