Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

В деревне жить трудно. Все приходится делать самим, не на кого надеяться. Может быть, от этого у деревенских людей есть две крайности жизни – либо человек опускается на самое дно, либо достойно держится, да еще и страну кормит. И в образовании деревенском просматриваются те же два пути – то ли по старинке надеяться на государственную помощь, то ли все-таки, от нее не отказываясь, пытаться делать что-то самим для своей школы, своих детей. Придумывать, строить, изобретать в очередной раз педагогический велосипед. И всю деревню к этому подключить.
Так были устроены в дореволюционной России земские и приходские начальные школы, на этой идее открытого образования, в которое вовлечено все местное сообщество, держатся народные школы в Дании и других скандинавских странах. На этом же стоят и наши отечественные хорошие сельские школы, которые с полным правом можно назвать народными. Одна из них – в карельском селе Коткозеро, педагоги которой создали уникальный образовательный центр, где многие нашли себя, свой путь в жизни. Сегодня мы начинаем серьезный разговор о том, какая реальная альтернатива может быть постепенному угасанию сельского образования. Возможно, выход в осуществлении толковой государственной программы помощи селу. Но нам представляется более реальным и своевременным другой вариант – участие сельского общества в образовательном процессе, вхождение школы в сельский мир, их взаимодействие по примеру земских школ прежних времен. Сегодня мы только начинаем эту тему. Если вы знаете школы, предпринимающие такие усилия, напишите об этом. Это очень интересно.

Анатолий АНАТОЛЬЕВ

Школа, которая нужна нам самим

Такие сельские школы в России были и есть, только в разные времена они назывались по-разному и разные люди брали на себя ответственность за их жизнь. Земская, церковно-приходская, малокомплектная – в девятнадцатом – начале двадцатого века их создавали и опекали деревенские приходы и сельские общества, местная интеллигенция, дворянство, купечество. Потом эти функции перешли к сельсовету (по-нынешнему – к местной сельской администрации), но идея в принципе осталась прежней – живой и интересной может быть только та школа, которая нужна нам самим, которую мы сами будем делать, как говорится, всем миром, которая готова расширить свои границы, выйдя из школьного дома на деревенский простор. У нас в России систематическая разработка опыта деятельности таких школ, действительно нужных народу, кончилась с переменой власти в семнадцатом. Только отдельные энтузиасты продолжают это благородное дело. А в Дании система активных, действительно народных школ сохранилась с девятнадцатого столетия и развилась самым удивительным образом, помогла поднять все национальное образование. О том, как выглядят народные школы в Дании сейчас и как эти идеи развиваются в России, читайте, пожалуйста, в нашем материале.

Духовным отцом и организатором первых народных школ считается Николай Фредерик Северин Грюндтвиг, датский священник, поэт, ученый. Первые народные школы возникли в 1844 году в Дании и Норвегии, затем их опыт стал распространяться в Швеции, Исландии, Гренландии и Финляндии. С момента возникновения их главной идеей было построение “школы жизни”, но не для узкопрофессионального, конкретного образования, а именно для того, чтобы использовать максимум возможностей для получения хорошего общего образования. В этих школах не было казенного, безличного преподавания, наоборот, личный интерес ученика и учителя ставился во главу угла. Про одного основателя народной школы ходит легенда: для него настолько важно было, чтобы ученик действительно сам нашел своего учителя, что он садился на обочину дороги и ждал, когда кто-нибудь из деревни пойдет. Из одной, из другой. Так собиралась народная школа. Понятно, что в таких школах нельзя преподавать ради одной зарплаты. Главное – смысл во всем, что ты делаешь. Поэтому у каждой народной школы есть свое педагогическое сообщество, неформальное братство, в которое включены и местные жители, а не только преподаватели. В народной школе могут учиться юнцы и старики (это своеобразный вариант образования взрослых), могут встретиться профессор и фермер. Общение всех со всеми – один из главных педагогических приемов в народных школах. Именно здесь удается эффективно решать социально-образовательные, психологические проблемы, связанные с миграцией. Кстати, и в России во многих сельских школах учатся сейчас не только местные дети, но и вынужденные переселенцы, чьи родители переезжают с места на место в поисках лучшей жизни. Поэтому опыт народных школ, где такие дети получают психологическую поддержку, а взрослые имеют возможность научиться, например, новой профессии, заново обрести себя, для нас особенно ценен.
Основной метод преподавания в народной школе – словесный – современная дидактика осуждает как непродуктивный. Между тем здесь он особенно важен, поскольку его корни – в самой идее школы как сообщества собеседников. К тому же первые школы были основаны протестантскими пасторами, для которых личное общение с человеком, совместное чтение Библии, собственные размышления над текстом очень важны. Пастор говорит о самом главном своими словами, и человек ведет разговор с Богом наедине. Но если главное дело в жизни человек делает сам, рассуждают педагоги народных школ, что же, все остальное он не способен сделать самостоятельно? Поэтому идея самообучения, учения в группе – здесь одна из центральных.
Идеи замечательные, но без поддержки общественной и государственной дело не пойдет. Это хорошо понимают в Дании. Хорошо понимают и в России, где уже есть прецедент основания в современной деревне народной школы. В Карелии, на Коткозере, такая школа есть, даже есть общественная организация “Свободное образование”, в Питере есть две школы, в Новгороде одна. Значит, кому-то нужны эти открытые школы. Нужны прежде всего нам самим.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru