ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Сейчас широко дискутируется, чем хороши
и чем плохи современные учебники истории.
Параллельно идет обсуждение проекта
образовательного стандарта основной школы,
“историческая часть” которого также вызывает
много споров и критических замечаний. При этом в
основных критериях большинство критиков
сходятся: учебник, как, впрочем, и стандарт,
должен быть минимально оценочным, максимально
систематичным, научным и способствующим
формированию соответствующего мировоззрения.
Вот только ответа на вопрос, как осуществить
столь противоречивые задачи, обсуждение
учебников и стандарта не дает. Что и
неудивительно, ведь они только средства для
действа, которое совершается в классе между
учителем и детьми. Очевидно, выбор средств надо
начинать с прояснения главного: зачем и что
должно происходить на уроках истории?
Рустам КУРБАТОВ,
лицей “Ковчег-XXI век”
«Забудьте про урок, вы – в другой
эпохе!»
C началом учебного года, дорогие коллеги!
Что у нас там было в тематическом планировании на
первый урок? – «История: предмет и задачи курса».
А зачем мы изучаем историю? «Чтобы не повторять
ошибок прошлого?» – Очень актуально для
десятилетнего человека! «Чтобы понять
закономерности развития культуры и
цивилизации?» – Может, уж лучше поговорим о
производительных силах и производственных
отношениях?
«Потому что это интересно!» – Прекрасный ответ.
Но… а если вдруг неинтересно?
Как все ясно и радостно было 10 лет назад: четкие
ленинские формулировки, вера в скорое торжество
коммунизма, понимание, что Спартак и братья
Гракхи не зря страдали – их дело увенчалось
победой в 1917 году. Картинки в учебниках были
тусклыми, текст скучным – но был смысл. И был ясен
ответ на вопрос «Зачем мы изучаем историю?».
Ведь дело не в современных методиках и
технологиях – дело в самой сути. Конечно, тетради
на печатной основе, ролевые игры на уроке,
интернет-технологии – все это хорошо. Но
остается главный вопрос – зачем? И здесь
методика безмолвствует. Школьные дидакты не
могут ничего сказать – это не сфера их
компетенции. Вопрос о смысле – не для них.
Это вопрос для философов. Но учителя не читают
философских книг, а философы боятся детей. Так и
живем каждый в своем пространстве-времени: одни
– в «большом времени Культуры», другие – по семь
уроков в день…
Кто сделает шаг навстечу?
Владимир Соломонович Библер такой шаг
сделал. Реален ли его проект «Школа диалога
культур» в условиях государственного стандарта?
Действительно ли ученики 5 класса должны и могут
читать Эсхила и Аристотеля? Как изучается
математика (физика, химия, английский язык…) в
«средневековых классах»? Не знаю. Ясно лишь, что
«Школа диалога культур» – это проект не на
следующее десятилетие, быть может, и не на XXI век.
Так что у нас есть время искать ответы на эти
вопросы…
Но есть и сиюминутный смысл того, что сделал
Библер. Своим вопросом: «Какой тип мышления
актуален для молодого человека рубежа XX–XXI
веков?» – он заставил нас отвлечься от
методических споров и подумать о том, чему же
собственно мы должны учить ребенка. Библер вывел
нас из мелового круга школьной дидактики с ее
пустыми разговорами о личностно-ориентированной
педагогике, новых технологиях и современных
методиках. Вывел в другое пространство –
пространство поиска смысла. Он заставил думать
не о «техниках», а о смысле. Или – просто заставил
думать.
Школа МОЖЕТ учить думать!
Теперь вернемся к истории. Знание
фактов, связная монологическая речь,
установление причинно-следственных отношений –
в этом ли смысл? Да, если мы принимаем
государственный стандарт, проект которого был
опубликован месяц назад. Да, если мы считаем, что
школа должна готовить к поступлению в институт.
Да, если мы готовы – силой! – все это вбить в
голову ученика.
А если не готовы? Что тогда делать «блестящему
учителю» со своими «прекрасными учениками»?
Вот тогда-то и надо сделать шаг в сторону. И
понять, что смысл истории не в знании фактов и
процессов и не в знаниях вообще. Смысл – в умении
думать.
Отвечать на вопросы в конце параграфа, заполнять
таблицы, сравнивать и сопоставлять – разве это
не означает думать? Нет, потому что ответы на
такие вопросы, как правило, уже известны – надо
только вспомнить, что по этому поводу говорил
учитель или что было написано в учебнике, надо
быстро и правильно изъять из запасников памяти
соответствующую фразу. Такой процесс можно
назвать скорее словом «припоминание», нежели
«мышление».
Для мышления вредны не только готовые ответы, но
и готовые вопросы. Если мы хотим, чтобы ученик на
уроке действительно думал, – надо чтобы он мог
сам видеть проблему и ставить вопрос.
Как это происходит на уроке истории? Ученик
читает текст (не учебник, а подлинный текст,
подлинник). Текст – как голос человека другой
эпохи. Мы слышим этот голос. И все происходит, как
при настоящей встрече: слушаем собеседника,
удивляемся его странности, удивление
превращается в вопросы, на которые мы сами же и
должны искать ответы. Диалог – повторим это
слово вслед за Бахтиным и Библером.
Диалог с человеком другой эпохи – вот смысл
изучения истории в школе. По двум причинам.
Первая: это интересно для ребенка (можно говорить
не только с соседом по парте!). Вторая: в умении
понять Другого и есть сущность мышления (по
крайней мере гуманитарного). А разве не в этом
сверхзадача гуманной педагогики – соединить два
начала: стихию Детства и ценности взрослой
Культуры?
Заседание Конвента – правда Сердца и
правда Рассудка
По форме это может быть «путешествием во
времени». На этот раз – в конец XVIII века.
Французская революция. Наши собеседники –
санкюлоты (парижская беднота, буквальный перевод
– «люди без штанов») и жирондисты (депутаты
Конвента, представляющие интересы собственников
и торговцев, иначе говоря – «люди в штанах»).
Время действия – 1793 год, I год Республики. Место
действия – Париж, здание Конвента. Основа сюжета
– борьба вокруг вопроса о «максимуме цен».
Итак, мы в Конвенте. Заседание прерывается из-за
появления группы людей: в лохмотьях и красных
колпаках, вооруженных пиками, – один из них
достает текст петиции:
«Граждане Сент-Антуанского предместья
предоставляют женщинам, старикам и детям кричать
из-за сахара. Люди 14 июля не идут в бой из-за
конфет: грубый и дикий нрав нашего округа любит
лишь сталь и свободу...» Простые и сильные образы,
революционная решительность – все это
производит впечатление. Вот он, санкюлот II года
Республики, внезапно появляющийся у барьера
Конвента и чтением петиции прерывающий работу
народных представителей.
«Граждане законодатели! Недостаточно объявить
еще, что мы французы и республиканцы; нужно еще,
чтобы народ был счастлив... Скорее сорвите завесу,
взгляните на ужасную нищету бесконечного числа
семейств, которые плачут в одиночестве и просят
вас осушить их слезы». Логика проста: главное –
счастье народа. Народа, сражающегося 5 лет за свою
свободу. Народа, свергнувшего тиранов и
провозгласившего великие принципы Свободы и
Равенства.
«Свобода – это пустой призрак, когда один класс
может безнаказанно изнурять голодом другой.
Равенство – пустой призрак, когда богач
пользуется правом жизни и смерти себе
подобных...» Тираны свергнуты, провозглашена
Свобода – а дети героев революции ложатся спать
голодными! Даже при старом режиме, ненавистном
Старом режиме, в Париже всегда был хлеб.
Ученики быстро «превращаются» в санкюлотов.
Влияние коммунистического воспитания?
Марксистской историографии? Или очаровывает
простота языка, театральность и некая грубость
(простительная, впрочем, для революционера)?
Правду санкюлотов мы чувствуем сердцем. (Чтобы не
сказать «животом».)
Теперь послушаем депутатов Конвента – «людей в
штанах».
«Граждане! Проникнитесь хорошенько той великой
истиной, что торговля может процветать только
при неограниченной свободе... Если торговцев не
тревожат и не преследуют ни при закупках, ни при
перевозках зерна, то, движимые своим собственным
интересом, они поспешат направить это зерно в
местности, где оно дорого вследствие его
недостатка; вскоре ввезенное ими зерно заставит
там понизить цены до более умеренного уровня».
Санкюлоты требуют ввести государственный
контроль за ценами и обуздать спекулянтов –
жирондисты пытаются защитить принцип свободной
торговли. Санкюлоты кричат, взывают к
справедливости, угрожают – государственные люди
спокойно и выдержанно разъясняют. «Проникнитесь
хорошенько» – это почти как в школе. «Если
торговцев не тревожат... то они поспешат
направить зерно... и вскоре...» – прямо
аристотелев силлогизм. Такое впечатление, что на
трибуне не революционер, а доктор политэкономии,
а мы с вами не в Конвенте, а в Принстонском
университете. Свобода торговли, естественное
регулирование цен, экономические интересы
торговцев – все это правильно и убедительно.
Рассудком мы понимаем правду жирондистов.
Часть учеников «переходят» на их сторону. Между
двумя «фракциями» начинается диалог. Не
перебранка, не спор, а диалог: потому что дело не
только в том, чтобы накормить хлебом парижскую
бедноту. Даже если хлеба будет в избытке –
проблема останется. Дело не в экономике, не в
политике, а в понимании неких основ.
В нашем случае такой основой является первая
глава Декларации прав и свобод: «Все люди
рождаются и остаются свободными и равными в
правах».
Свобода – равенство прав, право частной
собственности, свобода торговли (в конце концов).
Это жирондисты.
Свобода – равенство благ и торжество
справедливости. Это санкюлоты.
Это исходные точки логик обеих сторон.
Каждая «фракция» учеников должна
последовательно и аргументированно отстаивать
свою позицию. Сначала дети в основном
пересказывают подлинные исторические тексты,
потом их высказывания становятся более
самостоятельными – ученики входят в роль.
Главное, чего должен остерегаться учитель, –
попытки превратить диалог в обычный конфликт,
кончающийся «замирением» сторон. Ценность
диалога именно в том, что у каждой стороны есть
своя «правда», пустившая корни в очень глубокие
слои культуры. Наша задача поэтому – не
примирить «враждующих», а дойти до этих корней,
выявить основания логики обеих сторон.
И если ребенок может понять (принять) правду и
одной, и другой стороны – значит, мы выполнили
свою задачу. Диалог состоялся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|