РЕЖИССУРА УРОКА
ЭСТАФЕТА УЧИТЕЛЬСКИХ УДИВЛЕНИЙ
Известно, что Станиславский нередко
прерывал свои репетиции знаменитой фразой: «Не
верю!».
А чем, дорогие учителя, вы хуже? Что вам мешает,
читая сегодняшние материалы, время от времени
мысленно произносить эту фразу? И действительно,
разве может быть универсальное средство от всех
учительских проблем? Ведь таблетка от всех
болезней – это чистой воды шарлатанство! И какой
нормальный учитель поверит в то, что есть некая
универсальная режиссура урока, которая чудесным
образом избавит его от любой головной боли (ведь
и открытый урок, и погружение в занудную тему, не
говоря уж об очередном уроке в классе коррекции,
– это ж для учителя сплошная головная боль!).
Но вот читаешь ваши письма – и выходит, что такая
палочка-выручалочка есть. И она безотказно
помогает педагогу и в старших классах, и в
начальной школе, и в детском саду. И годится она
для работы как со слабыми учениками, так и с
сильными.
Станиславский изо всех сил стремился к правде
жизни на сцене. Он произносил из зала свое
сакраментальное «Не верю!», когда видел
актерский наигрыш. Но в ваших письмах – никакого
наигрыша. В них столько подробностей, столько
этой самой правды жизни, что Станиславский,
попадись ваши письма ему в руки, пожалуй,
прикусил бы язычок. И, как тот отпетый двоечник из
поселка Черемухово (напомним, что Станиславский
в свое время был отчислен из второго класса
гимназии за неуспеваемость), воскликнул бы:
«Давайте такую фигню делать каждый урок!»
Светлана ПЫРЬЕВА,
учитель математики
г. Курган, пос. Черемухово
Система уравнений... «на дружбу» в
классе коррекции
Как организовать урок, чтобы учитель и
ученики могли вытерпеть друг друга сорок минут
Спасибо «Режиссуре урока» за подсказку
– “диктант на дружбу” (см. “ПС” № 26, 2002 г.).
В сентябре по семейным обстоятельствам мне
пришлось перейти работать в другую школу.
Естественно, “на новенького” мне достались
классы, от которых другие учителя были рады
отказаться.
Один из них, 7 “Д”, – класс коррекции.
Впечатление было такое, что до 7 класса эти дети
не учили математику вообще (не в укор учителям).
Не хотели они ее изучать и в 7 классе. Было их 13
человек – все вспыльчивые, неуправляемые,
матерщинники. Иногда мне казалось, что работаю не
в обычной школе, а в колонии.
На успех не рассчитывала, просто
хотелось попробовать
Казалось, что их никогда и ничему не
научить. Никакие методы и приемы, в том числе и
игровые, не работали с этими детьми. Если что-то и
удавалось объяснить им на одном уроке, то на
следующем все напрочь забывалось. Единственное,
что могло их иногда заинтересовать, – так это
задания на сообразительность, далекие от
математики.
И тогда – да простят меня директор и завуч – я
махнула рукой на благие намерения научить 7 “Д”
алгебре и геометрии и была вынуждена
ограничиться простой задачей: организовать урок
так, чтобы мы могли вытерпеть друг друга 40 минут.
А помогали мне в этом “Режиссура урока” и
«Хрестоматия игровых приемов обучения» В.М.
Букатова и А.П. Ершовой.
К сожалению, получалось не все. Не захотели они
играть в “руки-ноги”, но зато всем хотелось
попробовать себя “слухачом”.
И вот в апреле читаю про “диктант на дружбу”.
Захотелось испытать в 7 “Д”. Проходили мы с ними
в это время решение систем линейных уравнений.
Решения систем нам давались с трудом. Ну я и
надумала очередной урок посвятить решению
«системы уравнений на дружбу». На успех не
рассчитывала, просто хотелось попробовать.
Мысленно проигрывая ход урока, представляла,
сколько выкриков и возмущений мне придется
выслушать. Но все прошло так, как я и не ожидала.
И все-таки смельчаки нашлись
При подготовке к уроку выбрала систему
уравнений, записала ее решение, разбила ход
решения на отдельные шаги, каждый шаг (от начала и
до ответа) записала на отдельную карточку.
Начало урока. Сообщаю: будем решать «систему
уравнений на дружбу». Удивительно, но в ответ не
последовало ни недовольных выкриков, ни
вопросов.
Деление на группы прошло довольно спокойно, чего
я тоже не ожидала. Правда, было предложение, чтобы
мальчики работали отдельно от девочек, но потом
согласились тянуть полоски бумаги. Получилось
три команды.
Только Люба не захотела присоединиться к своей
команде, ссылаясь на то, что у нее нет тетради и ей
нечем писать. Но на нее тут же напустились уже
заинтригованные одноклассники, и ей пришлось
сдаться. Тем более что ей тут же протянули и
листочек, и запасную ручку.
Три команды разместились в конце класса – каждая
за своим столом. Я около учительского стола.
Предлагаю записать в тетрадях тему урока и девиз:
“Один – за всех, и все – за одного!” Старательно
пишут, никаких выкриков и вопросов, как будто так
и надо.
Кладу на стол первую карточку. Приглашаю
посыльных от каждой команды, чтобы они за 10
секунд запомнили первую порцию и продиктовали
своим командам.
В командах начинаются препирательства: “Я не
запомню”, “Я не смогу”, “Я не пойму”. Но
все-таки смельчаки находятся.
В руках держу часы (но времени решила дать
побольше: вдруг ничего не запомнят). Посыльные же
раньше времени бросились к своим командам. Бегом!
Удивительно: ведь установку бежать бегом я им не
давала.
Продиктовать то, что увидели, посыльные не
смогли. Сначала они писали все в своих тетрадях, а
потом остальные у них переписывали. (Надо будет
попробовать вызывать посыльных все-таки не
одних, а, как вы советовали, с помощниками.)
Журчание, жужжание, как в улье, – класс
работал!!!
Следующими посыльными уже хотели быть
все! Пришлось регулировать очередь. Выходили по
два раза (ведь в командах-то всего по четыре
человека). Очередные посыльные бежали к командам,
в командах переспрашивали, спорили, объясняли,
доказывали друг другу...
По классу разносилось журчание, жужжание, как в
улье. Класс работал!!! Через 20 минут (с учетом
деления на команды) тетради аккуратно, не
закрывая, сложили в стопочки и обменялись между
командами для проверки.
Объясняю, что каждому в тетради нужно будет
поставить две оценки: первую – в треугольнике (за
правильность решения), вторую – в кружочке (за
дружбу). И снова я удивилась, потому что никто
даже не спросил, как я ожидала: “А как это за
дружбу?”.
Проверяли с интересом, удивляясь ошибкам
одноклассников. Обсуждали, спорили. Никто не
отлынивал. Класс опять работал!!!
Подходить ни к кому не стала. Тетради снова
складываем стопкой и передаем следующей команде,
которая должна оценить правильность проверки.
Весь ход решения записываю на доске. Дети
переписывают в чужие тетради
аккуратно-аккуратно. В классе – тишина!
И вот третья оценка ставится в квадратике – за
качество проверки. Проверяющие расписываются.
О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…
Работа закончена. Прошу все тетради, не
закрывая, сложить на учительский стол.
До звонка оставалось еще пять минут, и я тут же
при детях просмотрела все тетради. Дети облепили
мой стол, и мы вместе “пожинали” результаты
труда. Они – своего, я – своего.
Что я увидела в тетрадях? О ужас! Ошибки, ошибки,
ошибки…
Я, честно говоря, не думала, что они без ошибок
запомнить коротенькое линейное уравнение не
смогут! Тем более что время-то я не ограничивала
– они сами бежали, торопились. Большинство
оценок было: за решение – 3, за дружбу – 5, за
судейство – 4.
Ругать никого не стала, поблагодарила за работу.
Перенесла в журнал те оценки, какие поставили
ученики.
А может, и еще чему-то...
Я была довольна уроком: пролетел
незаметно (думаю, и для детей), все работали, были
заняты делом, никто не ругался и не возмущался.
Конечно, учителям, работающим в сильных классах,
покажется бессмысленным записывать уже готовое
решение. Но чем лучше, когда один ученик пишет
решение на доске, а остальные перерисовывают его
каракули себе в тетрадки?
Конечно, завучи спросят: а что у вас за цель была,
чего вы достигли и чему научили детей?
Разумеется, решать системы уравнений я детей не
научила. Но этому я бы не научила их и на
традиционном уроке. Зато они учились запоминать,
воспроизводить увиденное, находить ошибки,
работать сообща, помогать друг другу. А может, и
еще чему-то...
Постскриптум. Уже после звонка
один из самых слабых и непослушных учеников –
Юрка Фролов – обратился ко мне: “Давайте такую
фигню делать каждый урок!”
Жду новых подсказок “Режиссуры урока”.
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|