ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Сейчас широко дискутируется, чем хороши
и чем плохи современные учебники истории.
Параллельно идет обсуждение проекта
образовательного стандарта основной школы,
“историческая часть” которого также вызывает
много споров и критических замечаний. При этом в
основных критериях большинство критиков
сходятся: учебник, как, впрочем, и стандарт,
должен быть минимально оценочным, максимально
систематичным, научным и способствующим
формированию соответствующего мировоззрения.
Вот только ответа на вопрос, как осуществить
столь противоречивые задачи, обсуждение
учебников и стандарта не дает. Что и
неудивительно, ведь они только средства для
действа, которое совершается в классе между
учителем и детьми. Очевидно, выбор средств надо
начинать с прояснения главного: зачем и что
должно происходить на уроках истории?
История государства или история
человека?
Оказывается, историки-профессионалы
самокритичны. Например, они считают, что никому
до сих пор не удалось написать всемирную историю,
потому что каждый, как ни старается, все равно
смотрит на нее с позиции своей
национально-культурной принадлежности. И если о
Столетней войне рассказывает ученый из Франции,
то рассказ его получается несколько иным, чем у
английского коллеги.
Оказывается, историки-исследователи –
оптимисты. Они конечно же немножко расстроились
оттого, что всемирная история никак не напишется,
если смотреть на нее из рамок своих
царств-государств, но выход нашли и за последние
двадцать лет создали несколько
исследовательских школ. Одни изучают, как
меняется ход всемирной истории от воздействия
человека на природу. Другие исследуют
взаимовлияние культур различных обществ и
радуются, обнаружив канал, по которому две
незнакомые культуры соединились. Третьи
приходят к парадоксальному выводу, что “вода не
разъединяет людей, а объединяет их”. Исследуя
историю развития морской торговли, они видят, как
переносится центр мирового экономического
развития из Средиземноморья в XVI веке на берега
Атлантического океана, а с них в начале ХХ века на
тихоокеанские побережья Японии, Китая, Кореи...
Когда я думаю о преподавании истории в школе, и
уже не всемирной, а российской, я всегда
вспоминаю книги “История государства
Российского” господина Карамзина. Большой
популярностью пользовались эти труды у
современников; известно, что зачитывались и
теребили издателя непрерывно: когда же новый
выпуск? Но заметим, то была история “государства
Российского”. Само название труда ставило
акцент на термине “государство”. Оно и понятно:
хозяевами мира начала XIX века были национальные
государства: наполеоновская Франция сошлась в
жесткой схватке с Англией за обладание коронами
Востока, Северо-Американские Штаты осваивали
Дикий Запад, Россия завоевывала собственные
национальные окраины, превращая вольные
поселения в города-сателлиты Петербурга.
Государству по имени Российская империя срочно
требовалось свое историческое прошлое, и
карамзинский труд пришелся как нельзя кстати.
Историю своего государства стали изучать дети в
лицеях, гимназиях, реальных училищах. Мощь и
величие Российской империи призваны были питать
их самые лучшие гражданские законопослушные
чувства.
Но шло время, “История государства Российского”
после семнадцатого года исчезла из школьных
предметов вообще, потом возродилась в образе
“Истории СССР” (до сих пор ребята спрашивают: а
разве древние славяне жили в Советском Союзе?), и
в 90-е годы она вновь появилась, но уже под именем
“История России”. Как видим, понятие
“государство” в названии учебника средней
школы исчезло.
Но в содержании осталось. И здесь я вижу проблему.
Почему? Сейчас тексты учебников истории России
посвящены в основном истории государства. А
хорошо бы включить в учебники тексты по истории
российского общества и истории взаимоотношений
между российским обществом и государством.
В наше время идет процесс формирования
гражданского российского общества. Идет он
сложно и часто от государства независимо.
Общество старательно выживает –
трансформируется, мимикрирует, но выживает.
У российского общества нет долгого
исторического опыта культурного отношения с
государством: практика попечительских школьных
советов, движение демократических,
инновационных школ это хорошо показывают.
И у государственных структур тоже не было
долгого исторического опыта культурного общения
со своим народом – обществом. Политика
государственного авторитарного управления
обществом составляет большую часть их
исторического развития. Тому тоже есть причины.
Мне представляется актуальным такой учебник
истории России, в котором написана история
отношений российского общества с государством.
Когда в школе мы сразу делаем ставку на
формирование гражданина, мы, на мой взгляд,
ошибаемся, потому что проскакиваем этап
формирования принадлежности ребенка к обществу.
Интересно было бы читать в школьном учебнике, как
российский социум, развиваясь, создает
государство – защитника и гаранта позитивных
процессов, в нем происходящих. Интересно было бы
строить урок на материале появления личностей в
истории российского общества.
Как не написана всемирная история, так не
написана история России. Наверное, здесь большое
поле деятельности для исследователей и создания
разных научных школ. Что же делать мне, школьной
учительнице, которой “спущено сверху”
объяснять гимн, герб и флаг?
Мои мысли о том, каким хотелось бы видеть учебник
российской истории, суть приглашение к
разговору, на каком историческом материале мы
ведем уроки с нашими детьми. Понимание каких
исторических процессов мы в них приращиваем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|