Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

В деревне жить трудно. Все приходится делать самим, не на кого надеяться. Может быть, от этого у деревенских людей есть две крайности жизни – либо человек опускается на самое дно, либо достойно держится, да еще и страну кормит. И в образовании деревенском просматриваются те же два пути – то ли по старинке надеяться на государственную помощь, то ли все-таки, от нее не отказываясь, пытаться делать что-то самим для своей школы, своих детей. Придумывать, строить, изобретать в очередной раз педагогический велосипед. И всю деревню к этому подключить.
Так были устроены в дореволюционной России земские и приходские начальные школы, на этой идее открытого образования, в которое вовлечено все местное сообщество, держатся народные школы в Дании и других скандинавских странах. На этом же стоят и наши отечественные хорошие сельские школы, которые с полным правом можно назвать народными. Одна из них – в карельском селе Коткозеро, педагоги которой создали уникальный образовательный центр, где многие нашли себя, свой путь в жизни. Сегодня мы начинаем серьезный разговор о том, какая реальная альтернатива может быть постепенному угасанию сельского образования. Возможно, выход в осуществлении толковой государственной программы помощи селу. Но нам представляется более реальным и своевременным другой вариант – участие сельского общества в образовательном процессе, вхождение школы в сельский мир, их взаимодействие по примеру земских школ прежних времен. Сегодня мы только начинаем эту тему. Если вы знаете школы, предпринимающие такие усилия, напишите об этом. Это очень интересно.

Сергей БОГДАНОВ,
заместитель директора по
экспериментальной работе
средней школы № 15
станица Владимирская,
Лабинский район
Краснодарского края

Учредители остаются в стороне?

Концепция Министерства образования превращает судьбу сельской школы из общественной во внутриведомственную проблему

Концепция Министерства образования РФ реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, заставила меня задуматься над вопросом: «Есть ли сельская школа?» В концепции вместо словосочетания сельские школы, громоздкое – общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности. Заглядываю в педагогическую энциклопедию. Определения понятия сельская школа нет.
Оказывается, сельской школы с ее, философией, культурой, традициями, социальным и производственным окружением в государственном российском образовании просто нет, а есть типовое общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности. К сожалению, с такой формулировкой сельской школы приходится согласиться. Ведь по содержанию образовательных программ все российские школы были и остаются едиными – что в селе, в глубинке, что в промышленном городе.
А вот с утверждением, что в сельской школе детям не могут дать качественное образование, не соглашусь. Это смотря что понимать под качественным образованием. Общее среднее образование, ориентированное на продолжение обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях, или образование, необходимое каждому выпускнику для активной общественно значимой деятельности на селе?
Значимо не абстрактное качественное образование, а целевое, ориентированное на приобретение тех или иных личностных и социальных ценностей, образование как средство достижения целей. Но ценностные ориентиры в российском обществе меняются.
Самое важное для сельской молодежи сейчас – физическое здоровье и крепкая дружная семья. Крестьянская семья, в которой взаимная поддержка и сотрудничество, уважение старших младшими и наоборот, всегда преуспевала и в вопросах хозяйствования, и в вопросах материального благосостояния. На третьем месте – образование. Причем образование реально востребованное, образование, при наличии которого возможен личный успех именно в данной окружающей социальной среде.
Вектор реформ сельской школы как в содержании образовательных программ, так и формах организации образовательного процесса должен быть ориентирован на то, чтобы были реализованы интересы всех сельских школьников, а не только тех, которые захотят продолжить образование в высших и средних учебных заведениях.
Сельская школа должна стать сельской как по содержанию образовательных программ, так и по педагогическим технологиям и формам организации дополнительного внешкольного образования. Опыт работы сельских школ подтверждает предположение о необходимости социальной подготовки сельской молодежи. Как оптимальный вариант в перспективе видится работа по учебным планам для сельской школы, состоящим из трех блоков: общеобразовательного (мировоззренческого), профильного и технологического (начальная профессиональная, социальная подготовка). Общеобразовательный блок – это инвариантная часть Базисного учебного плана. Курсы профильного блока ориентированы на продолжение непрерывного образования в учреждениях среднего и высшего образования по интегрированным направлениям “Природа”, “Человек”, “Техника”, “Художественные образы”, “Символы”, “Социальные институты”. Технологический блок взаимосвязан с профильным обучением – это начальная профессиональная подготовка по сельским профессиям.
Чтобы провести реструктуризацию региональной сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо вначале построить сеть образовательных учреждений на уровне сельского округа, затем на муниципальном, а лишь затем – на региональном. Первоначальная задача – организовать целостное образовательное пространство в условиях одного населенного пункта.
Структурными единицами сети сельских муниципальных учреждений могут быть дошкольное учреждение, начальная школа, основная общеобразовательная школа, средняя многопрофильная школа, вечерняя (очно-заочная) школа, учебно-производственный комбинат, Дворец культуры, библиотека с компьютерами, спортивно-оздоровительный центр, музей сельского округа, социально-реабилитационный центр, центр дополнительного образования детей. Такая сеть в дальнейшем может быть реорганизована в местный сельский социокультурный комплекс.
Из концепции следует, что главными исполнителями и экспертами в начале эксперимента, а потом и процесса реструктуризации будут федеральные и региональные органы управления образованием. Но по Закону “Об образовании” компетенция федеральных и региональных органов управления образованием – это определение и осуществление государственной политики в области образования. А к компетенции органов местного управления относится обеспечение гражданам, проживающим на соответствующей территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования.
В то же время в концепции учредитель выступает не в роли заказчика, а в роли исполнителя, с которым будут всего лишь согласованы основы программы и планы в начале эксперимента, а затем и всего процесса реструктуризации. А какова роль в реструктуризации основных участников образовательного процесса в школе родителей, учеников и учителей? Исполнительская.
Получается что федеральные и региональные органы управления образованием выступают в четырех ролях: заказчиков, которые говорят, что реструктуризация для российской системы образования стала необходимостью; проектировщиков, определивших содержание, направления и методы реструктуризации; исполнителей процесса реструктуризации и экспертов по оценке социальной значимости и эффективности процесса реструктуризации. Заказчик сам выполняет работы, сам дает оценку и сам же принимает выполненные работы. Получается замкнутый круг.
Целесообразнее для эксперимента выбрать муниципальные системы образования, в которых отработать разные модели сельских образовательных учреждений в целостной муниципальной сети. Значимо участие в эксперименте местных органов власти. Ведь, по сути, в будущем реструктуризацией будут заниматься учредители – районные и городские власти, а задача государственных органов управления образованием – создание нормативно-правовой, научно-методической и финансово-экономической базы для эксперимента и реструктуризации, организация независимой государственно-общественной системы экспертизы и мониторинга эксперимента.
И программы по реструктуризации сети сельских школ должны быть подготовлены вначале на уровне сельских школьных округов, затем на уровне муниципальных и региональных образований, а федеральные органы управления образованием эти программы обобщат и определят стратегические направления развития сети российских сельских школ.

Статья подготовлена при поддержке медицинского портала «САМОЧУВСТВИЕ». Если Вы решили заняться домашним лечением или ищите ответ на медицинский вопрос, то оптимальным решением станет зайти на медицинский портал «САМОЧУВСТВИЕ». Перейдя по ссылке: «медицинский портал Самочувствие» вы сможете, не отходя от экрана монитора, спросить совета и врача специалиста, а также прочитать интересные статьи про современную медицину. Более подробную информацию Вы найдет на сайте www.Samochuvstvie.Com.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru