УЧЕБНИКИ
Биополе хана Мамая
А.Калюжная.
Занимательная история. Нескучный учебник.
СПб., Тригон, 2001
|
Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, И.Н.Ионов, М.В.Короткова
Историческое образование
в современной России. Справочно-
методическое пособие для учителей.
М., Русское слово, 2002
|
Уже пять лет мы с моим приятелем
И.Смирновым в яркой фельетонной форме
прославляем успехи, которых добилось под
знаменем вариативности наше учебное
книгоиздание. И хоть бы кто обиделся – автор,
издатель или чиновник, шлепнувший рекомендовано.
Хоть бы кто попытался отстоять свою позицию: мол,
рецензент не в курсе, последние данные
глоттохронологии отодвинули распад
балто-славянского единства в глубь каменных
веков, ближе к архантропам. Нет. Единственный
ответ – появление все новых и новых «учебных
подобий» одно другого «вариативнее». С тем же
успехом мы могли бы рецензировать эстрадную
попсу, каждый раз доказывая, что данный
конкретный персонаж, разевающий рот под
фонограмму, к искусству отношения не имеет.
Зачем? Ведь люди, которые нанимают персонажей и
заказывают им «музыку», знают это без всяких
рецензий.
Видимо, с обучением истории происходит нечто
подобное.
«Нескучный учебник» А.Д.Калюжной – это клочный
(как сказал бы Д.Хармс) курс русской истории.
Начинается с финно-угорской археологии, потом
скифы, потом – бух! – «Князь Владимир
Святославич – Креститель Руси» (с. 29). От
Курбского перепрыгиваем сразу к династии
Романовых. От Февральской революции – к
М.С.Горбачеву. При этом «монголо-татарское войско
возглавлял хан Мамай» (с. 408, выделено. – А.М.);
«первобытное общество конца бронзового века в
своем развитии достигло многих доступных ему
национально-экономических вершин» (с. 11); «первые
письменные упоминания о славянах относятся к I–XI
веку н.э. ...о них писали Птоломей, Тацит, Плиний
Старший» (с. 393); «Елена Глинская – незнатная
литвинка» (с. 154); видимо, создатели учебника
настолько знатны сами, что простая княжна
представляется им безродной; «смерды –
крестьяне» (с. 151). Это определение такое: «смерды
– крестьяне». Советский учебник брежневских
времен («период империализма – высшая и
последняя стадия капитализма, пролетарский этап
освободительного движения в России», с. 466) мирно
сосуществует с политпросветом а-ля мадам
Новодворская: «Когда читаешь «Катехизис»
Нечаева, перед глазами как живая встает фигура
В.И.Ленина!.. Он избрал себе двух духовных отцов: в
теории его учителем стал Карл Маркс, а в
психологии и революционной тактике он –
модернизированная копия Нечаева» (с. 382).
Отдельная песня – список литературы в конце, где
публицистика-беллетристика соседствует с
фондами ЦГВИА. Без архива-то несолидно! Надо
полагать, именно туда – мимо потрясенной охраны
– устремятся любознательные школьники в поисках
секретной метрики Владимира Ильича, где
С.Г.Нечаев обозначен его духовным отцом.
Установка на занимательность позволяет,
во-первых, пересказывать источники, не утруждая
себя проблемой их достоверности («Первые русские
святые мученики Борис и Глеб», с. 50), во-вторых,
давать историческим деятелям совершенно
произвольные характеристики (Андрей Курбский не
был изменником Родины (с. 131), а Марфа Борецкая
почему-то была (с. 122); в-третьих… В-третьих, «весь
секрет состоял в священной силе, или,
по-теперешнему, в биополе родителей, способном
заслонить неокрещенного маленького человека,
уберечь от порчи, сглаза, недоброго колдовства”
(с. 29).
Есть ли в книге главы, написанные более-менее
грамотно? Есть. Но в занимательном хаосе их
случайное присутствие ничего не меняет. Ведь они
тоже часть хаоса.
Говорят: халтура. Авторы торопятся получить
деньги и сдают тексты в печать, даже не
перечитывая. Но на определенном уровне халтуры
она становится общественной позицией. Не тому ли
– стиранию граней и различий – учит
постмодернизм – новое всепобеждающее учение?
Что добро – что зло; что правда – что неправда;
что воля – что неволя… все одно. Правда, учение
не совсем новое. Помните старый детский фильм? Но
там, в сказке, нечистая сила внушала эту
вариативную ахинею людям, чтобы парализовать их
разум и волю к сопротивлению.
«Культурологический подход к историческому
процессу, подразумевающий равную значимость
различных ценностных ориентаций, а не делящий
общества на «низшие» и «высшие», «прогрессивные»
и «застойные», «демократические» и
«реакционные»… Вводится представление о
наличии множества образов истории в культурах
различных цивилизаций и, соответственно,
различных перспектив развития человечества. Все
это служит для косвенной критики
рационалистической, объективистской картины
истории. Открытая критика требует глубоких
теоретических знаний и не может быть развернута
в школьном курсе… Сциентистский,
рационально-научный подход к истории
дополняется отечественным «софийным» подходом,
согласно которому подлинный путь познания – не
столько достижение объективного знания о
предмете, сколько путь к самопознанию и свободе…
Такой подход наиболее близок идеалу софийности и
позволяет на новом уровне вернуться к
формированию исторической мифологии уже
регионального масштаба».
Это вторая книжка – «Справочно-методическое
пособие для учителей» (с. 44, 26–27). Прочитав его с
карандашом в руке, я мог бы без особого труда
показать на конкретных примерах, что люди,
которые берутся учить учителей преподаванию их
предмета, сами имеют о нем весьма
приблизительное представление и «методизм» от
«Русского слова» ничем не лучше «Занимательной
истории» издательства «Тригон». Но зачем
ломиться в открытую дверь? Ведь господа
методисты только что сами признали, что их
деятельность не имеет отношения к науке.
И задача учителя не в том, чтобы передать
ученикам «объективное знание о предмете» (чем
первобытное племя отличается от современной
нации? какое положение занимали в Литве князья
Глинские? кто победил в Сталинградской битве? и
т.д.), а в том, чтобы обеспечивать на уроках
какую-то оккультную «софийность» и «формировать
мифологию», причем «регионального масштаба».
Правда, об этом пока можно говорить только в
узком кругу, среди своих, и на особом
методическом наречии. Если же открыто
провозгласить 1 сентября со школьного крыльца:
мол, не взыщите, дорогие
россияне-налогоплательщики, у нас теперь не День
знаний, а коллективное одержание «софийности» в
«биополях», то клиенты, т.е. не сами школьники,
конечно, а их родители, которые «не избавились от
стереотипов мышления, присущих советской
историографии», могут такого педагога не понять.
Они-то по старинке исходят из того, что школа
должна давать детям знания. Поэтому учителю
предлагается жульнический прием, вполне в духе
тоталитарных сект, которые, как известно, тем и
отличаются, что посвященным говорят о своих
целях одно, а посторонним – совсем другое.
«Косвенная критика сциентизма». Нет, уважаемые
родители, мы по-прежнему преподаем науку! Только
более современную, не такую, к какой вы привыкли.
Например, что должны знать школьники о
происхождении человека.
«Согласно программам и традиционным учебникам
пяти-шестиклассники сразу знакомятся с
характеристикой далеких предков, их образом
жизни и местами обитания. Причем сведения
излагаются с позиции дарвинизма как абсолютно
однозначной и общепринятой в научном мире
теории, хотя загадка человечества № 1 остается
неразгаданной и продолжает не одно тысячелетие
интриговать землян своим житейско-философским (?)
вопросом: «Кто мы и откуда?»
Замалчивание дискуссионности, противоречивости
этого факта создает в школе как бы жесткий
водораздел между тем, что может изучаться на
уроках истории, и тем, что по этим же вопросам
ребята могут прочитать в Библии, в сборниках
мифов и легенд, в научно-фантастических романах
(?), услышать от оппонентов Ч.Дарвина… При таком
подходе в школьном курсе истории теряется
уникальная возможность познакомить учащихся с
антропогоническими мифами, представить их как
один из ответов на вечный вопрос человечества,
уже не отвергаемый сегодня исторической наукой
(??) как бессмысленный и неосновательный... Позже (!)
ученики познакомятся с научными гипотезами о
происхождении человека, сопоставят их с
антропогоническими мифами, выделяя сильные и
слабые стороны двух мировоззренческих
подходов…» (с. 112–113).
Иными словами, эволюция рода Homo и изготовление
людей духом Чунга-Чанга из навоза дикого осла –
две равноправные и равноценные гипотезы.
Для человека, который относится к религии
всерьез, «равная значимость различных
ценностных ориентаций» – например, ценностных
ориентаций дикого людоеда и апостола Павла –
категорически неприемлема. А вариативные
методисты верят в Бога так же искренне, как 15 лет
назад верили в коммунизм. Религия для них всего
лишь средство от лишнего интеллектуального
развития. Из одних молодых голов мозги легче
выбиваются кадилом, из других – журналом
«Молоток» (если кто не в курсе – это такое
замечательное издание, которое пропагандирует
половые извращения среди несовершеннолетних).
Одно из преимуществ вариативности – то, что она
позволяет выбирать средства, наиболее
эффективные в данной конкретной ситуации.
Людей, которые этим занимаются, не надо считать
невеждами и дураками. Когда очередной
педагогический деятель призывает «избавиться от
стереотипов мышления, присущих советской
историографии» («Справочно-методическое
пособие», с. 50), вы что думаете – он плохо знает
историю? Он получил отличное советское
образование и не хуже меня понимает, что после 1991
года не создано ничего такого, что давало бы
основание свысока смотреть на выдающихся
советских исследователей: А.А.Зимина,
Ю.Я.Перепелкина, Н.И.Конрада, А.Я.Авреха,
Н.Я.Эйдельмана… И методисты, нагромождающие
наукообразную заумь вокруг «образовательных
реформ» (с. 7–18), хорошо информированы о
результатах (регресс по всем объективным
показателям, характеризующим образовательный
уровень населения, включая ооновский Индекс
Развития Человеческого Потенциала; см.:
В.Т.Рязанов. Кризис индустриализма и перспективы
постиндустриального развития России в ХХI в. –
Постиндустриальный мир и Россия. М., ИМЭМО РАН –
Эдиториал УРСС, 2000, с. 512).
Дураки – это мы. Те, кто до сих пор спорит с
вариативными манипуляторами о несчастной науке.
Уличает в фактических ошибках господ, которые
действуют безошибочно правильно, со сталинской
последовательностью в достижении поставленной
цели.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|