РЕЖИССУРА УРОКА
ПОПРОБОВАТЬ, ЧТО ЛИ?
Известно, что Станиславский нередко
прерывал свои репетиции знаменитой фразой: «Не
верю!».
А чем, дорогие учителя, вы хуже? Что вам мешает,
читая сегодняшние материалы, время от времени
мысленно произносить эту фразу? И действительно,
разве может быть универсальное средство от всех
учительских проблем? Ведь таблетка от всех
болезней – это чистой воды шарлатанство! И какой
нормальный учитель поверит в то, что есть некая
универсальная режиссура урока, которая чудесным
образом избавит его от любой головной боли (ведь
и открытый урок, и погружение в занудную тему, не
говоря уж об очередном уроке в классе коррекции,
– это ж для учителя сплошная головная боль!).
Но вот читаешь ваши письма – и выходит, что такая
палочка-выручалочка есть. И она безотказно
помогает педагогу и в старших классах, и в
начальной школе, и в детском саду. И годится она
для работы как со слабыми учениками, так и с
сильными.
Станиславский изо всех сил стремился к правде
жизни на сцене. Он произносил из зала свое
сакраментальное «Не верю!», когда видел
актерский наигрыш. Но в ваших письмах – никакого
наигрыша. В них столько подробностей, столько
этой самой правды жизни, что Станиславский,
попадись ваши письма ему в руки, пожалуй,
прикусил бы язычок. И, как тот отпетый двоечник из
поселка Черемухово (напомним, что Станиславский
в свое время был отчислен из второго класса
гимназии за неуспеваемость), воскликнул бы:
«Давайте такую фигню делать каждый урок!»
Валентина ГОЛОВИНА,
учитель истории
пос. Адамовка, Оренбургская область
А у нас вопрос к Монтескье лично
Оказывается, на уроке по сухой теории
– сдвоенном да еще последнем по расписанию –
можно не засохнуть
С интересом всякий раз читаю ваши
публикации о социоигровой педагогике и
режиссерских находках учителей-предметников.
Советы складываю в папку и пробую на своих
уроках.
На днях попросился ко мне на урок начинающий
учитель из соседней школы. Он посидел, посмотрел,
послушал. Что-то записал себе в блокнот. А я
волновалась, будто экзамен сдавала.
На перемене выяснилось, что моего посетителя
больше всего удивило, что в конце урока дети
успели “проявить свои знания”. Он, оказывается,
до сих пор не думал, что закрепление пройденного
возможно на уроке не только теоретически, но и
практически.
Не было даже портретов просветителей
А еще я хочу поделиться находкой,
которая, возможно, кому-то покажется полезной.
Ведь самые скучные темы, самые сложные и по
возрасту не воспринимаемые важно сделать
занимательными. Таких нелегких тем в курсе новой
истории наберется немало. Урок, о котором я хочу
рассказать, в очередной раз убедил меня в том, что
всему можно научить, если чуть-чуть поиграть.
Сначала поясню: если следовать строго по
программе, то тема “Французские просветители XVIII
века” должна изучаться в 7 классе. У меня же
получилось так, что знакомиться с ней пришлось в
начале 8-го. Но и восьмиклассникам не очень-то
интересны идеи Руссо или Вольтера, Монтескье и
Мелье. Так вышло, что уроки стояли в расписании
шестым и седьмым по счету.
Кроме тетради, ручки и учебника в моем
распоряжении не было ничего (даже портретов
просветителей), то есть ученикам предстояла
голая теория, не способствующая погружению
учеников в материал. Оно скорее всего так бы и
было, но помогла ваша социоигровая режиссура.
«Историки» вышли к народу со своими
стульями
Итак, записываю тему на доске, а в
тетрадях заполняем предложенную авторами
учебника новой истории табличку “Основные идеи
французских просветителей”.
Начинаем с Вольтера. О нем я кратенько
рассказываю ученикам сама и помогаю выделить его
главные идеи для записи в таблицу.
Для дальнейшей работы делимся на группы (2–3
парты – команда). В каждой группе распределяются
роли: “историк”, “просветитель XVIII в.”, “король
Франции”, “представители народа”. Попримеряли
роли. Посмеялись: похож – не похож.
Затем работа с учебником. У каждой группы – один
из просветителей: Монтескье, Руссо или Мелье. Все
читают и заносят в свои таблички “идеи
энциклопедистов”. Работа занимает 10–15 минут.
Наступает черед поделиться знаниями. Учебники
закрываются, и все группы одновременно слушают
“просветителей”: каждая – своего.
«Просветитель» от первого лица рассказывает о
своих прогрессивных взглядах. Товарищи помогают,
поправляют, иногда задают вопросы. Группы
работают, я хожу подслушиваю.
Звенит звонок на перемену. Дети спрашивают: а что
будет дальше? После звонка живо занимают свои
групповые места. Но ненадолго. К доске я
приглашаю всех “историков”. Задание: объективно
рассказать о взглядах “своего” просветителя
(подглядывать в записи разрешается). “Историки”
выходят со своими стульями. В конце концов у
доски образовался исторический экспертный
совет, которому нужно будет обсуждать все
услышанное. Подглядывать в тетрадь разрешено
всем (как и дополнять свою таблицу со слуха). Одно
неудобство – на коленке.
Потом из каждой группы со стульями выходят
“короли Франции”. Они быстренько передвигают
парты, расчищая площадку у “королевского” (то
бишь учительского) стола, и с гордостью
рассаживаются вокруг него.
Потом очередь двигать парты, обустраивая себе
рабочую площадку, приходит к “народным массам”.
Они усаживаются у двери. И наконец, оставшиеся в
каждой группе “просветители” собираются со
своими стульями и тетрадями посредине класса
(как на подиуме). В результате все слои оказались
независимы друг от друга. (А команды учеников
хоть и незаметно, но весьма тщательно и
равномерно перемешаны.)
“Просветители” выступили до перемены.
“Историки” – в начале второго урока. Теперь
очередь “королей” и “народа”. Они задают
“просветителям” по вопросу от лица своего
сословия. Отвечать “просветителям” бывает
нелегко. Им на помощь приходит команда
“историков”, усевшаяся у доски. Интересные роли
выпали на их долю – они и зрители, и эксперты, и
невольные болельщики, и добровольные
“выручальщики” своего “просветителя”.
Состязание вопросов-ответов проходит, конечно,
под моим руководством. Но оно сводится всего лишь
к соблюдению очередности и к постоянным
напоминаниям, чтобы вопрошающие не забывали
указывать, кому лично они адресуют свой вопрос:
Монтескье, Руссо или Мелье.
Импровизированный опрос накалялся и грозил
превратиться в инквизицию: королям мыслители не
по нраву, а народ не склонен прощать
просветителям ограниченности взглядов.
Чтобы не случилось “революции”, волевым
решением останавливаю дебаты и прошу
“историков” прокомментировать услышанное.
Каждый оценивает одного из “просветителей” и
нескольких представителей “знати” и “народа”.
“Историки” несколько косноязычны от волнения,
но комментарии и оценки их на удивление
справедливы.
«Людовики» и «Жаки» получили по пятерке
За сдвоенный урок дети смогли не только
прочесть, пересказать и заполнить учебную
таблицу, но и довольно глубоко разобраться в
особенностях и отличиях взглядов мыслителей
Просвещения.
В течение всего разговора запись количества
вопросов-ответов вел по ходу урока один из
восьмиклассников – заядлый шалун. Мальчик
чудесный, но очень уж к XVIII веку равнодушный (если
не сказать – к учению вообще). Весь второй урок он
сидел рядом со мной в конце класса, исполняя роль
статистика – в списке класса ставил крестики
всем, кто говорил по ходу урока. К концу урока
“статистик” даже стал прислушиваться к смыслу
высказываний. Даже реплики начал бросать:
“правильно” – “неправильно”.
Полученной тройке за урок он был рад-радешенек –
как-никак сам заработал! Остальные ученики
получили в журнал те отметки, которые им
выставляли эксперты-”историки”. Последних же
оценивала я сама – конечно, пятерки (и причем –
вполне заслуженные).
Уходили “Людовики” и “Жаки” с урока довольные,
“просветители” и “историки” важно улыбались:
их пятерки были неоспоримыми.
Четыре «просветителя» за урок!
И времени хватило, и урок получился не
утомительным. А все потому, что двигались,
говорили, играли. Потому что была возможность
выбора вариантов – и в вопросах, и в ответах.
Потому что игра сняла напряжение, страх неудачи и
мотивировала интерес.
И заметьте: я обошлась без наглядных пособий (не
ждать же, когда они у нас в школе появятся!). Для
урока мне потребовались только хорошее
настроение и плотно закрытая дверь класса (чтобы
эмоции учеников не мешали соседям). Хотя – как
теперь вижу – можно было и короны, и жабо тут же
на уроке из чего-нибудь соорудить. Тогда действие
будет праздничнее. Но это – в следующий раз.
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|