Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Биополе хана Мамая


А.Калюжная.
Занимательная история. Нескучный учебник.
СПб., Тригон, 2001


Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова, И.Н.Ионов, М.В.Короткова
Историческое образование
в современной России. Справочно-
методическое пособие для учителей.
М., Русское слово, 2002

Уже пять лет мы с моим приятелем И.Смирновым в яркой фельетонной форме прославляем успехи, которых добилось под знаменем вариативности наше учебное книгоиздание. И хоть бы кто обиделся – автор, издатель или чиновник, шлепнувший рекомендовано. Хоть бы кто попытался отстоять свою позицию: мол, рецензент не в курсе, последние данные глоттохронологии отодвинули распад балто-славянского единства в глубь каменных веков, ближе к архантропам. Нет. Единственный ответ – появление все новых и новых «учебных подобий» одно другого «вариативнее». С тем же успехом мы могли бы рецензировать эстрадную попсу, каждый раз доказывая, что данный конкретный персонаж, разевающий рот под фонограмму, к искусству отношения не имеет. Зачем? Ведь люди, которые нанимают персонажей и заказывают им «музыку», знают это без всяких рецензий.
Видимо, с обучением истории происходит нечто подобное.
«Нескучный учебник» А.Д.Калюжной – это клочный (как сказал бы Д.Хармс) курс русской истории. Начинается с финно-угорской археологии, потом скифы, потом – бух! – «Князь Владимир Святославич – Креститель Руси» (с. 29). От Курбского перепрыгиваем сразу к династии Романовых. От Февральской революции – к М.С.Горбачеву. При этом «монголо-татарское войско возглавлял хан Мамай» (с. 408, выделено. – А.М.); «первобытное общество конца бронзового века в своем развитии достигло многих доступных ему национально-экономических вершин» (с. 11); «первые письменные упоминания о славянах относятся к I–XI веку н.э. ...о них писали Птоломей, Тацит, Плиний Старший» (с. 393); «Елена Глинская – незнатная литвинка» (с. 154); видимо, создатели учебника настолько знатны сами, что простая княжна представляется им безродной; «смерды – крестьяне» (с. 151). Это определение такое: «смерды – крестьяне». Советский учебник брежневских времен («период империализма – высшая и последняя стадия капитализма, пролетарский этап освободительного движения в России», с. 466) мирно сосуществует с политпросветом а-ля мадам Новодворская: «Когда читаешь «Катехизис» Нечаева, перед глазами как живая встает фигура В.И.Ленина!.. Он избрал себе двух духовных отцов: в теории его учителем стал Карл Маркс, а в психологии и революционной тактике он – модернизированная копия Нечаева» (с. 382).
Отдельная песня – список литературы в конце, где публицистика-беллетристика соседствует с фондами ЦГВИА. Без архива-то несолидно! Надо полагать, именно туда – мимо потрясенной охраны – устремятся любознательные школьники в поисках секретной метрики Владимира Ильича, где С.Г.Нечаев обозначен его духовным отцом.
Установка на занимательность позволяет, во-первых, пересказывать источники, не утруждая себя проблемой их достоверности («Первые русские святые мученики Борис и Глеб», с. 50), во-вторых, давать историческим деятелям совершенно произвольные характеристики (Андрей Курбский не был изменником Родины (с. 131), а Марфа Борецкая почему-то была (с. 122); в-третьих… В-третьих, «весь секрет состоял в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном заслонить неокрещенного маленького человека, уберечь от порчи, сглаза, недоброго колдовства” (с. 29).
Есть ли в книге главы, написанные более-менее грамотно? Есть. Но в занимательном хаосе их случайное присутствие ничего не меняет. Ведь они тоже часть хаоса.
Говорят: халтура. Авторы торопятся получить деньги и сдают тексты в печать, даже не перечитывая. Но на определенном уровне халтуры она становится общественной позицией. Не тому ли – стиранию граней и различий – учит постмодернизм – новое всепобеждающее учение? Что добро – что зло; что правда – что неправда; что воля – что неволя… все одно. Правда, учение не совсем новое. Помните старый детский фильм? Но там, в сказке, нечистая сила внушала эту вариативную ахинею людям, чтобы парализовать их разум и волю к сопротивлению.
«Культурологический подход к историческому процессу, подразумевающий равную значимость различных ценностных ориентаций, а не делящий общества на «низшие» и «высшие», «прогрессивные» и «застойные», «демократические» и «реакционные»… Вводится представление о наличии множества образов истории в культурах различных цивилизаций и, соответственно, различных перспектив развития человечества. Все это служит для косвенной критики рационалистической, объективистской картины истории. Открытая критика требует глубоких теоретических знаний и не может быть развернута в школьном курсе… Сциентистский, рационально-научный подход к истории дополняется отечественным «софийным» подходом, согласно которому подлинный путь познания – не столько достижение объективного знания о предмете, сколько путь к самопознанию и свободе… Такой подход наиболее близок идеалу софийности и позволяет на новом уровне вернуться к формированию исторической мифологии уже регионального масштаба».
Это вторая книжка – «Справочно-методическое пособие для учителей» (с. 44, 26–27). Прочитав его с карандашом в руке, я мог бы без особого труда показать на конкретных примерах, что люди, которые берутся учить учителей преподаванию их предмета, сами имеют о нем весьма приблизительное представление и «методизм» от «Русского слова» ничем не лучше «Занимательной истории» издательства «Тригон». Но зачем ломиться в открытую дверь? Ведь господа методисты только что сами признали, что их деятельность не имеет отношения к науке.
И задача учителя не в том, чтобы передать ученикам «объективное знание о предмете» (чем первобытное племя отличается от современной нации? какое положение занимали в Литве князья Глинские? кто победил в Сталинградской битве? и т.д.), а в том, чтобы обеспечивать на уроках какую-то оккультную «софийность» и «формировать мифологию», причем «регионального масштаба».
Правда, об этом пока можно говорить только в узком кругу, среди своих, и на особом методическом наречии. Если же открыто провозгласить 1 сентября со школьного крыльца: мол, не взыщите, дорогие россияне-налогоплательщики, у нас теперь не День знаний, а коллективное одержание «софийности» в «биополях», то клиенты, т.е. не сами школьники, конечно, а их родители, которые «не избавились от стереотипов мышления, присущих советской историографии», могут такого педагога не понять. Они-то по старинке исходят из того, что школа должна давать детям знания. Поэтому учителю предлагается жульнический прием, вполне в духе тоталитарных сект, которые, как известно, тем и отличаются, что посвященным говорят о своих целях одно, а посторонним – совсем другое. «Косвенная критика сциентизма». Нет, уважаемые родители, мы по-прежнему преподаем науку! Только более современную, не такую, к какой вы привыкли. Например, что должны знать школьники о происхождении человека.
«Согласно программам и традиционным учебникам пяти-шестиклассники сразу знакомятся с характеристикой далеких предков, их образом жизни и местами обитания. Причем сведения излагаются с позиции дарвинизма как абсолютно однозначной и общепринятой в научном мире теории, хотя загадка человечества № 1 остается неразгаданной и продолжает не одно тысячелетие интриговать землян своим житейско-философским (?) вопросом: «Кто мы и откуда?»
Замалчивание дискуссионности, противоречивости этого факта создает в школе как бы жесткий водораздел между тем, что может изучаться на уроках истории, и тем, что по этим же вопросам ребята могут прочитать в Библии, в сборниках мифов и легенд, в научно-фантастических романах (?), услышать от оппонентов Ч.Дарвина… При таком подходе в школьном курсе истории теряется уникальная возможность познакомить учащихся с антропогоническими мифами, представить их как один из ответов на вечный вопрос человечества, уже не отвергаемый сегодня исторической наукой (??) как бессмысленный и неосновательный... Позже (!) ученики познакомятся с научными гипотезами о происхождении человека, сопоставят их с антропогоническими мифами, выделяя сильные и слабые стороны двух мировоззренческих подходов…» (с. 112–113).
Иными словами, эволюция рода Homo и изготовление людей духом Чунга-Чанга из навоза дикого осла – две равноправные и равноценные гипотезы.
Для человека, который относится к религии всерьез, «равная значимость различных ценностных ориентаций» – например, ценностных ориентаций дикого людоеда и апостола Павла – категорически неприемлема. А вариативные методисты верят в Бога так же искренне, как 15 лет назад верили в коммунизм. Религия для них всего лишь средство от лишнего интеллектуального развития. Из одних молодых голов мозги легче выбиваются кадилом, из других – журналом «Молоток» (если кто не в курсе – это такое замечательное издание, которое пропагандирует половые извращения среди несовершеннолетних).
Одно из преимуществ вариативности – то, что она позволяет выбирать средства, наиболее эффективные в данной конкретной ситуации.
Людей, которые этим занимаются, не надо считать невеждами и дураками. Когда очередной педагогический деятель призывает «избавиться от стереотипов мышления, присущих советской историографии» («Справочно-методическое пособие», с. 50), вы что думаете – он плохо знает историю? Он получил отличное советское образование и не хуже меня понимает, что после 1991 года не создано ничего такого, что давало бы основание свысока смотреть на выдающихся советских исследователей: А.А.Зимина, Ю.Я.Перепелкина, Н.И.Конрада, А.Я.Авреха, Н.Я.Эйдельмана… И методисты, нагромождающие наукообразную заумь вокруг «образовательных реформ» (с. 7–18), хорошо информированы о результатах (регресс по всем объективным показателям, характеризующим образовательный уровень населения, включая ооновский Индекс Развития Человеческого Потенциала; см.: В.Т.Рязанов. Кризис индустриализма и перспективы постиндустриального развития России в ХХI в. – Постиндустриальный мир и Россия. М., ИМЭМО РАН – Эдиториал УРСС, 2000, с. 512).
Дураки – это мы. Те, кто до сих пор спорит с вариативными манипуляторами о несчастной науке. Уличает в фактических ошибках господ, которые действуют безошибочно правильно, со сталинской последовательностью в достижении поставленной цели.

Авесхан МАКЕДОНСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru