ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Многое, что сегодня впервые
осознается как серьезная проблема, было таковым
и раньше. Еще тридцать лет назад мы взахлеб
спорили о том, зачем нашей стране такое дикое
количество инженеров, почему падает престиж и
уровень подготовки врачей и учителей и сколько
вообще нам нужно людей с высшим образованием.
Но тогда все наши соображения и рекомендации
специалистов адресовались правительству,
которое одно могло повлиять на число учебных и
рабочих мест того или иного уровня и качества в
стране. Теперь все то же самое адресуется прежде
всего молодому человеку, выбирающему путь после
школы, и его семье, влияющей на этот выбор.
Конечно, само поступление (или не поступление) и
раньше было личным делом каждого; но слишком
часто выбор был пассивным, “избегающим”
(помните известное присловье: “девицам – в пед, в
мед или замуж”). Конечно, и сейчас этот выбор
слишком часто оказывается вынужденным (или
кажется таковым): нет денег для поступления и
учебы в ведущем вузе страны, уровень школьной
подготовки все сильнее разнится в разных школах
даже одного города, не говоря уж о школах
городских и сельских, и так далее, и так далее.
Но знаете, и в том и в другом случае конечное
слово принадлежит, как мне кажется, не
государству, не отдельной личности, а обществу. И
прежде, и сейчас оно определяет статус и
удерживает престиж высшего образования, не
дававшего до последнего времени на самом деле
своим обладателям в большинстве случаев ни
денег, ни льгот, кроме весьма проблематичной
возможности выйти в конце концов в начальники.
Именно к обществу и обращен разоблачительный
пафос Александра Филиппова: пора расставаться с
утопиями всеобщего высшего образования, с его
сверхценностью, пора взрослеть и учиться трезво
взвешивать свои шансы на рынке труда.
А я ни тогда, ни теперь не могу определенно
отвергнуть эти утопии и ценности. Хотя
и настаивать на них вряд ли смогу.
Идея образования-во-что-бы-то-ни-стало, как и идея
науки, материальное основание себе находила в
принципе избыточности. Мы знаем, что нам не нужно
столько инженеров, но чем их больше, тем больше
“выпадет в осадок” хороших, настоящих. Известно,
что тьма научных работников пускают
государственные деньги на ветер. Но среди ста
бездельников всегда найдется один талантливый
сумасшедший, который с лихвой окупит содержание
этих ста. Конечно, такого не может себе позволить
ни одно государство, правительство которого не
властно безраздельно над всеми ресурсами и не
может содержать своих граждан в нищете,
оплачивая все эти излишества. (Кстати, что там
пишут О.Здравомыслова и И.Шурыгина о культуре
бедных образованных людей, которая складывается
на наших глазах?! Да мы создали эту культуру много
десятилетий назад!
И именно в рамках социального/социалистического
государства.) И конечно, все это было
сверхнеэффективно, и в конце концов эта система
должна была рухнуть под собственной тяжестью –
что она и сделала.
Когда спорят, что лучше – самим делать плохие
автомашины или покупать за рубежом хорошие, речь
идет о вещах серьезных, но все-таки сугубо
прагматичных. Когда спорят о высшем образовании,
речь идет о смысле жизни и о месте в ней
образования. Хотим мы того или нет, образование
вообще – одна из базовых ценностей современной
культуры, часть ее ядра, и любые попытки
поставить ее под сомнение вызывают резкую
эмоциональную реакцию. Что, конечно, мешает
подумать. Так о чем все-таки идет речь – об
образовании вообще или об образовании сугубо
специальном и удостоверенном бумажкой с
печатями?
Почему средняя школа с таким упорством
продолжает поклоняться одному кумиру – высшему
образованию? Мне кажется, я догадываюсь об одной
из причин: поступление в вуз – единственный
бесспорный и легко проверяемый критерий
успешной работы.
И система в страхе перед саморазрушением
цепляется за него, чтобы сохранить внутренний
смысл и самодисциплину. Хотя любой хороший
учитель понимает все издержки, которые несет за
это общество и его ученики в частности И все-таки
излишек образования лучше, чем его недостаток.
Разумеется, мешочничать или стоять за прилавком
на оптовом рынке человеку с высшим образованием
тяжело. Но вот исследование судьбы мигрантов из
бывших братских республик показывает: загнанные
в угол, без жилья, работы, с детьми и стариками на
руках, они не слишком задерживаются за
прилавками. И именно высшее образование
почему-то обязательно способствует их успеху,
хотя, разумеется, лишь единицы устраиваются в
конце концов на работу по специальности.
Они что-то такое придумывают, чтобы встать на
ноги. Прежде всего, конечно, потому, что твердо
знают: они могут рассчитывать только на самих
себя и больше ни на кого. Но, как выясняется, еще и
потому, что в свое время они просто научились
думать, искать, анализировать информацию и
делать выводы.
Может быть, это тоже излишество, только на этот
раз в личной судьбе: получить высшее образование
лишь для того, чтобы “расширить кругозор” и
научиться работать с информацией? Конечно, в
принципе этому могли бы научить и в хорошей
средней школе. Но так или иначе, в действительно
трудных ситуациях успех напрямую связан с высшим
образованием.
И мне нравится, что в семейном капитале
современности рядом с деньгами и связями стоит
высшее образование. Что именно на него
рассчитывают “новые бедные”, чтобы
“выдернуть” своих детей из нынешнего положения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|