ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Предвыборные приметы:
политики взяли курс на образование
Программа воспитательной цензуры
Во времена советской власти считалось,
что государство может, если захочет, воспитать
население всей страны в соответствии с
разработанной педагогами и принятой партийными
органами программой воспитания.
Сама возможность тотального воспитания граждан
в едином ключе и по единым стандартам не вызывала
никакого сомнения ни у педагогов, ни у партии.
Так же как и возможность отбирать, цензурировать
материалы в газетах и на телевидении. Сочетание
цензуры и механизмов общенародного воспитания
давало в советское время поразительный эффект –
картинку видимого идеологического благополучия
и порядка.
А так как свобода привнесла в нашу жизнь кроме
права на самовыражение еще и потоки лжи в прессе
и насилия на экранах, то мы, желая оградить детей
от всего этого, с тоской вспоминаем иногда старые
добрые механизмы защиты. И снова возникают из
небытия призраки «программ воспитания»,
«всеобщей цензуры», законодательных мер по
укорачиванию прессы и телевидения.
И в среде политиков, и у многих граждан, и даже
среди ученых-педагогов можно услышать призыв к
всеобщему, почти принудительному воспитанию
населения в духе гражданственности, патриотизма,
народности, введению цензуры и запретов на
«смущающие юношество» передачи, книги и тому
подобное.
Заранее известно, что к повышению воспитанности
и защищенности детей от дурного влияния это не
приведет, а загонит видимую сегодня опасность в
подполье и сделает ее невидимой.
Но сейчас мы можем наблюдать сращивание
политических сил, в арсенале которых «старые
добрые» идеологемы, с частью педагогического
сообщества, традиционно являющегося источником
подобных идеологем.
Левая оппозиция и РАО – эффективное
партнерство
На прошлой неделе состоялась встреча
Председателя Государственной думы России
Г.Селезнева с президиумом Российской академии
образования.
Президент РАО Н.Никандров пригласил на это
событие прессу и представителей инновационного
сообщества «Эврика».
Академики встречались со спикером Думы и лидером
новой партии в начале политического сезона, и
бывшему редактору «Комсомольской правды»,
«Учительской газеты» и «Правды», очевидно, было
важно показать свою заинтересованность и
участие в делах образования. А в ожидании выборов
президента и президиума самой академии, которые
состоятся через месяц, управляющему звену РАО
был чрезвычайно важен приезд большого политика.
Визит многими расценивался как поддержка
властью, особенно ее законодательной ветвью,
нынешнего руководства академии и той позиции,
которую занимает штаб педагогической науки в
образовательной политике.
Позиция эта выглядит вполне консервативно, или,
как принято теперь выражаться, «реалистично», и
реализует проверенные ценности. В своем
стремлении укрепить государственность,
поддержать влияние православия в образовании,
ввести границы вариативности и усилить
воспитательно-патриотическую функцию школы
академия действует последовательно и системно.
Красной нитью на встрече академиков и
Г.Селезнева проходило требование законодательно
усилить контроль за прессой и телевидением, не
допускать в эфир пагубно влияющих на молодое
поколение передач вроде «Окон», предложить
академии разработку с последующим принятием
всеобщей программы воспитания граждан. Вообще
всерьез подумать о педагогической цензуре на
телевидении и в других СМИ.
Правда, при этом академик В.Собкин обратил
внимание присутствующих на то, что в России
традиционно свирепость законов компенсируется
необязательностью их исполнения, но, с другой
стороны, вспомнили пример экологической
экспертизы законодательства, так что идея пусть
не педагогической, но гуманитарной экспертизы
всем показалась не такой уж и нереальной.
Г.Селезнев оказался очень подготовленным к
диалогу с педагогическими академиками, показал,
что ориентируется в ситуации зарплатных долгов,
высказался за принятие закона о едином комплекте
учебников и был активно поддержан
представителями РАО.
Может ли государство воспитывать своих
граждан?
Очень хорошо, что в палитре политических
и образовательных сообществ сегодня богатый
выбор, по крайней мере нет такого ощущения, что
если Г.Селезнев, или М.Касьянов, или А.Волошин, или
даже В.Путин поддержал одно из сообществ или одну
из линий в образовательной политике, то все –
теперь, значит, все так и будет.
Наоборот, чем больше у представителей разных
направлений в образовательной политике
возможностей найти свою «пару» в большой
политике, тем больше возможностей у граждан и
учителей строить собственную практическую
деятельность или выбирать для своего ребенка ту
или иную «образовательную траекторию», как
теперь говорят. С другой стороны, и избиратель
может поддерживать депутатов, или президентов,
или губернаторов, исходя не только из их
деклараций общего характера или протестных
заявлений, но и из того, как те или иные партии
видят судьбу образования.
На этом поле левые традиционно сильны, и поэтому
выбор Г.Селезневым РАО, с нашей точки зрения,
абсолютно точен, поскольку соответствует тому
образу левого оппозиционера-государственника,
который создает себе спикер Государственной
думы. Традиционализм с большим пиететом к
православию, со стремлением к умеренной
вариативности, с приоритетом патриотизма и
соблюдения исконных моральных принципов,
доминированием государства в образовательной
политике, декларированием бесплатности и
стремлением обеспечить население равными
правами в образовании – такое направление в
образовательной политике имеет право на свой
аналог в большой политике, и таким аналогом, судя
по всему, является новая партия, возглавляемая
Г.Селезневым .
Здесь у Г.Селезнева есть мощный партнер в Думе –
самый сильный и влиятельный депутат,
образовательный политик, заместитель
председателя Комитета по образованию и науке
Олег Смолин. Они вдвоем пришли в РАО, и это
свидетельствует, по нашему мнению, о том, что
левая оппозиция очень серьезно намерена
выстраивать отношения с образовательным
сообществом.
Кстати, когда у одного из лидеров либерального
крыла модернизации образования, определяющего
во многом отношение правительства к образованию,
спросили, интересуется ли он тем, как идет
подготовка к выборам президента и президиума
РАО, он ответил, что это внутреннее дело
академического сообщества.
Конечно, кто же спорит. Поэтому на встрече
Г.Селезнева с академиками не было ни слова
сказано о предстоящих выборах, ни намека, ни
тени… И поддержкой Г.Селезневым Н.Никандрова на
предстоящих выборах президента РАО этот визит
назвать никак нельзя – это ведь внутреннее дело
самих академиков…
Но очень похоже, что невнимание к академическим
проблемам центристов и правых очень скоро
скажется на общем «полевении» этого самого
сообщества. И тогда еще одна часть общества – не
самая отсталая – окажется, говоря языком
политтехнологов, социальной базой левой
оппозиции.
Так или иначе, они нашли друг друга – лидеры Думы
и РАО. И это сильный альянс.
А буквально накануне встречи состоялось что-то
вроде совещания по вопросам образовательной
политики в другой политической организации –
«Единой России». Собрали экспертов и
журналистов. Спросили, как лучше действовать на
поле образования, предложили поделиться
аналитикой. При этом по сравнению с уровнем
погруженности в проблематику образования
Г.Селезнева единороссы пока проигрывают.
Например, собираются быстро-быстро собрать и
провести общероссийский съезд учителей,
подготовив его в считанные недели. Спросить, мол,
у народа надо, что делать.
Это наивно и небезопасно, в январе 2000 года уже
собирали 5000 работников образования в Кремле. И
В.Путина привозили, и В.Матвиенко убеждала всех
голосовать дружно и руки подымать повыше. И все
одобрили и приняли 12-летку, доктрину и еще
что-то… уже все забыли что.
…Появление образовательно-политических блоков,
мы считаем, можно только приветствовать – это
свидетельство развития политического процесса:
формируется более прозрачная и понятная для
граждан, более объективная картина.
Но в образовании сегодня активна только левая
часть спектра, а это значит, что стилистика
«общенародных воспитательных программ»,
«сильной цензуры», «контроля и учета
вариативности» может стать не одной из многих, а
единственной, доминирующей, определяющей
действия и исполнительной, и законодательной
власти.
Последствия очевидны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|