Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ЭСТАФЕТА УЧИТЕЛЬСКИХ УДИВЛЕНИЙ 

Известно, что Станиславский нередко прерывал свои репетиции знаменитой фразой: «Не верю!».
А чем, дорогие учителя, вы хуже? Что вам мешает, читая сегодняшние материалы, время от времени мысленно произносить эту фразу? И действительно, разве может быть универсальное средство от всех учительских проблем? Ведь таблетка от всех болезней – это чистой воды шарлатанство! И какой нормальный учитель поверит в то, что есть некая универсальная режиссура урока, которая чудесным образом избавит его от любой головной боли (ведь и открытый урок, и погружение в занудную тему, не говоря уж об очередном уроке в классе коррекции, – это ж для учителя сплошная головная боль!).
Но вот читаешь ваши письма – и выходит, что такая палочка-выручалочка есть. И она безотказно помогает педагогу и в старших классах, и в начальной школе, и в детском саду. И годится она для работы как со слабыми учениками, так и с сильными.
Станиславский изо всех сил стремился к правде жизни на сцене. Он произносил из зала свое сакраментальное «Не верю!», когда видел актерский наигрыш. Но в ваших письмах – никакого наигрыша. В них столько подробностей, столько этой самой правды жизни, что Станиславский, попадись ваши письма ему в руки, пожалуй, прикусил бы язычок. И, как тот отпетый двоечник из поселка Черемухово (напомним, что Станиславский в свое время был отчислен из второго класса гимназии за неуспеваемость), воскликнул бы: «Давайте такую фигню делать каждый урок!»

Светлана ПЫРЬЕВА,
учитель математики
г. Курган, пос. Черемухово

Система уравнений... «на дружбу» в классе коррекции

Как организовать урок, чтобы учитель и ученики могли вытерпеть друг друга сорок минут

Спасибо «Режиссуре урока» за подсказку – “диктант на дружбу” (см. “ПС” № 26, 2002 г.).
В сентябре по семейным обстоятельствам мне пришлось перейти работать в другую школу. Естественно, “на новенького” мне достались классы, от которых другие учителя были рады отказаться.
Один из них, 7 “Д”, – класс коррекции. Впечатление было такое, что до 7 класса эти дети не учили математику вообще (не в укор учителям). Не хотели они ее изучать и в 7 классе. Было их 13 человек – все вспыльчивые, неуправляемые, матерщинники. Иногда мне казалось, что работаю не в обычной школе, а в колонии.

На успех не рассчитывала, просто хотелось попробовать

Казалось, что их никогда и ничему не научить. Никакие методы и приемы, в том числе и игровые, не работали с этими детьми. Если что-то и удавалось объяснить им на одном уроке, то на следующем все напрочь забывалось. Единственное, что могло их иногда заинтересовать, – так это задания на сообразительность, далекие от математики.
И тогда – да простят меня директор и завуч – я махнула рукой на благие намерения научить 7 “Д” алгебре и геометрии и была вынуждена ограничиться простой задачей: организовать урок так, чтобы мы могли вытерпеть друг друга 40 минут. А помогали мне в этом “Режиссура урока” и «Хрестоматия игровых приемов обучения» В.М. Букатова и А.П. Ершовой.
К сожалению, получалось не все. Не захотели они играть в “руки-ноги”, но зато всем хотелось попробовать себя “слухачом”.
И вот в апреле читаю про “диктант на дружбу”. Захотелось испытать в 7 “Д”. Проходили мы с ними в это время решение систем линейных уравнений. Решения систем нам давались с трудом. Ну я и надумала очередной урок посвятить решению «системы уравнений на дружбу». На успех не рассчитывала, просто хотелось попробовать. Мысленно проигрывая ход урока, представляла, сколько выкриков и возмущений мне придется выслушать. Но все прошло так, как я и не ожидала.

И все-таки смельчаки нашлись

При подготовке к уроку выбрала систему уравнений, записала ее решение, разбила ход решения на отдельные шаги, каждый шаг (от начала и до ответа) записала на отдельную карточку.
Начало урока. Сообщаю: будем решать «систему уравнений на дружбу». Удивительно, но в ответ не последовало ни недовольных выкриков, ни вопросов.
Деление на группы прошло довольно спокойно, чего я тоже не ожидала. Правда, было предложение, чтобы мальчики работали отдельно от девочек, но потом согласились тянуть полоски бумаги. Получилось три команды.
Только Люба не захотела присоединиться к своей команде, ссылаясь на то, что у нее нет тетради и ей нечем писать. Но на нее тут же напустились уже заинтригованные одноклассники, и ей пришлось сдаться. Тем более что ей тут же протянули и листочек, и запасную ручку.
Три команды разместились в конце класса – каждая за своим столом. Я около учительского стола. Предлагаю записать в тетрадях тему урока и девиз: “Один – за всех, и все – за одного!” Старательно пишут, никаких выкриков и вопросов, как будто так и надо.
Кладу на стол первую карточку. Приглашаю посыльных от каждой команды, чтобы они за 10 секунд запомнили первую порцию и продиктовали своим командам.
В командах начинаются препирательства: “Я не запомню”, “Я не смогу”, “Я не пойму”. Но все-таки смельчаки находятся.
В руках держу часы (но времени решила дать побольше: вдруг ничего не запомнят). Посыльные же раньше времени бросились к своим командам. Бегом! Удивительно: ведь установку бежать бегом я им не давала.
Продиктовать то, что увидели, посыльные не смогли. Сначала они писали все в своих тетрадях, а потом остальные у них переписывали. (Надо будет попробовать вызывать посыльных все-таки не одних, а, как вы советовали, с помощниками.)

Журчание, жужжание, как в улье, – класс работал!!!

Следующими посыльными уже хотели быть все! Пришлось регулировать очередь. Выходили по два раза (ведь в командах-то всего по четыре человека). Очередные посыльные бежали к командам, в командах переспрашивали, спорили, объясняли, доказывали друг другу...
По классу разносилось журчание, жужжание, как в улье. Класс работал!!! Через 20 минут (с учетом деления на команды) тетради аккуратно, не закрывая, сложили в стопочки и обменялись между командами для проверки.
Объясняю, что каждому в тетради нужно будет поставить две оценки: первую – в треугольнике (за правильность решения), вторую – в кружочке (за дружбу). И снова я удивилась, потому что никто даже не спросил, как я ожидала: “А как это за дружбу?”.
Проверяли с интересом, удивляясь ошибкам одноклассников. Обсуждали, спорили. Никто не отлынивал. Класс опять работал!!!
Подходить ни к кому не стала. Тетради снова складываем стопкой и передаем следующей команде, которая должна оценить правильность проверки.
Весь ход решения записываю на доске. Дети переписывают в чужие тетради аккуратно-аккуратно. В классе – тишина!
И вот третья оценка ставится в квадратике – за качество проверки. Проверяющие расписываются.

О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…

Работа закончена. Прошу все тетради, не закрывая, сложить на учительский стол.
До звонка оставалось еще пять минут, и я тут же при детях просмотрела все тетради. Дети облепили мой стол, и мы вместе “пожинали” результаты труда. Они – своего, я – своего.
Что я увидела в тетрадях? О ужас! Ошибки, ошибки, ошибки…
Я, честно говоря, не думала, что они без ошибок запомнить коротенькое линейное уравнение не смогут! Тем более что время-то я не ограничивала – они сами бежали, торопились. Большинство оценок было: за решение – 3, за дружбу – 5, за судейство – 4.
Ругать никого не стала, поблагодарила за работу. Перенесла в журнал те оценки, какие поставили ученики.

А может, и еще чему-то...

Я была довольна уроком: пролетел незаметно (думаю, и для детей), все работали, были заняты делом, никто не ругался и не возмущался.
Конечно, учителям, работающим в сильных классах, покажется бессмысленным записывать уже готовое решение. Но чем лучше, когда один ученик пишет решение на доске, а остальные перерисовывают его каракули себе в тетрадки?
Конечно, завучи спросят: а что у вас за цель была, чего вы достигли и чему научили детей?
Разумеется, решать системы уравнений я детей не научила. Но этому я бы не научила их и на традиционном уроке. Зато они учились запоминать, воспроизводить увиденное, находить ошибки, работать сообща, помогать друг другу. А может, и еще чему-то...

Постскриптум. Уже после звонка один из самых слабых и непослушных учеников – Юрка Фролов – обратился ко мне: “Давайте такую фигню делать каждый урок!”
Жду новых подсказок “Режиссуры урока”.

Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru